НазадОглавление

ХРИСТИАНСКОГО КАТИХИЗИСА ЧАСТЬ ВТОРАЯ

 О НАДЕЖДЕ

Понятие Христианской надежды, ее основания и средства

385. Что есть надежда Христианская?

386. На чем основывается Христианская надежда?

387. Какие суть средства приобрести спасительную надежду?

 

385. Надежда христианская есть успокоение сердца в Боге, с уверенностью, что Он непрестанно заботится о нашем спасении и дарует нам обещанное блаженство.

386. Христианская надежда основывается на том, что Господь Иисус Христос есть упование наше, или основание надежды нашей. (1 Тим. 1,1). Совершенно уповайте на приносимую вам благодать откровением Иисус Христовым (в явлении Иисуса Христа). (1 Пет. 1,13.)

387. Средствами приобретения спасительной надежды являются во-первых молитва; во-вторых истинное учение о блаженстве и действительное последование этому учению.

 О молитве

388. Есть ли свидетельство Слова Божия о том, что молитва есть средство для приобретения спасительной надежды?

389. Что есть молитва?

390. Что должен делать Христианин, вознося ум и сердце к Богу?

391. Можно ли молиться без слов?

392. Не имеет ли такая молитва особенного названия?

393. Может ли быть наружная молитва без внутренней?

394. Довольно ли одной наружной молитвы для получения благодати?

395. Не довольно ли одной внутренней молитвы без наружной?

 

388. Есть свидетельство слова Божия о том, что молитва является средством для приобретения спасительной надежды. Сам Господь Иисус Христос с молитвой соединяет надежду получить желаемое: Еже аще что (если чего) просите от Отца во имя Мое, то сотворю, да прославится Отец в Сыне. (Ин. 14,13).

389. Молитва есть возношение ума и сердца к Богу, являемое благоговейным словом человека к Богу.

390. Христианин, вознося ум и сердце к Богу, должен делать следующее. Во-первых, прославлять Его, за Его Божественные совершенства, во-вторых, благодарить Его, за Его благодеяния, в-третьих, просить Его о своих нуждах. Поэтому существуют три главных рода молитвословий: славословие, благодарение, прошение.

391. Можно молиться без слов — умом и сердцем. Пример тому — пророк Моисей, молившийся так перед переходом через Чермное (Красное) море. (Исх. 14,15).

392. Такая молитва имеет особое название. Ее называют духовной, или умной и сердечной, — одним словом, внутренней молитвой, тогда как, наоборот, молитва, произносимая словами и сопровождаемая другими знаками благоговения, называется устной, или наружной.

393. Может быть и наружная молитва, без внутренней, когда кто произносит слова молитвы без внимания и усердия.

394. Одной наружной молитвы для получения благодати не только недостаточно, напротив того, одна наружная молитва, без внутренней, прогневляет Бога. Сам Бог проявляет негодование на такую молитву: Приближаются Мне людие сии усты своими, и устнами чтут Мя, сердце же их далече отстоит от Мене: всуе (тщетно) же чтут Мя. (Мф. 15,8-9).

395. Недостаточно и одной внутренней молитвы без наружной, как если бы кто спросил: не довольно ли человеку одной души без тела? Бесполезно спрашивать об этом, когда Бог благоволил составить человека из души и тела: так же бесполезно спрашивать и о том, не довольно ли одной внутренней молитвы без наружной. Имея душу и тело, мы должны прославлять Бога в телесех наших, и в душах наших, яже суть Божия; так как и естественно, чтобы от избытка сердца уста говорили. Господь наш Иисус Христос был духовен в высочайшей степени; но и Он духовную молитву Свою изображал и словами, и благоговейными движениями тела: иногда, например, возведением очей на небо, а иногда преклонением колен и лица на землю. (1 Кор. 6, 20. Мф. 12,34; 26,39. Ин. 17,1. Лк. 22,41).

О Молитве Господней

396. Нет ли такой молитвы, которая бы могла быть общею Христианскою молитвою и образцом для всех молитв?

397. Что такое молитва Господня?

398. Как она читается?

399. Чтобы удобнее рассмотреть молитву Господню, как можно разделить ее?

