НазадОглавление

О десятом члене Символа Веры

282. Почему в Символе Веры упоминается о Крещении?

283. Что есть Таинство?

284. Сколько Таинств?

285. Какая сила в каждом из сих Таинств?

286. Почему же в Символе Веры не о всех сих Таинствах упомянуто, а об одном Крещении?

 

282. В Символе веры о Крещении упоминается потому, что вера запечатлевается  Крещением и прочими Таинствами.

283. Таинство есть священное действие, через которое тайным образом действует на человека благодать, или что то же , спасительная сила Божия.

284. Таинств — семь. 1. Крещение. 2. Миропомазание. 3. Причащение. 4. Покаяние. 5. Священство. 6. Брак. 7. Елеосвящение.

285. Каждое из этих Таинств имеет свою духовную силу. 1. В Крещении человек таинственно рождается в жизнь духовную. 2. В Миропомазании получает благодать духовно возвращающую (содействующую духовному росту) и укрепляющую. 3. В Причащении (человек) питается духовно. 4. В Покаянии врачуется от болезней духовных, то есть, от грехов. 5. В Священстве получает благодать духовно возрождать и воспитывать других посредством учения и Таинств. б. В Браке получает благодать, освящающую супружество и естественное рождение и воспитание детей. 7. В Елеосвящении врачуется и от болезней телесных, посредством исцеления от (болезней) духовных.

286. В Символе Веры упомянуто не обо всех Таинствах, а об одном Крещении, потому что в отношении Крещения было сомнение: не следует ли некоторых людей (например, еретиков) крестить вторично; нужно было решить этот вопрос, что и сделано в Символе Веры, через который мы исповедуем едино Крещение.

 О Крещении

287. Что есть Крещение?

288. Когда и как началось Крещение?

289. Что самое важное в священнодействии Крещения?

290. Что требуется от того, кто желает принять Крещение?

291. Как же крестят младенцев?

292. Как можно доказать из Св. Писания, что должно крестить младенцев?

293. Откуда видно, что Крещение заступает место обрезания?

294. Для чего бывают при крещении восприемники?

295. Для чего бывает над крещаемым заклинание?

296. В чем заключается сила заклинания?

297. Какую силу имеет употребляемое при сем и других случаях знамение креста?

298. Откуда ведет начало употребление крестного знамения?

299. Что значит белая одежда, в которую одевают по крещении?

300. Для чего возлагается на крещаемого крест?

301. Что значить хождение крещаемого вокруг купели со светильником?

302. Как понимать то, что в Символе Веры повелевается признавать Крещение едино?

303. Почему Крещение не повторяется?

304. Что должно думать о тех, которые грешат после Крещения?

305. Но и для согрешивших после Крещения нет ли средства получить прощение грехов?

 

287. Крещение есть Таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду, с призыванием Бога Отца, и Сына, и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной, и возрождается Духом Святым в жизнь духовную, святую. Аще (если) кто не родится водою и Духом, не может внити (войти) в царствие Божие. (Ин. 3,5).

288. Крещение началось следующим образом. На Иордане Пророк и Предтеча Спасов Иоанн крести крещением покаяния, людем глаголя, да во грядущаго по нем веруют, сиречь (то есть) во Христа Иисуса. (Деян. 19,4). Потом Иисус Христос примером Своим освятил Крещение, приняв его от Иоанна. Наконец, по воскресении Своем Он дал Апостолам торжественное повеление: "Шедше убо научите вся языки (народы), крестяще их во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа." (Мф. 28,19).

289. Самое важное в священнодействии Крещения — это троекратное погружение в воду с произнесением слов: "Крещается раб Божий (имя) во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святаго Духа. Аминь".

290. Для того, кто желает принять Крещение, требуются покаяние и вера. Поэтому перед Крещением читается Символ Веры. Покайтеся, и да крестится кийждо вас (каждый из вас) во имя Иисуса Христа во оставление грехов: и приимете дар Святаго Духа. (Деян. 2, 38). Иже веру имет и крестится, спасен будет. (Мк. 16, 16).

