НазадОглавление

ХРИСТИАНСКОГО КАТИХИЗИСА ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

 О ЛЮБВИ

О союзе между верою и любовью.

 

480. Какое должно быть действие и плод истинной веры в Христианине?

481. Недовольно ли для Христианина одной веры, без любви и добрых дел?

482. Не можно ли, напротив, спастись любовью и добрыми делами, без веры?

483. Что должно думать о такой любви, которая не сопровождается добрыми делами?

 

480. Действием и плодом истинной веры в христианине должны быть Любовь? и сообразные с ней добрые дела. "0 Христе бо Иисусе, — говорит Апостол Павел, — ни обрезание что может (не имеет силы), ни необрезание? но вера любовию поспешествуема (действующая любовью)." (Гал. 5,6).

481. Для христианина одной веры, без любви и добрых дел, недостаточно. Ибо вера без любви и добрых дел является недействующей и мертвой, а потому не может привести к Вечной Жизни. Не любяй бо брата пребывает в смерти. (1 Ин. 3,14). Кая польза, братие моя, аще веру глаголет кто имети, дел же не имать? еда может (может ли) вера спасти его? Якоже бо тело без духа мертво есть, тако и вера без дел мертва есть. (Иак. 2,14,26).

482. Невозможно спастись любовью и добрыми делами без веры, ибо не может быть, чтобы человек не имеющий веры в Бога, истинно любил Его. При том человек, поврежденный грехом, не может творить истинно добрых дел, если не получит через веру в Иисуса Христа духовной силы или благодати Божией. Без веры невозможпо угодити Богу: веровати же подобает приходящему к Богу, яко есть (ибо надо, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть), и взыскающим Его мздовоздатель бывает (и ищущим Его воздает). (Евр. 11,6) Елицы бо от дел закона суть (все утверждающиеся на делах закона), под клятвою суть, писано бо есть: проклят всяк, иже не пребудет во всех писанных (кто не исполняет постоянно всего, что написано) в книзе законней, яко творити я. (Гал. 3,10). Мы бо духом от веры упования правды ждем (мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры). (Гал. 5, 5.) Благодатию бо есте спасени чрез веру, и сие не от вас, Божий дар не от дел, да никтоже похвалится. (Еф. 2,8-9).

483. Та любовь, которая не сопровождается добрыми делами, не истинна. Ибо истинная любовь естественно проявляет себя через добрые дела. Господь Иисус Христос говорит: "Имеяй заповеди Моя, и соблюдаяй их, той есть любяй Мя; аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет." (Ин. 14,21,23). Апостол Иоанн пишет: "Сия бо есть любы Божия (это есть любовь к Богу), да заповеди Его соблюдаем." (1 Ин. 5,3). "Не любим словом, ниже (и даже не) языком, но делом и истиною." (1 Ин. 3,18).

 О Законе Божием и заповедях

484. Какие мы имеем средства распознавать добрые дела от худых?

485. Говорит ли Св. Писание о внутреннем законе?

486. Если есть в человеках внутренний закон, то на что еще дан внешний?

487. Когда и каким образом дан человекам внешне закон Божий?

488. Какие главные и всеобщие заповеди сего закона?

489. Если заповеди сии даны народу Израильскому, то должно ли и нам поступать по ним?

490. Иисус Христос учил ли поступать по десяти заповедям?

 

484. Средства для распознавания добрых дел и худых (злых, дурных) — Закон Божий внутренний, или свидетельство совести, и Закон Божий внешний, или заповеди Божии.

485. В Священном Писании Апостол Павел говорит о язычниках: Иже являют (они показывают, что) дело законное написано в сердцах своих, спослушествующей им совести, и между собою помыслом осуждающим или отвещающим (о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую). (Рим. 2,15.)

486. Хотя и есть в людях внутренний закон, но дан еще и внешний. Он дан потому, что люди не слушались внутреннего закона, и, ведя плотскую и греховную жизнь, заглушали в себе голос духовного закона, потому и нужно было напомнить его им внешне, посредством заповедей. Что убо закон? Преступлений ради приложися (он дан по причине преступлений). (Гал. 3,19.)

