НазадОглавлениеВперед

ГЛАВА XIX.

Закхей мытарь (1—10). Притча о минах (11—27). Вход в Иерусалим и очищение храма (28—48).

1—4. История Закхея мытаря составляет особенность евангелия Луки: У других евангелистов она не сообщается. Когда Господь, направляясь в Иерусалим, проходил чрез Иерихон (об Иерихоне см. Матф. XX, 29), то начальник местных мытарей (в Иерихоне получалось не мало пошли и с производства и от вывоза бальзама и потому было несколько мытарей), человек богатый, по имени Закхей (с евр. — чистый), очевидно, иудей, старался увидеть между проходившими Иисуса. — (Кто он, — т.е. кто из проходящих именно Иисус). Но это ему не удавалось, потому что он был мал ростом. — Забежав вперед, — т.е. в ту улицу, которую еще Христос не прошел, но должен был пройти, (по лучшему чтению εις έμπροσθεν, a по T.R. просто έμπροσθεν). —Влез на смоковницу — дерево это очевидно было довольно высокое. — Мимо нее. В греч. тексте стоить слово δι εκείνης, но предлог διά здесь лишний: его нет в лучших кодексах.

5—6. Знал ли Господь Закхея раньше — неизвестно. Он мог услышать имя мытаря от окружавших Его, которые знали Закхея и назвали его по имени, увидев его в странном положении на дереве. — Сегодня надобно быть Мне... Господь указывает Закхею на особенную важность для него нынешнего дня: Христос, согласно высшему определению (ср. ст. 10), должен остановиться у Закхея на ночлег (ср. выражение μειναι = быть с Иоан. I, 39).

7. Все — гиперболическое выражение. Речь идет об иудеях, которые сопровождали Христа до дома Закхея и видели, как Закхей встретил Господа при входе. — Зашел — точнее: вошел для того, чтобы здесь остановиться (ειση̃λθε καταλυ̃ςαι).

8. Вероятно, беседа какую имел Христос с Закхеем, придя к нему, произвела огромное впечатление на душу мытаря. Давая обет расплатиться с нищими и обиженными им, он выражает этим сознание своего недостоинства пред таким великим счастьем, какого он удостоился теперь: к нему пришел Сам Мессия. — Обидел — (εσυκοφάντησα) — т.е., если я кому повредил в материальном отношении своими доносами. Закхей мог, действительно, как глава мытарей, иметь большое значение в деле оштрафования торговцев, не внесших узаконенную пошлину за товар. — Вчетверо. Он рассматривает свой поступок как воровство: за воровство, по закону Моисееву, полагалось уплачивать вчетверо или даже впятеро стоимость украденного (Исх. XXII, 1).

9. Сказал ему — правильнее: в отношении к нему, Закхею (πρός αυτόν), обращаясь при этом к ученикам Своим и к бывшим в доме гостям. Дому сему, —т.е. всей семье Закхея. — И он сын Авраама — т. е. несмотря на свое презираемое всеми иудеями занятие, и Закхей имеет известные теократические права на спасение чрез Мессию. О нравственном его достоинстве здесь речи нет, и следующий стих подтверждает ту мысль, что Закхей, действительно, принадлежал к людям, которых не напрасно называли «погибшими».

10. Здесь Господь подтверждает истинность сказанного им в 9-м ст. Действительно, семье Закхея пришло спасение, потому что пришел Мессия, чтобы отыскивать и спасать подпавших вечной погибели. (ср. Матф. XVIII, 11).

11. Притча о минах сходна с приведенною у ев. Матфея в XXV-й гл. ст. 14—30 притчею о талантах. Ев. Лука поводом к произнесению этой притчи указывает то обстоятельство, что Господне возвещение о спасении дома Закхея (ст. 9) слышали ученики Христа и вероятно бывшие у Закхея гости, которые поняли это возвещение в том смысле, что теперь скоро Христос откроет Царство Божие для всех (Господь находился всего в 150 стадиях от Иерусалима). Понятно, что царство, какого они все ожидали было внешнее, политическое. Чтобы рассеять такое ожидание Господь и сказал нижеследующую притчу.

12. Очень может быть, что когда Господь говорил о человеке, хлопотавшем о получении себе царской власти, то имел в виду иудейского царя Архелая, который чрез путешествие в Рим добился утверждения своего в царском достоинстве, не смотря на протесты его подданных (И. Флавий. Древн. XVII, I1, 1). Так и Христос, прежде чем получить славное царство, должен будет уйти в дальнюю страну — на небо, к Отцу Своему, и потом уже явиться на земле во славе Своей. Впрочем такое сравнение нет необходимости делать, так как главная мысль в притче не эта, а мысль об осуждении лукавых рабов (ст. 26—27).

13. Человек призвал десять своих собственных (εαυτου̃) рабов, от которых мог ожидать, что они будут соблюдать Его интересы (ср. Матф. XXV, 14). — Мин. Мина еврейская равнялась ста сиклям, — т.е. 80 рублям. Аттическая мина равнялась ста драхмам — если это была мина серебряная, т.е. 20 рублям. Но мина золотая равнялась 1250 рублям. В ев. Матфея счет ведется более крупный — на таланты, но там человек раздает все свое имение, чего не сказано здесь о человеке, отправлявшемся искать себе царство. — Употребляйте их в оборот — т.е. заведите на них торговлю. — Под рабами, конечно, нужно разуметь учеников Христовых, а под минами —разные полученные ими от Бога дарования.