291. Младенцев крестят по вере родителей и восприемников, которые при этом обязаны научить их вере, когда они будут приходить в возраст.

292. Из Священного Писания можно доказать, что следует крестить (именно) младенцев. Во времена Ветхого Завета обрезание совершалось над восьмидневными младенцами, но Крещение в Новом Завете заступает место обрезания, следовательно, над младенцами и должно совершать Крещение.

293. То, что Крещение заступает место обрезания, видно из следующих слов Апостола, обращенных к верующим: Обрезани бысте обрезанием нерукотворенным, в совлечении тела греховнаго плоти, во обрезании Христове, спогребшеся Ему крещением (погребены с Ним в крещении). (Кол. 2,11-12).

294. При Крещении бывают восприемники для того, чтобы поручиться перед Церковью за веру крещаемого, и по Крещении принять его под свое попечение, для утверждения его в вере. (свт. Дионисий Ареопагит. О церковной иерархии. Гл. 2).

295. Над крещаемым бывает (совершается) заклинание для того, чтобы отогнать от него диавола, который со времени греха Адамова получил доступ к людям и некоторую над ними власть, как бы над своими пленниками и рабами. Апостол Павел говорит, что все люди, вне благодати, ходят по веку мира сего, по князю власти воздушныя, духа, иже ныне действует в сынех противления. (Еф. 2,2).

296. Сила заклинания заключается в имени Иисуса Христа, призываемом с молитвой и верой. Господь Иисус Христос дал верующим обещание: Именем Моим бесы ижденут (будут изгонять бесов). (Мк. 16,17).

297. Совершаемое в подобном и в других случаях знамение креста имеет ту же силу, что и имя Иисуса Христа Распятого, с верой произнесенное движением уст; то же самое есть и знамение креста, с верой сделанное движением руки, или другим каким-нибудь образом представленное.

Святой Кирилл Иерусалимский пишет: "Да не стыдимся исповедовать Распятого, с дерзновением да изображаем рукою знамение креста на челе, и на всем: на хлебе, который вкушаем, на чашах, из которых пием; да изображаем его при входах, при выходах, когда ложимся спать и встаем, когда находимся в пути и отдыхаем. Он великое предохранение, данное бедным в дар и слабым без труда. Ибо это благодать Божия, знамение для верных и страх для злых духов." (Огласительное поучение, 13,36).

298. Употребление крестного знамения ведет начало от самых времен Апостольских. (свт. Дионисий Ареопагит. О церковной иерархии, гл. 2 и 5; Тертуллиан. О венцах, гл. 3; О Воскресении, гл. 8).

299. Белая одежда, в которую одевают по Крещении, обозначает чистоту души и жизни христианской.

300. На крещаемого возлагается крест для видимого представления и всегдашнего напоминания заповеди Христовой: Аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет. (Мф. 16,24).

301. Хождение крещаемого вокруг купели со светильником обозначает духовную радость, соединенную с духовным просвещением.

302. В Символе Веры повелевается признавать Крещение едино. Это следует понимать так, что крещение не повторяется.

303. Крещение не повторяется потому, что оно есть духовное рождение: а рождается человек однажды, потому и крестится однажды.

304. Те, кто грешит после Крещения, виновнее в своих грехах, чем некрещеные в своих, потому что имели от Бога особую помощь к добру, и отвергли ее. Аще бо отбегше скверн мира в разум (через познание) Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, сими же паки сплетшеся (опять запутываются в них) побеждаеми бывают, быша им последняя горша (хуже) первых. (2 Пет. 2,20).

305. Но и для согрешивших после Крещения есть средство получить прощение грехов — это покаяние.

 О Миропомазании

306. Что есть Миропомазание?

307. Говорится ли о сем Таинстве в Священном Писании?

308. О внешнем действии Миропомазания упоминается ли в Священном Писании?