487. Внешне людям дан Закон Божий следующим образом. Когда происшедший от Авраама народ еврейский чудесно был освобожден от рабства египетского, тогда на пути в обещанную им землю, в пустыне, на горе Синай, Бог явил присутствие Свое в огне и облаке, и дал Закон через вождя израильтян Моисея.

488. Главные и всеобщие заповеди этого Закона — следующие десять, которые были написаны на двух скрижалях или каменных досках:

1. Аз есмь Господь Бог твой: да не будут тебе бози инии, разве Мене.

2. Не сотвори себе кумира и всякаго подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах под землею: да не поклонишися им, ни послужиши им.

3. Не возмеши имене Господа Бога твоего всуе.

4. Помни день субботный, еже святити его: шестъ дней делай, и сотвориши (в них) вся дела твоя; в день же седмый, суббота Господу Богу твоему.

5. Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли.

6. Не убий.

7. Не прелюбы сотвори.

8. Не укради.

9. Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна.

10. Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближняго твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякаго скота его, ни всего, елика суть ближняго твоего. (Исх. 20, 1-17).

489. Заповеди эти даны народу израильскому, но и нам следует поступать по ним, потому что в сущности они есть тот же Закон, который, по словам Апостола Павла, написан в сердцах у всех людей, дабы все поступали по нему.

490. Господь Иисус Христос учил поступать по десяти заповедям. Он повелевал для приобретения Жизни Вечной сохранять заповеди, учил понимать и исполнять их более совершенно, чем до Него их понимали. (Мф. 19,17; 5,1—48).

 О разделении заповедей на две скрижали

491. Что значить, что десять заповедей разделены были на две скрижали?

492. Не говорил ли о сем чего Иисус Христос?

493. Все ли человеки суть ближние наши?

494. А почему еще нет заповеди о любви к самому себе?

495. Какой должен быть порядок в любви к Богу, ближнему и к самому себе?

496. Если весь закон заключается в двух заповедях, то для чего разделены они на десять?

497. В которых заповедях предписываются должности к Богу?

498. Какие именно должности?

499. В которых заповедях предписываются должности к ближним?

500. Какие должности?

501. Не заключается ли в десяти заповедях и должностей к самим себе?

 

491. Десять заповедей были разделены на две скрижали. Это значит, что в них заключаются два вида любви, то есть любовь к Богу и любовь к ближнему, и поэтому предписываются два рода обязанностей.

492. О6 этом говорил Господь Иисус Христос. На вопрос: Кая (какая) заповедь больши есть в законе? — Он отвечал: "Возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею мыслию твоею. Сия есть первая и большая заповедь. Вторая же подобна ей: возлюбиши искренняго (ближнего) твоего, яко сам себе. В сию обою заповедию (на этих двух заповедях) весь Закон и пророцы висят (утверждаются)." (Мф. 22,36-40).

493. Все люди являются нашими ближними. Потому что все — создания Единого Бога, и произошли от одного человека. Но присные в вере сугубо (вдвойне, особенно) близки нам, как чада единого Отца Небесного, по вере в Господа Иисуса Христа.

494. Нет заповеди о любви к самому себе потому, что и без заповеди, по природе, никтоже когда свою плоть возненавиде, но питает и греет ю. (Еф. 5,29).

495. В любви к Богу, ближнему и к самому себе должен быть следующий порядок. Любить себя следует только для Бога, и частию для ближних; любить ближних следует для Бога; а любить Бога нужно для Него Самого, и больше всего. Любовь к себе следует приносить в жертву любви к ближним. Больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя (Ин. 15, 13). А любовь к себе и к ближним нужно приносить в жертву любви к Богу. "Иже любит отца, или матерь паче (более, нежели) Мене, — говорит Иисус Христос, — несть Мене достоин; и иже любит сына или дщерь (дочь) паче Мене, несть Мене достоин." (Мф. 10,37).

496. Хотя весь Закон заключается в двух заповедях, но они, тем не менее, разделены на десять, чтобы яснее представить обязанности наши к Богу и ближнему.

497. Обязанности к Богу предписываются в первых четырех заповедях.

498. Это следующие обязанности. В первой заповеди предписывается познавать и чтить Истинного Бога. Во второй — избегать ложного Богопочтения. В третьей — не нарушать Богопочтения даже словом. В четвертой — соблюдать порядок во времени и в делах Богопочтения.