 

396. Есть такая молитва, которая может быть общей христианской молитвой и образцом для всех молитв. Это — молитва Господня.

397. Молитва Господня — такая молитва, которой Господь наш Иисус Христос научил Апостолов, и которую они передали всем верующим.

398. Она читается так: Отче наш, Иже еси на Небесех! [1] Да святится имя Твое, [2] да приидет Царствие Твое, [3] да будет воля Твоя, яко на Небеси и на земли. [4] Хлеб наш насущный даждь нам днесь; [5] и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; 16] и не введи нас во искушение, [7] но избави нас от лукавого, Яко Твое есть Царство, и сила, и слава во веки. Аминь (Мф. 6,9-13).

399. Чтобы удобнее рассматривать молитву Господню, ее можно разделить на призывание, семь прошений и славословие.

 

О призывании

 

400. Как осмелиться назвать Бога Отцем?

401. Всегда ли должно говорить: Отче наш, хотя кто и один молится?

402. Почему так?

403. Для чего в призывании должно говорить: Иже еси на небесех?

 

400. Мы осмеливаемся называть Бога Отцом по вере в Иисуса Христа и по благодати возрождения. Елицы (тем, которые) прияша Его, даде им область (власть) чадом Божиим быти, верующим во имя Его: иже не от крове, ни от похоти плотския (не от хотения плоти), ни от похоти мужеския, но от Бога родишася. (Ин. 1,12-13).

401. Говорить Отче наш нужно всегда, хотя бы и молился кто-либо один.

402. Это потому, что по Христианскому братолюбию следует призывать Бога и просить у Него благ не только для себя, но и для всех.

403. В призывании следует говорить Иже еси на Небесех для того, чтобы, начиная молитву, оставить все земное и тленное и вознести ум и сердце к Небесному, Вечному и Божественному.

 

О первом прошении

 

404. Имя Божие не есть ли свято?

405. Как же может оно еще святиться?

406. Каким образом?

 

404. Имя Божие свято и, без сомнения, свято само в себе. Свято имя Его. (Лк. 1,49).

405. Оно может еще святиться в людях, то есть вечная святость Его в них может являться.

406. Происходит это следующим образом. Во-первых, когда мы, имея в мыслях и в сердце имя Божие, так живем, как требует Его святость, и такой жизнью прославляем Бога; во-вторых, когда, видя нашу добрую жизнь, и другие прославляют Бога. Тако да просветится (так да светит) свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела, и прославят Отца вашего, Иже на Небесех. (Мф. 5,16).

 

О втором прошении

 

407. О каком Царствии Божием говорится во втором прошении молитвы Господней?

408. Неужели не пришло еще сие Царствие?

409. Как оно приходит?

410. Не может ли Христианин чего еще просить под именем Царствия Божия?

 

407. Во втором прошении молитвы Господней говорится о Царствии Божием, то есть о Царстве Благодатном, которое, по Апостолу, есть правда, и мир, и радость о Дусе Святе. (Рим. 14,17).

408. Это Царство для некоторых не пришло еще во всей силе, а для некоторых и совсем не пришло, если еще царствует грех в мертвеннем теле их, во еже послушати его (чтобы повиноваться ему) в похотех его. (Рим 6,12).

409. Оно приходит сокровенно и внутренно. Не приидет Царствие Божие с соблюдением (приметным образом). Се бо Царствие Божие внутрь вас есть. (Лк. 17, 20-21).

410. Христианин может просить под именем Царства Божия царства Славы, то есть совершенного блаженства верующих. Желание имый (имею) разрешитися и со Христом быти. (Флп. 1,23).

 

О третьем прошении

 

411. Что значит прошение: Да будет воля Твоя?

412. Почему нужно сего просить?

413. Почему просим исполнения воли Божией на земли именно так, яко на небеси?

 

411. Прошение да будет воля Твоя означает, что через это прошение следует просить Бога, дабы все, что мы делаем и что с нами случается, происходило не так, как мы желаем, но как угодно Богу.

412. Этого нужно просить потому, что мы часто погрешаем в наших желаниях, а Бог непогрешительно, и без сравнения более, чем мы сами, желает нам всякого блага и всегда готов его даровать, если тому не препятствует наше своеволие и упрямство. Могущему же паче вся творити по преизбыточествию, ихже просим (сделать несравненно больше всего, чего мы просим) или разумеем, по силе действуемой в нас, Тому слава в Церкви. (Еф. 3,20-21).