309. Что должно примечать о святом мире?

310. Что значит в особенности помазание чела?

311. Помазание персей?

312. Помазание очей, ушей и уст?

313. Помазание рук и ног?

 

306. Миропомазание есть Таинство, в котором верующему, при помазании освященным миром частей тела, во имя Святого Духа, подаются дары Святого Духа, возращающие и укрепляющие в жизни духовной.

307. О внутреннем действии этого Таинства говорится в Священном Писании у Апостола Иоанна: И вы помазание имате от Святаго, и весте вся (и знаете все). И вы еже помазание приясте (получили) от Него, в вас пребывает, и не требуете, да кто учит вы: но яко то само помазание учит вы о всем, и истинно есть, и несть ложно: и якоже научи вас, пребывайте в нем. (1 Ин. 2, 20, 27). Подобным образом и Апостол Павел говорит: "Извествуяй же (утверждающий же) нас с вами во Христа (во Христе), и помазавый нас (есть) Бог: Иже и запечатле нас, и даде обручение (залог) Духа в сердца наша." (2 Кор. 1, 21—22). Отсюда и взяты слова, произносимые при Миропомазании: Печать дара Духа Святаго.

308. Что касается упоминания в Священном Писании о внешнем действии Миропомазания, то можно думать, что слова Апостола Иоанна относятся и к видимому помазанию; но более известно, что Апостолы, для сообщения крещаемым даров Святого Духа, употребляли возложение рук. (Деян. 8,14—17). Преемники же Апостолов, вместо этого, стали употреблять миропомазание, чему могло послужить примером помазание, употреблявшееся во времена Ветхого Завета. (Исх. 30,25; 3 Цар. 1,39. Свт. Дионисий Ареопагит. О церковной иерархии, гл. 4).

309. О святом мире следует заметить то, что освящать его предоставлено высшим священноначальникам, как преемникам Апостолов, которые сами совершали возложение рук  для подаяния даров Святого Духа.

310. Помазание чела означает освящение ума, или мыслей.

311. Помазание персей — освящение сердца, или желаний.

312. Помазание очей, ушей и уст — освящение чувств.

313. Помазание рук и ног — освящение дел и всего поведения христианина.

 О Причащении

314. Что есть Причащение?

315. Как установлено сие Таинство?

316. Что должно заметить о Таинстве Причащения в отношении к Богослужению Христианскому?

317. Как называется Богослужение, в котором совершается Таинство Причащения?

318. Что значить слово: Литургия?

319. Что должно примечать о месте, где совершается Литургия?

320. Почему храм называется церковью?

321. Почему трапеза, на которой совершается Таинство Причащения, называется престолом?

322. Какой можно примечать в Литургии главный порядок?

323. Как называется та часть Литургии, в которой приготовляется вещество для Таинства?

324. Что значить слово: Проскомидия?

325. Почему так называется первая часть Литургии?

326. В чем состоит Проскомидия, как часть Литургии?

327. Какой должен быть хлеб для Таинства?

328. Что означается тем, что хлеб, собственно для Причащения, употребляется один?

329. Почему хлеб, приготовленный для Причащения, называется Агнцем?

330. Что такое Агнец Пасхальный?

331. Почему вино для Таинства Причащения соединяется с водой?

332. Как называется та часть Литургии, в которой верующие приготовляются к Таинству?

333. Чем начинается сия часть Литургии?

334. Из чего состоит сия часть Литургии?

335. Чем она оканчивается?

336. Как называется та часть Литургии, в которой совершается самое Таинство Причащения?

337. Какое важнейшее действие в сей части Литургии?

338. Почему сие важно?

339. Как должно разуметь слово пресуществление?

340. Что требуется от каждого в особенности, желающего приступить к Таинству Причащения?

341. Какую пользу получает тот, кто причащается Тела и Крови Христовы?

342. Часто ли должно причащаться Святых Таин?

343. Какое участие в Божественной Литургии могут иметь те, которые только слушают ее, а не приступают ко Святому Причащению?