499. Обязанности к ближним предписываются в последних шести заповедях.

500. Это следующие обязанности. В пятой заповеди предписывается любить и почитать ближних, особенно близких наших, начиная с родителей. В шестой заповеди — не вредить жизни ближних. В седьмой — не вредить чистоте нравов их. В восьмой — не вредить их собственности. В девятой — не вредить им словом. В десятой — не желать вредить им.

501. Что касается обязанностей (по отношению) к самим себе, то они заключаются в заповедях об обязанностях к ближним , потому что ближнего любить следует так же, как самого себя.

 О первой заповеди

502. Что значат слова: Аз есмь Господь Бог твой?

503. Из повеления познавать Бога, какие можно вывести особенные должности?

504. Что предписывается в словах: да не будут тебе бози инии, разве Мене?

505. Какие должности относятся ко внутреннему Богопочтению?

506. Какие должности относятся к наружному Богопочтению?

507. Чтобы точнее разуметь и соблюдать первую заповедь, нужно еще знать: какие могут быть грехи против нее?

508. Почему должно думать, что человекоугодие и человеконадеяние противны первой заповеди?

509. Как говорить Св. Писание о человекоугодии?

510. Как говорит Св. Писание о человеконадеянии?

511. Чтобы лучше успеть в исполнении должностей своих к Богу, как должен поступить человек с самим собою?

512. Что значит отвергнуться себя?

513. Какое утешение может иметь человек, когда, отвергаясь себя, лишается многих естественных удовольствий?

514. Если первая заповедь предписывает благоговейно почитать единого Бога: то согласно ли с сею заповедью почитание Ангелов и святых человеков?

 

502. Словами "Аз есмь Господь Бог твой" Бог как бы указывает на Самого Себя человеку, и следовательно, повелевает познавать Господа Бога.

503. Из повеления познавать Бога можно вывести особые обязанности. 1. Нужно учиться Богопознанию, как важнейшему из всех знаний. 2. Нужно прилежно слушать поучения о Боге и о делах Его в Церкви и благочестивые разговоры об этом дома. 3. Нужно читать или слушать книги, научающие Богопознанию: во-первых, Священное Писание, во-вторых, писания Святых отцов.

504. Словами "Да не будут тебе бози инии разве Мене" предписывается обращаться и прилепляться (стремиться к соединению) к Единому Истинному Богу, или что то же, благоговейно почитать Его.

505. Следующие обязанности относятся ко внутреннему Богопочтению: 1. Веровать в Бога. 2. Ходить пред Богом, то есть, памятовать о Боге, и во всем поступать осмотрительно, потому что Он видит не только дела, но и сокровеннейшие помышления наши . 3. Бояться Бога, или благоговеть перед Ним, то есть, считать гнев Отца Небесного величайшим для себя несчастьем и потому стараться, чтобы не прогневать Его. 4. Надеяться на Бога. 5. Любить Бога. 6. Повиноваться Богу, то есть, непрестанно быть готовым делать то, что Он повелевает, и не роптать, когда Он не то делает с нами, чего бы мы желали. 7. Поклоняться Богу, как Существу Высочайшему. 8. Прославлять Бога, как Всесовершенного. 9. Благодарить Бога, как Творца, Промыслителя и Спасителя. 10. Призывать Бога, как Всеблагого и Всемогущего Помощника во всяком добром начинании.

506. Следующие обязанности относятся к наружному (внешнему) Богопочтению: 1. Исповедовать Бога, то есть, признавать, что Он наш Бог, и не отрицаться (отказываться) от Него, хотя бы за признание Его надлежало пострадать и умереть. 2. Участвовать в общественном Богослужении, установленном от Бога и учрежденном Православной Церковью.