413. Мы просим исполнения воли Божией на земли именно так, яко на Небеси, потому что на Небесах святые Ангелы и блаженные люди, все без исключения, всегда и во всем исполняют волю Божию.

 

О четвертом прошении

 

414. Что такое хлеб насущный?

415. С какими мыслями должно приносить Богу прошение о хлебе насущном?

416. Для чего повелевается просить насущного хлеба только днесь, то есть, на нынешний день?

417. Не можно ли чего еще просить под именем насущного хлеба?

418. Какой может быть насущный хлеб для души?

 

414. Хлеб насущный — это хлеб, необходимо нужный для того, чтобы существовать или жить.

415. Приносить Богу прошение о хлебе насущном нужно с такими мыслями, согласно с наставлением Господа нашего Иисуса Христа, нужно просить не более, как насущного хлеба, то есть необходимого пропитания и также необходимого для жизни одеяния и жилища; а что сверх этого, и служит не столько для нужды, сколько для удовольствия, то предать в волю Божию, и если дано будет, благодарить Бога; если не будет дано — не заботиться об этом.

416. Повелевается просить насущного хлеба только днесь, то есть на нынешний день, для того, чтобы мы не заботились о будущем чрезмерно, а надеялись в том на Бога. Не пецытеся убо на утрей (не заботьтесь о завтрашнем дне), утрений бо собою печется: довлеет дневи злоба его (довольно для каждого дня своей заботы). (Мф. 6,34.) Весть бо Отец ваш Небесный, яко требуете сих всех (что вы имеете нужду во всем этом). (Мф. 6,32)

417. Под именем насущный хлеб можно просить чего-либо и для души. Поскольку человек состоит из телесного и душевного существа, и существо души гораздо важнее тела, то можно и нужно просить и для души насущного хлеба, без которого внутренний человек умирает от голода. (свт. Кирилл Иерусалимский. Поучение тайноводственное, 4,15; Православное исповедание, ч. 2, вопрос 19).

418. Насущный хлеб для души — это слово Божие и Тело и Кровь Христовы. Не о хлебе единем жив будет человек, но о всяцем глаголе (всяким словом), исходящем изо уст Божиих. (Мф. 4, 4). Плоть бо Моя истинно есть брашно (пища), и Кровь Моя истинно есть пиво (питие). (Ин. 6,55.)

 

О пятом прошении

 

419. Что должно понимать в молитве Господней под именем долгов наших?

420. Почему грехи называются долгами?

421. А кто суть должники наши?

422. Каким образом, при правосудии Божием, можем мы надеяться прощения долгов наших?

423. Что будет, если мы просим у Бога прощения грехов наших, а сами других не прощаем?

424. Почему Бог не прощает нас, когда мы не прощаем других?

425. Посему, какого расположения требуют от молящихся слова молитвы Господней: и мы оставляем должником нашим?

426. Но что делать, если того, кто имеет нечто на меня, нельзя найти вскоре, или если он окажется нерасположенным к примирению?

 

419. В Молитве Господней под словами долги наши следует понимать грехи наши.

420. Грехи называются долгами, потому что мы, как все получили от Бога, так и должны все отдать Богу, то есть, все покорить Его воле и закону: если же не исполняем этого, то и остаемся должниками перед Его правосудием.

421. Должники наши — это люди, которые не отдали нам того, что должны были отдать по Закону Божию, как, например, оказали не любовь, а вражду.

422. При правосудии Божием мы можем надеяться на прощение долгов наших — через ходатайство Господа Иисуса Христа. Един бо есть Бог, и Един Ходатай Бога и человеков, человек Христос Иисус, давый Себе избавление за всех (продавший Себя для искупления всех). (1 Тим. 2,5-6.)

423. Если мы просим у Бога прощения грехов наших, а сами других не прощаем, то не получим и мы прощения. Аще бо отпущаете (если вы будете прощать) человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш Небесный, аще ли не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш отпустит вам согрешений ваших. (Мф. 6,14-15).

