НазадОглавлениеВперед

ГЛАВА XVIII.

Притча о вдове (1—8). Притча о фарисее и мытаре (9—14). Благословление детей и опасность богатства (16—30). Предсказание Христа о Своей смерти и исцеление слепого близ Иерихона (31—43).

1. Слова Христа о том, что ученики не увидят дня Сына человеческого, не найдут себе подкрепления в наступлении дня суда (XVII, 22), произвели, конечно, на них тяжелое впечатление. Чтобы показать, что они все же не должны унывать, Господь говорить им притчу, которая вразумляет их, что Бог все таки слышит и услышит просьбы Своих избранных (т.е. их, учеников Христа) и исполнит их. — Всегда молиться. Некоторые толкователи разумеют здесь «постоянное стремление души к Богу», которое должно продолжаться в течении жизни, хотя для молитвы бывают часы более сильной и сосредоточенной теплоты (Тренч стр. 408). Но употребленный здесь глагол молиться (προσεύχεσθαι) означает действительную молитву, в прямом значении этого слова. Что же касается выражения «всегда» (πάντοτε), то оно несомненно имеет смысл гиперболический. Так это слово часто употребляется в Св. Писании (напр. скорбь моя всегда предо мною. — Пс. 37, 18. — Пребывали всегда в храме — Лук. XXIV, 53). — Не унывать — по связи речи, не унывать во время молитвы, когда видят, что она не исполняется. — Содержание и цель притчи здесь указывает сам евангелист, а не Христос (как почему то утверждает Тренч. Стр. 408).

2—5. Судья (см. Матф. V, 25). — Притча эта очень напоминает собою притчу о друге, пришедшем в полночь с просьбою к другу (Лук. ХI, 5 и сл.). Как там, так и здесь удовлетворение просьбы получается в силу особой настойчивости, с какою там друг выпрашивает хлеба у друга, а здесь вдова просит неправедного судью разобрать ее дело. — Чтобы она не приходила больше докучать мне — точнее: подставлять мне синяки под глаза. Судья шутя говорить, что пожалуй женщина дойдет в своем отчаянии до того, что станет бить его (υποπιάξημε) по лицу.

6—8. Смысл нравоучения, выводимого из притчи Христом, следующий. Христос как бы учить: «Слушайте, что говорить судья неправедный! Но Бог — Он ли не защитить избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь? Ужели можно сказать, что Он медлителен в отношении к ним? (по принятому у нас греч. тексту здесь стоить прич. μακροθυμων, а по более проверенному тексту нужно читать μακροθυμει — 3-е лицо наст. врем.) Разве может Он не придти к ним на помощь? — Тем не менее если Христос здесь отрицает действительно замедление со стороны Бога, то Он не говорит, чтобы дело не представлялось иначе и избранным Божиим. Им может казаться, что такое замедление существует, потому что Бог, по Своей премудрости, не всегда исполняет просьбы и людей благочестивых, отлагая это до известного времени. После этого Христос с особою силою высказывает такое положение: «Бог сотворить отмщение, о котором вопиют Его избранники, вскоре», т. е. быстро, когда это нужно будет, освободит Своих избранников от их врагов, которые понесут наказание при втором пришествии Христа, и прославить этих избранников в Царстве Мессии (ср. 21, 22). Хотя идея этого отмщения в евангелии от Луки и не имеет той резкой формы, какую она получила других новозаветных писателей, напр., в Апокалипсисе, тем не менее все таки и она вообще не чужда ев. Лук (ср. I, 51 и сл. 71 и сл,). — Но Сын человеческий пришед найдет ли веру на земле? Эти слова несомненно стоят в связи с предыдущею идеею о последнем суде. Христос как бы говорит: Это уже несомненно, что Сын Человеческий придет, чтобы помочь верующим и наказать неверующих. Но вопрос в том, много ли больше веры найдет Он в Себе, приходя во второй раз, чем нашел при первом Своем пришествии на землю? Здесь Господь повторяет мысль, высказанную Им при изображении времени второго пришествия в гл. XVII — ст. 26 и сл. По Тренчу (стр. 415) и еп. Михаилу, Здесь речь идет об умалении веры в верующих, о некотором ее ослаблении. Но Христос не говорит, что мало найдет веры в среде христианства, а вообще изображает состояние человечества: веру на земле (επί της γης). Грусть слышится в этих словах Христа: Ему больно, что придется к большинству людей применить строгое осужденье, вместо того, чтобы их помиловать и сделать участниками Своего славного царства.

9. Притча о мытаре и фарисее находится только у одного ев. Луки. Целью притчи несомненно было — несколько понизить сознание собственного достоинства среди учеников Христа (избранные ст. 7-й) и научить их смирению. Их и нужно разуметь под теми, которые слишком высоко ставили свою праведность и унижали других. К фарисеям же Христос не мог обратиться с притчею, в которой прямо выводится фарисей. Притом фарисей, выведенный в притче, вовсе не показался бы фарисеям заслужившим осуждение от Бога: его молитва должна была им казаться совершенно правильною.