507. Чтобы лучше понимать и точнее соблюдать первую заповедь, нужно еще знать грехи против нее. 1. Безбожие, когда люди, которых Псалмопевец по справедливости называет безумными, желая избавиться от страха суда Божия, говорят в сердце своем: несть Бог (нет Бога). (Пс. 13,1.) 2. Многобожие, когда, вместо Единого Истинного Бога признают многие мнимые божества. 3. Неверие, когда, признавая, что Бог есть, не верят Его провидению и откровению. 4. Ересь, когда люди к учению веры примешивают мнения, противоречащие Божественной Истине. 5. Раскол, то есть, своевольное уклонение от единства Богопочтения, и от Православной Кафолической Церкви Божией. 6. Богоотступление, когда отрекаются от истинной веры, из страха человеческого или для мирских выгод. 7. Отчаяние, когда совсем не надеются получить от Бога благодать и спасение. 8. Волшебство, когда, оставляя веру в силу Божию, верят тайным и большей частью злым силам тварей, и в особенности злых духов, и стараются действовать ими. 9. Суеверие, когда верят какой-нибудь обычной вещи, как если бы она имела Божественную силу, и на нее, вместо Бога, надеются, или ее боятся; так, например, верят старой книге и думают, что по ней только можно спастись, а не по новой, хотя новая содержит то же учение и то же Богослужение. 10. Леность по отношению к учению благочестия, молитве и общественному Богослужению. 11. Любление твари паче (более, чем) Бога. 12. Человекоугодие, когда угождают людям так, что для того нерадят о угождении Богу. 13. Человеконадеяние, когда кто надеется на способности и силы свои или других людей, а не на милость и помощь Божию.

508. Человекоугодие и человеконадеяние противны первой заповеди, потому что человек, которому мы угождаем, или на которого надеемся до забвения Бога, некоторым образом есть для нас иной бог, вместо Бога Истинного.

509. В Священном Писании Апостол Павел говорит о человекоугодии: Аще бо бых еще человеком угождал (если бы я и поныне угождал людям), Христов раб не бых убо был (не был). (Гал. 1,10.)

510. Священное Писание говорит о человеконадеянии: Сия глаголет Господь: проклят человек, иже надеется на человека, и утвердит плоть мышцы своея на нем (и плоть делает своей опорой), и от Господа отступит сердце его. (Иер. 17,4-5).

511. Чтобы лучше преуспеть в исполнении своих обязанностей к Богу, человек должен отречься от самого себя. "Иже хощет по Мне ити (кто хочет идти за Мной), — говорит Господь Иисус Христос, — да отвержется себе." (Мк. 8,34).

512. Отвергнуться себя означает, по объяснению святителя Василия Великого, следующее: "Сам себе отрицается той, иже (тот, кто) совлечеся ветхаго человека с деяньми его, тлеющаго в похотех прелестных (истлевающего в обольстительных похотях). Отрицается и всех пристрастий мирских, яже препятствовати могут намерению благочестия. Совершенное отвержение в том состоит, еже и к самой жизни безпристрастну быти, и осуждение (размышление о) смерти имети, во еже бы (чтобы) на себе не надеятися." (Пространные нравственные ответы, 8).

513. Человек, когда отвергается себя и лишается многих естественных удовольствий, может иметь утешение благодатное, Божественное, которого и сами страдания нарушить не могут. Зане, якоже избыточествуют (по мере того, как умножаются) страдания Христова в нас, тако Христом избытучествует и утешение наше. (2 Кор. 1,5).

514. Первой заповеди, которая предписывает благоговейно почитать Единого Бога, совершенно соответствует и правильное почитание Ангелов и Святых человеков, потому что в них мы почитаем благодать Божию, в них обитающую и действующую, и через них просим помощи у Бога.  

О второй заповеди

515. Что такое кумир, о котором говорится во второй заповеди?

516. Посему, что запрещает вторая заповедь?

517. Не запрещается ли чрез сие иметь какие бы то ни было священные изображения?

518. Почему сей пример достопримечателен для Православной Христианской Церкви?

519. Что есть икона?

520. Согласно ли со вторю заповедью употребление Святых икон?

521. В каком расположении духа должно быть во время поклонения иконам?

522. Как вообще называется грех против второй заповеди?

523. Нет ли еще грехов против второй заповеди?

524. Почему любостяжание относится к идолопоклонству?

525. Если вторая заповедь запрещает корыстолюбие, то чему она тем самым научает?

526. Почему чревоугодие относится к идолопоклонству?

527. Если вторая заповедь запрещает чревоугодие, то чему она тем научает?