424. Бог не прощает нас, если и мы не прощаем других, потому что мы через это оказываемся злыми и тем удаляем от себя благость и милосердие Божие.

425. Слова Молитвы Господней "и мы оставляем должником нашим" требуют непременно, чтобы молящийся не имел никакой вражды и гнева, но имел со всеми мир и любовь. Аще убо (если) принесеши дар твой ко олтарю, и ту помянеши (вспомнишь), яко брат твой имать нечто на тя (имеет что-нибудь против тебя), остави ту дар твой пред олтарем, и шед, прежде смирися (примирись) с братом твоим, и тогда пришед, принеси дар твой. (Мф. 5,23-24).

426. Если того, кто имеет что-то против меня, нельзя найти вскоре или если он окажется нерасположенным к примирению, то в таком случае достаточно примириться с ним в сердце, перед очами Всевидящего Бога. Аще возможно, еже от вас (с вашей стороны), со всеми человеки мир имейте. (Рим. 12,18).

 

О шестом прошении

 

427. Что должно разуметь в молитве Господней под именем искушения?

428. Откуда приходят таковые искушения?

429. О чем мы просим в сих словах молитвы: не введи нас во искушение?

 

427. В Молитве Господней под наименованием "искушение" следует понимать такое стечение обстоятельств, при котором есть близкая опасность потерять веру или впасть в тяжкий грех.

428. Такие искушения приходят от плоти нашей, от мира, или от других людей, и от диавола.

429. Словами молитвы "не введи нас во искушение" мы просим, во-первых, о том, чтобы Бог не допустил нас до искушения; во-вторых, о том, чтобы Он, если нужно нам быть испытанными и очищенными посредством искушения, не предал нас искушению совершенно и не допустил нашего падения.

 

О седьмом прошении

 

430. Чего просим в сих словах молитвы: избави нас от лукавого?

 

430. Словами молитвы "избави нас от лукаваго" мы просим избавления от всякого зла, какое может нас постичь в мире, который со времени первого греха весь во зле лежит (1 Ин. 5,19); особенно же от зла греха и от лукавых внушений и наветов духа злобы — диавола.

 

О славословии

 

431. Для чего к молитве Господней присоединено славословие?

432. Что значить слово: Аминь?

433. Для чего сие слово прилагается к славословию?

 

431. К Молитве Господней присоединено славословие, во-первых, для того, чтобы мы, прося себе у Отца Небесного милостей, в то же время воздавали Ему справедливое почтение; во-вторых, для того, чтобы мыслью о Его Вечном Царстве, силе и славе все более и более утверждались в надежде, что Он дарует нам просимое, потому что это в Его власти и относится к Его славе.

432. Слово "аминь" означает "истинно", или "да будет".

433. Это слово присоединяется к славословию потому, что этим показывается то, что молитва приносится с верой и без всякого сомнения, как учит Апостол Иаков (Иак. 1,6).

Учение о блаженстве

434. Что должно присоединить к молитве, дабы утвердиться в надежде спасения и блаженства?

435. Какое учение может руководствовать в сем подвиге?

436. Сколько таких изречений?

437. Что должно заметить о всех сих изречениях, для правильного уразумения оных?

 

434. Чтобы утвердиться в надежде спасения и блаженства, к молитве следует присоединятъ собственный подвиг для достижения блаженства. О6 этом говорит Сам Господь: Что Мя зовете: Господи, Господи, и не творити яже глаголю? (Лк. 6,46). Не всяк глаголяй Ми: Господи, Господи, внидет в Царствие Небесное, но творяй волю Отца Моего, Иже есть на Небесех/ (Мф. 7,21).

435. Руководством в этом подвиге может быть учение Господа нашего Иисуса Христа, сокращенно предложенное в его изречениях о блаженстве.

436. Таких изречений девять:

1.  Блажени нищии духом, яко тех есть Царствие Небесное.

2.   Блажени плачущии, яко тии утешатся.

3.   Блажени кротцыи, яко тии наследят землю.

4.   Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии пасытятся.

5.   Блажени милостивии, яко тии помиловани будут.

6.   Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят.

7.   Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся.

8.   Блажени изгнани правды ради, яко тех есть Царствие Небесное.

9.  Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех. (Мф. 5,3-12).