14. Под гражданами, не пожелавшими упомянутого выше человека иметь своим царем, нужно разуметь единоплеменников Христа, неверующих иудеев.

15. (См. Матф. XXV, 19). — Кто что приобрел — правильнее: то что предпринял.

16—17. См. Матф. XXV, 20—21.

18—26. См. Матф. XXV, 28—29.

27. Здесь царь отводит свой взор от лукавого раба и вспоминает о врагах своих, о которых шла речь в 14-м стихе. — Избейте предо мною — образ, обозначающий осуждение врагов Христа на вечную смерть.

Притча таким образом касается как судьбы неверующих во Христа Иудеев, так — и это главный ее предмет — будущей судьбы учеников Христа. Каждому ученику дан известный дар, каким он должен служить Церкви, и если он не использует как должно этот дар, он будет наказан исключением из царства Мессии, тогда как прилежные исполнители воли Христа получать высшие награды в этом царстве.

28—38. Здесь ев. Лука говорит о входе Христа в Иерусалим согласно с ев. Марком (см. Марк XI, 1—10; ср. Матф. XXI, 1—16). Но при этом он делает кое где прибавления, а где и сокращения. — Пошел далее — точнее: шествовал впереди (επορεύετο έμπροσθεν) Своих учеников (ср. Марк. X, 32). — К горе называемой Елеонской — правильнее: к горе Елеон. (ελαιών — значит: масличная роща. Иосиф Флавий также употребляет название: Елеон гора Древн. VII, 9, 2). — Когда приблизился к спуску с горы Елеонской. Там, где был спуск с горы, можно было видеть Иерусалим во всем его великолепии. Понятен поэтому внезапный взрыв восторженных криков народа, сопровождавшего Христа как своего царя, вступавшего в свою столицу. — Учеников. Это ученики в самом широком смысле этого слова. — Какие видели они — конечно раньше, когда ходили за Христом. — Благословен Царь. Царем обозначают Господа ученики только у ев. Луки и у Иоанна (Иоан. XII, 13). — Мир на небесах и слава в вышних! Этими словами (у ев. Луки заменено восклицание: осанна в вышних (Матф. и Марк.). Он так сказать разделяет осанну на два восклицания. Мир на небесах — т.е. спасение на небесах, у Бога, Который и будет раздавать теперь это спасение чрез Мессию и — затем — 2) слава в вышних, т. е. Бог будет прославлен за это ангелами в вышних, на высоте.

39—44. Этот отдел находится только у одного еванг. Луки. Некоторые фарисеи, выйдя из толпы народа, в которой они находились, обратились ко Христу с предложением запретить Своим ученикам так кричать. Господь отвечал на это, что такого взрыва хвалы, обращенной к Богу, нельзя остановить. При этом Он употребил поговорку о камнях, которая встречается и в Талмуде. Затем когда Он приблизился к городу, то, поглядев на него, заплакал — заплакал о нем громко (έκλαυσεν επ αυ., а не εδάκρυσεν, как при гробе Лазаря. Иоан. XI, 35). — Если бы и ты... Речь обрывается, как бывает с плачущими (Зигабен). К миру или к спасению Иерусалиму должна была, конечно, послужить вера в Христа как в обетованного Мессию (ср. XIV, 32). — И ты — подобно Моим ученикам. — В сей твой день, — т.е. в этот день, который мог бы быть для тебя днем спасения. — Ныне... т.е. но при настоящих отношениях это невозможно: Богом сокрыто осталось от тебя это спасение (εκρύβη — указывает на Божие определение ср. Иоан. XII, 37 и сл.; Рим. XI, 7 и сл.). — Ибо придут на тебя дни,.. Господь только что сказал, что от Иудейского народа скрыто то, что служит к его спасению. Теперь Он доказывает эту мысль, ссылаясь на несомненно ожидающую этот народ кару. — Обложат тебя окопами. Это исполнилось во время осады Иерусалима римлянами, когда Тит, для того чтобы не допускать подвоза в Иерусалим съестных припасов, обложил его валом или палисадом, который был сожжен осажденными и потом заменен уже стеною. — Разорят тебя — точнее: сравняют тебя с землею (εδαφιου̃σι). — Побьют детей твоих в тебе. Город в Св. Писании часто представляется под образом матери (см. Иоил. II, 23; Ис. XXXXI, 8), а поэтому под детьми нужно разуметь обитателей города. — Времени посещения твоего, т.е. определенного пункта времени, когда Бог проявил о тебе особенное попечение, предлагая тебе принять через Меня мессианское спасение (τ. καιρόν τ. επισκοπη̃ς — ср. 1 Петр. II, 12).

45—48. Об очищении храма ев. Лука говорит согласно с Марком ( Марк. XI, 15—17) и отчасти с Матфеем ( Матф. XXI, 12—13). — И учил каждый день в храме. Ев. Лука отмечает факт ежедневного появления Христа в храме как учителя для того, чтобы сделать переход к предмету следующей главы. На это учение намекает и ев. Марк (XI, 18). — Неотступно слушал. Внимание, с каким слушать народ Христа, являлось препятствием для врагов Христа в их замыслах против Него.

 

НазадОглавлениеВперед