528. Почему гордость и тщеславие относятся к идолопоклонству?

529. Нет ли еще порока, близкого к идолопоклонству?

530. Если вторая заповедь запрещает гордость, тщеславие и лицемерие, то чему она тем научает?

 

515. Во второй заповеди говорится о кумире. В самой заповеди объяснено, что кумир, или идол, есть изображение какой-нибудь твари: небесной, или земной, или в водах живущей, которой, вместо Бога, поклоняются и служат.

516. Вторая заповедь запрещает поклоняться идолам, как мнимым божествам, или как изображениям ложных богов.

517. Иметь какие бы то ни было священные изображения отнюдь не запрещается. Это ясно видно из того, что пророк Моисей, через которого Богом дана заповедь, запрещающая кумиры, в то же время получил от Бога повеление поставить в Скинии, или подвижном (передвижном) храме еврейском, золотые священные изображения Херувимов, и притом в той, внутренней, части храма, к которой народ обращался для поклонения Богу.

518. Этот пример примечателен для Православной Христианской Церкви, потому что он объясняет правильность употребления в Православной Церкви святых икон.

519. Слово "икона" (с греческого) значит образ, или изображение. В Православной Церкви этим наименованием называются священные изображения Бога, явившегося во плоти, Господа нашего Иисуса Христа, Пречистой Его Матери и святых Его.

520. Употребление святых икон было бы не согласно со второй заповедью только в том случае, если бы кто стал боготворить их. Но этой заповеди нисколько не противоречит почитание икон, как изображений священных, и употребление их для благоговейного воспоминания дел Божиих и святых Его, ибо в этом случае иконы суть книги, написанные вместо букв лицами и вещами. (свт. Григорий Великий. Письма, кн. 9, письмо 9, к Серену епископу).

521. Во время поклонения иконам следует быть в следующем расположении духа: взирающий на них должен умом взирать к Богу и святым, которые на них изображены.

522. Грех против второй заповеди называется идолопоклонством.

523. Кроме грубого идолопоклонства, есть еще более тонкие грехи против второй заповеди, к которым принадлежат: 1)любостяжание; 2)чревоугодие, или лакомство, объедение и пьянство; 3) гордость, к которой относится также тщеславие.

524. Любостяжание относится к идолопоклонству. Апостол Павел говорит, что лихоимание (любостяжание) есть идолослужение. (Кол. 3,5). Потому что любостяжательный человек более работает богатству, нежели Богу.

525. Вторая заповедь запрещает корыстолюбие и тем самым научает нелюбостяжанию и щедрости.

526. Чревоугодие относится к идолопоклонству потому, что чревоугодники выше всего ставят чувственное удовольствие, и потому, говорит Апостол, что у них бог чрево, или, иначе сказать, чрево есть их идол. (Флп. 3,19).

527. Вторая заповедь запрещает чревоугодие и тем самым научает воздержанию и посту.

528. Гордость и тщеславие относятся к идолопоклонству, потому что гордый выше всего ценит свои способности и преимущества, и таким образом, они для него суть идол; тщеславный желает, чтобы и другие этого идола почитали. Такое расположение гордого и тщеславного даже чувственным образом проявилось в вавилонском царе Навуходоносоре, который поставил сам себе золотого идола и велел поклоняться ему. (Дан. 3).

529. Есть еще порок, близкий к идолопоклонству — это лицемерие, когда кто-либо внешние дела благочестия, как, например, пост и строгое соблюдение обрядов, использует для приобретения уважения народа, не думая о внутреннем исправлении своего сердца. (Мф. 6,5-7).

530. Вторая заповедь запрещает гордость, тщеславие и лицемерие и тем самым научает смирению и деланию добра втайне.

 О третьей заповеди

531. Как бывает то, что имя Божие приемлется всуе?

532. Какие грехи запрещаются третьею заповедью?

533. Нет ли в Священном Писании особенного запрещения божбы в разговорах?

534. Не запрещается ли чрез сие и всякая клятва в делах общественных?

 

531. Имя Божие приемлется всуе, или понапрасну произносится, когда произносится в разговорах бесполезных и суетных, а тем более напрасно, когда произносится лживо или с нарушением благоговения.