437. Обо всех этих изречениях, для правильного их понимания, следует заметить, что Господь предложил в них учение о достижении блаженства так, как именно говорит Евангелие: Отверз уста Своя, учаше. Но будучи кротким и смиренным сердцем, Он предложил учение Свое не повелевая, а ублажая тех, кто свободно примет и будет исполнять его. Поэтому в каждом изречении о блаженстве рассматривать следует, во-первых, учение, или заповедь, во-вторых, ублажение, или обещание награды.

 О первой заповеди блаженства

438. Какая первая заповедь Господня для достижения блаженства?

439. Что значит быть нищими духом?

440. Могут ли быть нищими духом и богатые?

441. Не может ли нищета телесная служить к совершенству нищеты духовной?

442. Что обещает Господь нищим духом?

443. Каким образом принадлежит им Царствие небесное?

 

438. Первая заповедь Господня для достижения блаженства — желающие блаженства должны быть нищими духом.

439. Быть нищими духом означает иметь духовное убеждение, что мы ничего своего не имеем, а имеем только то, что дарует Бог, и что ничего доброго мы не можем сделать без Божией помощи и благодати, и таким образом вменять себя за ничто, и во всем прибегать к милосердию Божию. Кратко, по объяснению святителя Иоанна Златоуста, нищета духовная есть смиренномудрие. (Толкование на Евангелие от Матфея, беседа 15.)

440. Быть нищими духом, без сомнения могут и богатые, если придут к мысли, что видимое богатство тленно и скоропреходяще, и что оно не заменяет недостатка благ духовных. Кая бо польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит (а душе своей повредит)? Или что даст человек измену (какой выкуп) за душу свою? (Мф. 16,26).

441. Нищета телесная может послужить к совершенству нищеты духовной, если христианин избирает ее добровольно, ради Бога. О6 этом сказал Сам Господь Иисус Христос богатому: "Аще хощеши совершен быти, иди, продаждь имение твое, и даждь нищим: и имети имаши сокровище на Небеси, и гряди в след Мене." (Мф. 19,21).

442. Нищим духом Господь обещает Царство Небесное.

443. Царство Небесное принадлежит им в настоящей жизни внутренне и предначинательно, посредством веры и надежды; а в будущей — совершительно, посредством участия в блаженстве вечном.

 О второй заповеди блаженства

444. Какая вторая заповедь Господня для блаженства?

445. Что в сей заповеди должно разуметь под именем плача?

446. Что Господь обещает в особенности плачущим?

447. Какое здесь разумеется утешение?

448. Для чего сие обещание соединено с заповедью о плаче?

 

444. Вторая заповедь Господня для блаженства — желающие блаженства должны быть плачущими.

445. В этой заповеди следует понимать под наименованием плача печаль и сокрушение сердца и действительные слезы о том, что мы несовершенно и недостойно служим Господу, или даже заслуживаем гнев Его нашими грехами. Печаль бо, яже по Бозе, покаяние нераскаянно во спасение соделовает (печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению): а сего мира печаль смерть соделовает. (2 Кор. 7,10).

446. Господь особенно обещает плачущим, что они утешатся.

447. Здесь разумеется утешение благодатное, состоящее в прощении грехов и в мире (в умиротворенной) совести.

448. Это обещание соединено с заповедью о плаче для того, чтобы печаль о грехах не доходила до отчаяния.

 О третьей заповеди блаженства

449. Какая третья заповедь Господня для блаженства?

450. Что есть кротость?

451. Какие должны быть особенные действия кротости Христианской?

452. Что Господь обещает кротким?

453. Как разуметь сие обещание?

 

449. Третья заповедь Господня для блаженства — желающие блаженства должны быть кроткими.

450. Кротость есть тихое расположение духа, соединенное с осторожностью, чтобы никого не раздражать и ничем не раздражаться.

451. Особые действия кротости христианской — не роптать не только на Бога, но и на людей, и когда происходит что-либо противное желаниям нашим, не предаваться гневу, не превозноситься.

452. Господь обещает кротким, что они наследуют землю.

453. Это обещание нужно понимать так, что в отношении последователей Христовых оно, вообще, есть предсказание, которое исполнилось буквально: ибо постоянно кроткие Христиане, вместо того, чтобы быть истребленными яростью язычников, наследовали вселенную, которой прежде обладали язычники.