344. Какое воспоминание приличествует тому времени Литургии, когда бывает шествие с Евангелием?

345. Что должно воспоминать в то время Литургии, когда бывает шествие с приготовленными Дарами в алтарь?

346. Что должно воспоминать в самое время совершения Таинства, и во время причащения Священнослужителей в алтаре?

347. Что представляется после сего отнятием завесы, отверстием царских врать и явлением Святых Даров?

348. Что изображается последним явлением Святых Даров народу, после которого они скрываются?

349. Всегда ли продолжится употребление Таинства Святого Причащения в истинной Церкви Христианской?

 

314. Причащение есть Таинство, в котором верующий, под видом хлеба и вина, вкушает самое Тело и Кровь Христовы для вечной жизни.

315. Это Таинство установлено следующим образом. Господь Иисус Христос перед самым страданием Своим в первый раз совершил его, предварительно представив в нем живое изображение Своих спасительных страданий; и причастив Апостолов, он дал им заповедь всегда совершать это Таинство.

316. О Таинстве Причащения по отношению к Богослужению Христианскому следует заметить то, что это Таинство составляет главную и существенную часть Христианского Богослужения.

317. Богослужение, в котором совершается Таинство Причащения, называется Литургией.

318. Слово Литургия означает общественное служение. Но в особенности название Литургии присвоено Богослужению, в котором совершается Таинство Причащения.

319. Следует заметить о месте, где совершается Литургия: она должна быть совершаема непременно в храме, в котором трапеза (престол) или, по крайней мере, вместо трапезы, антиминс, на котором совершается Таинство, должен быть освящен Архиереем.

320. Храм называется церковью потому, что в нем для молитвы и Таинств собираются верующие, которые составляют Церковь.

321. Трапеза, на которой совершается Таинство Причащения, называется престолом, потому что на ней Иисус Христос, как Царь, таинственно присутствует.

322. В Литургии основной порядок заключается в том, что, во-первых, приготовляется вещество для Таинства, во-вторых, верующие приготовляются к Таинству, наконец, совершается само Таинство.

З23. Та часть Литургии, в которой приготовляется вещество для Таинства, называется проскомидией.

324. Слово проскомидия означает принесение.

325. Первая часть Литургии так называется в соответствии с обычаем древних Христиан приносить в церковь хлеб и вино для совершения Таинства. По той же причине и хлеб этот называется просфора, что значит приношение.

326. Проскомидия как часть Литургии состоит в воспоминании пророчеств и прообразований, а отчасти и самих событий, относящихся к рождеству и страданию Иисуса Христа. При этом из просфоры вынимается часть, необходимая для совершения Таинства; также и необходимая часть вина, соединенного с водой, вливается в священный сосуд. При этом священнодействующий воспоминает всю Церковь: прославляет Святых прославленных (канонизированных), молится о живых и умерших, особенно о властях и о тех, кто, по вере и с усердием, принес просфоры, или приношения.

327. Хлеб для Таинства должен быть такой, какого требует само имя хлеба, святость Таинства и пример Господа Иисуса Христа и Апостолов, то есть: хлеб квасный, чистый, пшеничный.

328. То, что хлеб, собственно для Причащения, употребляется один, этим обозначается, по объяснению Апостола, то, что един хлеб, едино тело, есмы мнози: вси бо от единаго хлеба причащаемся. (1 Кор. 10,17).

329. Хлеб, приготовленный для Причащения, называется Агнцем, потому что он представляет в себе образ страждущего Иисуса Христа, подобно тому, как в Ветхом Завете изображал Его Агнец Пасхальный.

330. Агнец Пасхальный — это агнец, которого Израильтяне, по повелению Божию, закалывали и ели, в память избавления от погибели в Египте.

331. Вино для Таинства Причащения соединяется с водой потому, что все это Священнодействие совершается по образу страдания Христа, а во время страдания Его, из прободенного ребра Его текла кровь и вода.