532. Третьей заповедью запрещаются следующие грехи: 1) богохуление, или дерзкие слова против Бога; 2) ропот на Бога, или жалобы на Его Провидение; 3) кощунство, когда священные предметы обращаются в шутку или в поругание; 4) невнимательность в молитве; 5) ложная клятва, когда утверждают клятвой то, чего нет; 6) клятвопреступление, когда не исполняют справедливой и законной клятвы; 7) нарушение обетов, данных Богу; 8) божба, или легкомысленное употребление клятвы в обыкновенных разговорах.

533. В Священном Писании есть особое запрещение божбы в разговорах. Спаситель говорит: "Аз же глаголю вам, не клятися всяко (не клянись вовсе). Буди же слово ваше, ей, ей, ни, ни: лишше же сею, от неприязни есть ("да, да", "нет, нет"; а что сверх этого, то — от лукавого)." (Мф. 5,34-37).

534. Этим не запрещается всякая клятва в делах общественных. Апостол Павел говорит: "Человецы большим кленутся, и всякому их прекословию кончина во извещение клятва есть: в немже лишше хотя Бог показати наследником обетования, непреложное совета Своего ходатайствова клятвою." (Евр. 6,16-17). Из этого должно заключить, что если Сам Бог для непреложного уверения употребил клятву, то тем более позволено и нужно нам, в важных и необходимых случаях, по требованию законной власти, употреблять клятву и присягу, с благоговением и твердым намерением отнюдь не изменять ей.

 О четвертой заповеди

535. Почему седьмой, а не другой какой день повелевает посвящать Богу?

536. Празднуется ли суббота в Церкви Христианской?

537. Как же исполняется в Христианской Церкви четвертая заповедь?

538. С которого времени празднуется день Воскресный?

539. Упоминается ли в Священном Писании о праздновании Воскресного дня?

540. Под именем седьмого дня или субботы не дожно ли подразумевать чего еще?

541. Какие важнейшие праздники?

542. Какой важнейший пост?

543. Почему он называется Четыредесятницею?

544. Почему положено великому посту продолжаться сорок дней?

545. Почему положено поститься в среду и пятницу?

546. Для чего учреждены посты: Рождественский, Успенский и Святых Апостолов?

547. Как должно проводить праздничные дни, по заповеди?

548. Для чего запрещено работать в праздничные дни?

549. Что именно прилично делать в праздничные дни?

550. Но не должно ли такие дела делать и в работные дни?

551. Что должно думать о тех, которые в праздники позволяют себе нескромные игры и зрелища, светские песни, невоздержанность в пище и питии?

552. Когда четвертая заповедь говорит о шестидневном делании, то не осуждает ли она тех, которые ничего не делают?

 

535. Седьмой, а не другой день повелевается посвящать Богу потому, что Бог в шесть дней сотворил мир, а в седьмой почил от дел творения.

536. Суббота в Церкви Христианской не празднуется как совершенный праздник. Однако, в память сотворения мира и в продолжение первоначального празднования, отличается от прочих дней облегчением от поста4.

537. В Христианской Церкви четвертая заповедь исполняется следующим образом. Празднуется также через каждые шесть дней седьмой, только не последний из семи дней, или субботний, а первый день каждой седмицы, или Воскресный.

538. День Воскресный празднуется с самого времени Воскресения Христова.

539. В Священном Писании говорится о праздновании воскресного дня. В книге Деяний Апостольских упоминается о собрании учеников, то есть Христиан, во едину от суббот, то есть в первый день недели, или в Воскресный, для преломления хлеба, то есть для совершения Таинства Причащения. (Деян. 20,7). У Апостола и евангелиста Иоанна в Апокалипсисе также упоминается день недельный, или воскресный. (Апок. 1,10).

540. Под наименованием седьмого дня, или субботы, в Ветхозаветной Церкви подразумевались и другие дни, установленные для празднования или для поста, как, например, праздник Пасхи, день очищения; так и в Христианской Церкви следует соблюдать, кроме Воскресного дня, и другие, во славу Божию и в честь Пресвятой Богородицы и прочих Святых установленные праздники и посты. (Православное исповедание, ч. 1, вопрос 88; ч. 3, вопрос 60.)