Дальнейшее же значение этого обетования в отношении к Христианам вообще и порознь есть то, что они получат наследие, по выражению Псалмопевца, на земли живых, там, где живут и не умирают, то есть получат вечное блаженство. (Пс. 26,13).

 О четвертой заповеди блаженства

454. Какая четвертая заповедь Господня для блаженства?

455. Что должно разуметь здесь под именем правды?

456. Кто суть алчущие и жаждущие правды?

457. Что Господь обещает алчущим и жаждущим правды?

458. Что значит здесь насыщение?

 

454. Четвертая заповедь Господня для блаженства — желающие блаженства должны быть алчущими и жаждущими правды.

455. Хотя можно под именем правды понимать всякую добродетель, которую Христианин должен желать как пищу и питие, но преимущественно нужно подразумевать ту правду, о которой в пророчестве Даниила сказано: Приведется правда вечная: то есть, человека, повиновного перед Богом, оправдание, посредством благодати и веры в Господа Иисуса Христа. (Дан. 9.9,24). Об этой правде говорит Апостол Павел: "Правда Божия верою Иисус Христовою во всех и на всех верующих: несть бо разнствия (различия), вси бо согрешиша и лишени суть славы Божия, оправдаеми туне (даром) благодатию Его, избавлением (искуплением), еже о Христе Иисусе, Его же предположи Бог очищение верою в крови Его (Которого Бог предложил в жертву умилостивления через пролитие Крови Его), в явление правды Своея, за отпущение (в прощение) прежде бывших грехов." (Рим. 3,22-25).

456. Алчущие и жаждущие правды — это те, кто любя делать добро, не почитает себя праведником, не полагается на свои добрые дела, но признает себя грешным и виновным перед Богом, и кто желанием и молитвой веры, как духовной пищи и пития, алчет и жаждет благодатного оправдания через Иисуса Христа.

457. Господь обещает алчущим и жаждущим правды, что они насытятся.

458. Здесь насыщение означает следующее. Подобно тому, как насыщение телесное приносит, во-первых, прекращение чувства голода и жажды, во-вторых, подкрепление тела пищей: насыщение духовное означает, во-первых, внутреннее успокоение помилованного грешника, во-вторых, приобретение силы для делания добра, подаваемой благодатью оправдывающей. Впрочем, совершенное насыщение души, сотворенной для наслаждения бесконечным благом, последует в Жизни Вечной, по изречению Псалмопевца: Насыщуся, внегда явитимися славе Твоей (когда откроется слава Твоя). (Пс. 16,15.)

 О пятой заповеди блаженства

459. Какая пятая заповедь Господня для блаженства?

460. Как должно исполнять сию заповедь?

461. Какие суть дела милости телесные?

462. Какие суть духовные дела милости?

463. Заповеди о милости не противно ли то, когда по правосудию наказывают виновного?

464. Что Господь обещает милостивым?

465. Какое здесь разумеется помилование?

 

459. Пятая заповедь Господня для блаженства — желающие блаженства должны быть милостивы.

460. Исполнять эту заповедь следует посредством дел милости — телесных и духовных, ибо, как говорит святитель Иоанн Златоуст, различен милования образ и широка заповедь сия. (Толкование на Евангелие от Матфея, беседа 15.)

461. Телесные дела милости таковы: 1. Алчущего напитать. 2. Жаждущего напоить. 3. Одеть нагого или имеющего недостаток в необходимой и приличной одежде. 4. Посетить находящегося в темнице (в заключении). 5. Посетить больного, послужить ему и помочь его выздоровлению, или Христианскому приготовлению к смерти. 6. Принять в дом странника и предоставить ему отдых. 7. Погребать умерших в убожестве (в бедности, в нищете).

462. Духовные дела милости суть следующие. 1. Увещанием обратить грешника от заблуждения пути его (от ложного пути его). (Иак. 5,20.) 2. Неведущего научить истине и добру. 3. Подать ближнему добрый и благовременный совет в затруднении, или в случае незамечаемой им опасности. 4. Молиться за него Богу. 5. Утешить печального. 6. Не воздавать за зло, которое сделали нам другие. 7. От всего сердца прощать обиды.

