1234567891011121314151617
181920212223242526◦27◦282930

Назад 27 ноября/10 декабря Далее IIIIIIIVVVIVIIVIIIIXX◦XI◦XII


 

Жития святых

Поиск


По свт. Димитрию Ростовскому:


Вмч. Иакова Персянина;


Прп. Палладия;


Свт. Иакова, еп. Ростовского;


Прп. Романа.


По свт. Феодосию Черниговскому:


Знамение Пресвятой Богородицы, бывшее в Новгороде Великом в 1170 году.


Новомученики и исповедники российские:


Сщмч. Николая, архиеп. Владимирского.


Сщмч. Василия пресвитера;


Сщмч. Бориса пресвитера;


Сщмч. Феодора пресвитера;


Сщмч. Николая пресвитера;


Сщмч. Алексия пресвитера;


Сщмч. Сергия пресвитера;


Прмч. Иоасафа;


Прмч. Николая;


Прмч. Алексия;


Мч. Иоанна.

 

Мученик Иоанн (Емельянов) [1]

Мученик Иоанн родился в 1876 году в селе Рыково Переславль-Залесского уезда Владимирской губернии в семье крестьянина Арсения Емельянова. Окончил сельскую школу и переехал в Москву, устроившись работать служащим в одном из учреждений. В Москве он поселился на Донской улице, в квартире, в которой впоследствии стал жить Алексей Петрович Гаврин, и так же, как и он, Иван Арсеньевич был прихожанином храма Ризоположения на Донской улице. Вместе с ним в квартире жили его брат и сестра. Все они были одного христианского духа, и вскоре их жительство стало подобно жизни монашеской общины, в особенности после начала гонений на Церковь, когда были уничтожены монастыри и монахи стали селиться в частных квартирах и домах. В комнате Ивана Емельянова Алексий Гаврин был пострижен в монашество, что было впоследствии поставлено властями в вину хозяину квартиры. Спустя десять дней после ареста монаха Алексия, 2 ноября 1937 года, был арестован и Иван Арсеньевич и затем заключен в Бутырскую тюрьму. На допросе следователь спросил его:

— Кто и в каких целях посещал на квартире Алексея Гаврина?

— Алексея Петровича Гаврина на квартире посещали очень многие. Посещал его священник Александр Хотовицкий и многие другие из ближайших селений, которые к Гаврину обращались за различными советами и за медицинской помощью. В прошлом он был ветеринарным фельдшером, и в силу этого к нему обращались крестьяне, когда у них болел скот. Кроме того, он лечил и людей.

— Следствие располагает данными, что Гаврин обращавшихся к нему за советами обрабатывал в антисоветском духе. Вы подтверждаете это?

— Нет, я это не подтверждаю, — ответил Иван Арсеньевич, а затем, подписываясь под ответом, чтобы уже не было никаких сомнений, вывел большими буквами «НЕТ».

— Гаврин в вашем присутствии производил прием своих почитателей? — спросил следователь.

— Да, иногда проводил прием и в моем присутствии.

— Следовательно, вы были очевидцем этих приемов?

— Да, я был очевидцем таких приемов.

— Гаврин разговор со своими почитателями вел в вашем присутствии или же он просил вас удалиться?

— Алексей Петрович Гаврин меня не стеснялся и беседы со своими почитателями проводил в моем присутствии, и я был свидетелем его бесед с посетителями.

— Воспроизведите характер этих бесед.

— В большинстве случаев Алексей Петрович Гаврин с посетителями проводил беседы на религиозные темы. Подробности его бесед я воспроизвести не могу.

— Следствие располагает данными, что вы являетесь одним из активных почитателей умершего афонского монаха Аристоклия и среди окружающих прославляете его как «святого». Вы подтверждаете это?

— Да, я не отрицаю, что являюсь почитателем умершего афонского монаха Аристоклия и несколько раз посещал его могилу вместе с Алексеем Гавриным, который прославляет его как святого старца.

— Ваше отношение к советской власти?

— Отношение мое к советской власти лояльное.

— По вашим словам, вы лояльно настроены к советской власти. В то же время вы распространяете контрреволюционные провокационные слухи о якобы имеющемся гонении на религию. Как вы расцениваете ваши действия?

— Контрреволюционных слухов я не распространял. Я человек верующий; в соответствии со своими религиозными убеждениями верю, что установление властей от человека не зависит. А поэтому мое отношение к советской власти безразличное. Для меня безразлично, какая власть будет. Была власть царя — я подчинялся ей и считал, что она установлена Богом, сейчас советская власть — я ей подчиняюсь, а если завтра будет еще какая-нибудь другая власть — и ей должен подчиниться. Человек не может укрепить существующую власть, она будет существовать столько, сколько ей положено.

— Среди окружающих вы заявляли, что советская власть — есть власть антихриста. Вы это подтверждаете?

— Не отрицаю. Действительно, я считаю, что советская власть — есть власть антихриста и послана народу в наказание.

— Вы разделяете мировоззрение советской власти о насильственном свержении господства эксплуататоров и захвате власти в руки народа?

— Я, как верующий, считаю, что, прежде всего, все люди братья и я не должен никому делать зла и лишать его тех достояний, которыми он владеет. В силу этого я не разделяю мировоззрения советской власти о насильственном захвате власти. Я против всякого насилия. Я сторонник мирного переустройства общества и мирного содружеского сотрудничества всех категорий людей, что советская власть отрицает, чем вносит вражду среди людей.

21 ноября следствие было закончено. Иван Арсеньевич был обвинен в том, что «является активным участником контрреволюционной церковно-монархической группировки, в контрреволюционных целях прославлял могилу умершего иеромонаха Аристоклия, организовывал на нее паломничества, свою квартиру предоставлял для совершения тайных пострижений в монашество». 23 ноября тройка НКВД приговорила его к расстрелу. Иван Арсеньевич Емельянов был расстрелян 10 декабря 1937 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

 


[1] ГАРФ. Ф. 10035, д. П-74889.

Назад / Далее...