332. Ту часть Литургии, за которой верующие приготовляются к Таинству, древние назвали Литургией оглашенных, потому что к слушанию ее, кроме крещеных и допускаемых к причащению, допускаются и оглашенные, то есть, готовящиеся ко крещению, также и кающиеся, не допускаемые к причащению.

ЗЗ3. Эта часть Литургии начинается благословением или прославлением Царства Пресвятой Троицы.

334. Эта часть Литургии состоит из молитв, песнопений, чтения книг Апостольских и Евангелия.

335. Она оканчивается повелением оглашенным выйти из церкви.

336. Та часть Литургии, в которой совершается само Таинство Причащения, называется Литургией верных, потому что одни верные (верующие), то есть, принявшие крещение, имеют право быть при этом Богослужении.

337. Важнейшим действием этой части Литургии является произнесение слов, которые сказал Иисус Христос при установлении Таинства: Приимите, ядите, сие (это) есть Тело Мое: Пийте от нея вси (пейте от нее все), сия есть Кровь Моя Новаго Завета. (Мф. 26, 26—28); и затем — призывание Святого Духа и благословение Даров, то есть, принесенного хлеба и вина.

338. Это особенно важно потому, что при этом самом действии хлеб и вино прелагаются, или пресуществляются, в истинное Тело Христово и в истинную Кровь Христову.

339. В изложении веры Восточных Патриархов сказано, что словом пресуществление не объясняется, каким образом хлеб и вино претворяются в Тело и Кровь Господни, ибо этого нельзя постичь никому, кроме Бога; но показывается только то, что истинно, действительно и существенно хлеб бывает самым истинным Телом Господним, а вино — самой Кровью Господней.

Подобно тому преподобный Иоанн Дамаскин о Святых и Пречистых Тайнах Господних пишет: "Тело есть воистину соединенное с Божеством, еже (которое) от Святые Девы начало восприя, не яко (не как) вознесшееся Тело с небесе нисходит, но яко самый хлеб и вино претворяются в Тело и Кровь Божию. Аще ли же образа (способа), како бывает, ищеши, довольно ти есть услышати, яко Духом Святым: имже образом и от Богородицы Духом Святым Себе самому и в Себе самом плоть Господь состави: ниже более что вем, но токмо, яко (даже не знаю более того, что) Божие Слово истинное, действительное и всемощное есть, образ же неиспытанный (непостижимый)." (Точное изложение православной веры. Кн. 4. Гл. 13. С. 7).

340. Каждый желающий приступить к Таинству Причащения должен испытать (открыть) перед Богом свою совесть и очистить ее покаянием во грехам, к чему способствуют пост и молитва. Да искушает (испытывает) человек себе, и тако от хлеба да яст, и от чаши да пиет:  ядый бо и пияй недостойне, суд (суждение) себе яст и пиет, не разсуждая Тела Господня (о Теле Господнем). (1 Кор. 11,28-29).

341. Тот, кто причащается Тела и Крови Христовых, теснейшим образом соединяется с Самим Иисусом Христом, и в Нем становится причастным вечной жизни. Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь, во Мне пребывает, и Аз в нем. (Ин. 6,56). Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь, имать живот вечный. (Ин. 6,54).

342. О том, как часто следует причащаться Святых Таин, следует заметить, что древние Христиане причащались в каждый воскресный день; но из нынешних немногие имеют такую чистоту жизни, чтобы всегда быть готовым приступить к столь великому Таинству. Церковь материнским гласом завещевает исповедоваться перед духовным отцом и причащаться Тела и Крови Христовых стремящихся к благоговейной жизни — четырежды в год, или и каждый месяц, а всем — непременно один раз в год. (Православное исповедание. Ч.1, вопрос 90).

343. Те, кто только слушает Божественную Литургию, а не приступает ко Святому Причащению, могут и должны участвовать в Литургии молитвой, верой и особенно непрестанным воспоминанием Господа нашего Иисуса Христа, Который именно повелел сие творить в Его воспоминание. (Лк. 22,19).