463. Заповеди милости не противоречит, если по правосудию наказывают виновного, если делают это по долгу и с добрым намерением, то есть чтобы исправить его, или чтобы оградить невиновных от его преступлений.

464. Господь обещает милостивым, что они помиловани будут.

465. Здесь подразумевается помилование от вечного осуждения за грехи на Суде Божием.

 О шестой заповеди блаженства

466. Какая шестая заповедь Господня для блаженства?

467. Чистота сердца не то же ли, что чистосердечие?

468. Что Господь обещает чистым сердцем?

469. Как должно разуметь сие обещание?

 

466. Шестая заповедь Господня для блаженства — желающие блаженства должны быть чисты сердцем.

467. Чистота сердца — это не совсем то же, что чистосердечие. Чистосердечие, или искренность, по которой человек не показывает лицемерно добрых расположений, не имея их в сердце, но добрые расположения сердца проявляет в добрых поступках, есть только низшая степень чистоты сердца. Этой последней человек достигает постоянным и неослабным подвигом бдения над самим собой, изгоняя из сердца своего всякое незаконное желание и помышление, и всякое пристрастие к земным предметам, и непрестанно сохраняя в сердце памятование о Боге и Господе Иисусе Христе с верой и любовью.

468. Господь обещает чистым сердцем, что они Бога узрят.

469. Это обещание следует понимать так, что слово Божие уподобляет сердце человеческое оку, и приписывает совершенным Христианам просвещенна очеса сердца. (Еф. 1,18). Как чистое око способно видеть свет, так чистое сердце способно созерцать Бога. Поскольку же лицезрение Божие есть источник вечного блаженства, то обещание зреть (видеть) Бога есть обещание высокой степени блаженства вечного.

 О седьмой заповеди блаженства

470. Какая седьмая заповедь Господня для блаженства?

471. Как должно исполнять сию заповедь?

472. Что Господь обещает миротворцам?

473. Что знаменует сие обещание?

 

470. Седьмая заповедь Господня для блаженства — желающие блаженства должны быть миротворцы.

471. Исполнять эту заповедь нужно так. Мы должны поступать со всеми дружелюбно, и не подавать повода к несогласию; случившееся несогласие всевозможными средствами прекращать, даже с уступкою нашего права, если только это не противоречит долгу и ни для кого не вредно; стараться и других враждующих между собой примирять постольку, поскольку имеем возможность, а если не можем, то молить Бога об их примирении.

472. Господь обещает миротворцам то, что они нарекутся сынами Божиими.

473. Это обещание означает высоту и подвига миротворцев и уготованной им награды. Поскольку они подвигом своим подражают Единородному Сыну Божию, пришедшему на землю примирить согрешившего человека с правосудием Божиим, то им обещается благодатное имя сынов Божиих и, без сомнения, достойная этого имени степень блаженства.

О восьмой заповеди блаженства

474. Какая восьмая заповедь Господня для блаженства?

475. Какие качества требуются сею заповедью?

476. Что Господь обещает гонимым за правду?

 

474. Восьмая заповедь Господня для блаженства — желающие блаженства должны быть готовы претерпеть гонение за правду, не изменяя ей.

475. Этой заповедью требуются следующие качества: правдолюбие, постоянство и твердость в добродетели, мужество и терпение, если кто-либо подвергается бедствию или опасности за то, что не хочет изменить истине и добродетели.

476. Господь обещает гонимым за правду Царство Небесное как бы взамен того, чего лишаются они через гонение, подобно тому, как оно обещано нищим духом в восполнение чувства недостатка и скудости.

О девятой заповеди блаженства

477. Какая девятая заповедь Господня для блаженства?

478. Как называется подвиг, требуемый сею заповедью?

479. Что Господь обещает за сей подвиг?

 

477. Девятая заповедь Господня для блаженства — желающие блаженства должны быть готовы с радостью принять поношение, гонение, бедствие и самую смерть за имя Христово и за истинную Православную Веру.

478. Подвиг, согласно этой заповеди, называется подвигом мученическим.

479. Господь обещает за этот подвиг великую награду на Небесах, то есть преимущественную и высокую степень блаженства.

 

ОглавлениеДалее