10. Вошли — точнее: поднялись ανέβησαν). Храм стоял на горе. — Фарисей — см. Матф. III, 7. — Мытарь — см. Матф. V, 46.

11. Став. Молились иудеи обыкновенно стоя ( Матф. VI, 5). — Сам в себе. Эти слова по русск. тексту, согласному с Т. Вес., относятся к слову «молился» и обозначают молитву «про себя», не выраженную громко. По другому чтению, слово это относится к слову став (И. Вейс) и будет указывать на то, что фарисей не хотел приходить в соприкосновение с такими людьми, как мытарь. Последнее мнение, впрочем, едва ли можно принять, потому что этого не допускает смысл греческого выражения (поставлено здесь не κάθ εαυτόν, а πρός εαυτόν). — Боже! благодарю Тебя. Фарисей начинает молитву как должно, но сейчас же переходить к осуждению ближних и к возвеличению себя самого. Это не Бог дал ему силы совершать добрые дела, а он сам все сделал. — Сей мытарь — правильнее: вон тот, мытарь!—выражение презрения.

12. Кроме отрицательных качеств, какие приписал себе фарисей выше (он — не грабитель, не обидчик, не прелюбодей), он говорит теперь о своих положительных заслугах пред Богом, Вместо того, чтобы поститься один раз в году — в праздник очищения (Лев. ХVI, 29), он, подобно другим набожным Иудеям, постится еще два дня в неделю — во второй и пятый (ср. Матф. VI, 16). Вместо того, чтобы давать на нужды храма только десятину от прибыли, получаемой ежегодно в стаде, или от плодов (Числ. XVIII, 25), он дает десятину от всего, что получает — с самых, напр., мелких трав ( Матф. XXIII, 23).

13. Мытарь в это время стоял вдалеке от фарисея (доселе речь шла только о фарисее — значит и расстояние указывается по направлению от него). Он не смел выступить на видное место, где, без сомнения, смело стал фарисей, и молился Богу только о том, чтобы Бог был милостив к нему, грешнику. При этом он ударял себя в грудь — в знак печали (ср. VIII, 52). Он думал только о себе, ни с кем себя не сравнивал и ничем себя не оправдывал, хотя конечно и мог бы сказать что-нибудь в свое оправдание.

14. После такой молитвы мытарь пошел (точнее: сошел, ср. 10 ст.) домой оправданным, т.е. Бог признал его праведным и дал ему это почувствовать особою радостью сердца, особым чувством умиления и успокоения (Тренч стр. 423), потому что оправдание не есть только акт, совершающейся в Боге, но и переходит на оправданного человека. Мысль об этом оправдании, как совмещающем в себе и признание человека праведным и усвоение человеком праведности Божией, раскрыта была еще ранее написания ев. Луки апостолом Павлом в его посланиях, и, без сомнения, ев. Лука, употребляя выражение «оправданный», понимал его так, как его учитель, ап. Павел. — Более, нежели тот. Это не значит, что и фарисей был оправдан, хотя и не в такой степени, как мытарь: фарисей ушел, как об этом говорить контекст речи, прямо осужденным. — Ибо всякий — мысль вполне подходящая в притче. Смысл изречения см. в XIV, 11.

15—17. После заимствований из известного ему источника, ев. Лука снова начинает повествовать о событиях путешествия Христа в Иерусалим, следуя главным образом ев. Марку (см. Марк. X, 13—16; ср. Матф. XIX, 13—14). — Приносили к Нему и младенцев (τά βρέφη — детей самого раннего возраста). — Подозвав их, сказал. В русск. перевод, по-видимому, речь об учениках, но, как видно из греческ. текста, зов Христа был обращен к самим малюткам (προσκαλ. αυτά), а речь (сказал) — к ученикам.

18—30. Беседа об опасности от богатства приведена у ев. Луки согласно с ев. Марком (см. Марк. X, 17—31). Ев. Матфей приводить эту беседу с некоторым пополнением ответа Петру (см. Матф. XIX, 16—30). — Некто из начальствующих (άρχων) — может быть, предстоятель синагоги. Это определение собеседнику Христа сообщает только один ев. Лука.

31—43. Предсказание Христа о Своей смерти и исцеление слепца близ Иерихона ев. Лука передает, следуя ев. Марку (см. Марк. X, 32—34, 46—52). — Совершится все написанное чрез пророков — это прибавление ев. Луки, т.е. ближе всего пророчества Захарии (XI, 12 и сл.; XII, 10; ср. Ис. LIII). — Они ничего не поняли, —т. е. не могли представить себе, как может быть умерщвлен Мессия (ср. IX, 45). — Когда же Он подходил к Иерихону. Исцеление слепца таким образом по ев. Луки совершилось пред входом Господа в город, а по Марку и Матфею по выходе из города. Это противоречие можно объяснить тем, что в то время Господь исцелил двух слепцов, как и сообщает ев. Матфей (XX, 30) — одного пред входом в Иерихон, а другого — по выходе из этого города. О первом и сообщает ев. Лука.

 

НазадОглавлениеВперед