541. Важнейшие праздники — это праздники, установленные в память о важнейших событиях, относящихся к спасительному для нас Воплощению Сына Божия и к явлениям Божества; а по них установленные в честь Пресвятой Богородицы, как послужившей тайне Воплощения. Таковы суть, по порядку событий, следующие праздники:

1. Рождество Пресвятой Богородицы (8/21 сентября).

2. Введение во храм Пресвятой Богородицы для посвящеиия Ее Богу (21 ноября/4 декабря).

3. День Благовещения Пресвятой Богородицы, то есть ангельского возвещения Пресвятой Деве о Воплощении Сына Божия от Нее (25 марта/7 апреля).

4. Рождество Христово (25 декабря/7 января).

5. Крещение Господне и купно Богоявление Пресвятой Троицы (6/19 января).

6. Сретение Господа во храме святым праведным Симеоном Богоприимцем (2/15 февраля).

7. Преображение Господне (6/19 августа).

8. Вход Господень в Иерусалим (за семь дней до Пасхи, в воскресение).

9. Пасха, праздник Воскресения Христова, праздник праздников, предначинание вечного праздника, вечного блаженства.

10. Вознесение Господне на Небо (в 40-й день по Пасхе, в четверг).

11. Праздник Пятидесятницы, в память сошествия Святого Духа на Апостолов и купно в славу Пресвятой Троицы (в 50-й день по Пасхе, в воскресение).

12. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня, обретенного (найденного) царицей Еленой (14/24 сентября).

13. Успение Пресвятой Богородицы (15/28 августа).

542. Важнейший пост — Великий пост, или Святая Четыредесятница.

543. Он называется Четыредесятницей, потому что продолжается сорок дней, кроме недели Страданий Христовых (то есть Страстной седмицы).

544. Великий пост продолжается сорок дней по примеру Самого Господа Иисуса Христа, Который постился сорок дней. (Мф. 4,2).

545. Поститься положено в среду и пятницу. В среду — в воспоминание предания Господа нашего Иисуса Христа на страдание, а в пятницу — в память самого страдания и смерти Его.

546. Посты — Рождественский, Успенский и в память святых Апостолов Петра и Павла — учреждены по следующей причине. Первые два — для того, чтобы предварительным подвигом воздержания почтить следующие за этими постами праздники Рождества Христова и Успения Пресвятой Богородицы; а последний также и для подражания Апостолам, которые постились, готовя себя для дела Евангельской проповеди. (Деян. 13,3).

547. Праздничные дни должно проводить по заповеди следующим образом. Во-первых, не следует в эти дни работать, или делать дела мирские и житейские; во-вторых, нужно свято хранить их, то есть употреблять на дела святые и духовные, во славу Божию.

548. Запрещено работать в праздничные дни для того, чтобы беспрепятственнее употреблять их на святые и богоугодные дела.

549. В праздничные дни прилично делать: 1) приходить в церковь для общественного Богослужения и поучения в слове Божием; 2) также и дома заниматься молитвой и чтением, или разговорами душеспасительными; 3) посвящать Богу часть от своего имущества, и употреблять это на нужды Церкви и служащих ей и на благотворение неимущим; посещать больных и заключенных в темницах и делать другие дела любви Христианской .

550. Но такие дела можно делать и в будни, и хорошо, кто может это делать. А кому препятствует работа, те по крайней мере, праздничные дни должны освящать такими делами. Молиться же непременно следует каждый день утром и вечером, перед обедом и ужином и после них и, по возможности, в начале и по окончании всякого дела.

551. Те, кто в праздники позволяет себе нескромные игры (или развлечения), зрелища, светские песни, невоздержанностъ в пище и питии, весьма оскорбляют святость праздников. Ибо если невинные и для временной жизни полезные работы неприличны дням святым, то тем более — дела бесполезные, плотские и порочные.

552. Когда четвертая заповедь говорит о шестидневном делании, то она, без сомнения, осуждает тех, кто в простые дни не занимается делами, соответствующими их званию, но проводит время в праздности и рассеянности.

 


4. Кроме периодов длительных постов и дней строгого поста (в праздники Усекновения главы Иоанна Предтечи и Воздвижения Креста Господня).

 

ОглавлениеДалее