344. В то время за Литургией, когда бывает шествие с Евангелием, совершается воспоминание Иисуса Христа, явившегося проповедовать Евангелие. Поэтому и во время чтения Евангелия следует иметь такое внимание и благоговение, как если бы мы видели и слышали Самого Иисуса Христа.

345. В то время за Литургией, когда бывает шествие с приготовленными Святыми Дарами в алтарь, следует воспоминать шествие Иисуса Христа на вольное страдание, как жертвы на заклание, между тем как более двенадцати легионов (здесь — великое множество) Ангелов готовы были охранять Его, как Царя своего. Царь царствующих и Господь господствующих приходит заклатися.  (Песнь на литургии в Великую Субботу).

346. В самое время совершения Таинства и во время причащения Священнослужителей в алтаре следует воспоминать Тайную Вечерю Самого Иисуса Христа с Апостолами, Его страдание, смерть и погребение.

347. После этого открыванием завесы, Царских врат и явлением Святых Даров представляется явление Самого Иисуса Христа по воскресении.

348. Последним явлением Святых Даров народу, после которого они скрываются, изображается вознесение Господа Иисуса Христа на небо.

349. Совершение и принятие Таинства Святого Причащения в истинной Церкви Христианской непременно продолжится всегда, до самого пришествия Христова, по слову Апостола Павла: Елижды бо аще ясте (всякий раз, когда вы едите) хлеб сей, и чашу сию пиете, смерть Господню возвещаете, дондеже приидет (доколе Он придет). (1 Кор. 11,26)

 О Покаянии

350. Что есть Покаяние?

351. Откуда ведет начало сие Таинство?

352. Что требуется от кающегося?

353. Нет ли еще приготовительных и вспомогательных средств к покаянию?

354. Не употребляет ли Святая Церковь еще особенного средства к очищению и умиротворению совести покаявшегося грешника?

355. Что такое епитимия?

 

350. Покаяние есть Таинство, в котором исповедующий грехи свои, при видимом изъявлении (то есть волеизъявлении) прощения от Священника невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом.

351. Это Таинство ведет начало от святого Иоанна Крестителя: приходившим к нему он проповедывал крещение покаяния в отпущение грехов; (и они) исповедывали грехи своя (Мк. 1,4-5). Апостолам Иисус Христос обещал власть прощать грехи, когда сказал: "Елика аще свяжете (что вы свяжете) на земли, будут связана на небеси; и елика аще разрешите на земли, будут разрешена на небесех." (Мф. 18, 18). По воскресении же Своем действительно дал им эту власть, когда сказал: "Приимите Дух Свят: имже (кому) отпустите грехи, отпустятся им; и имже держите, держатся (на ком оставите, на том останутся)." (Ин. 20,22—23).

352. От кающегося требуются сокрушение о грехах, намерение исправить свою жизнь, вера во Христа и надежда на Его милосердие. Печаль бо, яже по Бозе, покаяние нераскаянно во спасение соделовает. (2 Кор. 7,10). И егда грешник возвратится от беззакония своего, и сотворит суд и правду, той жив будет в них (Иез. 33, 19). О Сем, (то есть о Иисусе Христе) вси Пророцы свидетельствуют, оставление грехов прияти именем Его всякому верующему в Онь (в Него). (Деян. 10,43).

353. Есть еще подготовительные и вспомогательные средства для покаяния — это пост и молитва.

354. Святая Церковь употребляет особое средство для очищения и умиротворения совести покаявшегося грешника — епитимию.

355. Слово это означает запрещение. (2 Кор. 2,6). Под этим наименованием, смотря по необходимости, предписываются кающемуся некоторые особые благочестивые упражнения и некоторые лишения, служащия к заглаждению неправды греха и к побеждению греховной привычки, как например, пост сверх положенного для всех, а за тяжкие грехи — отлучение от Святого Причащения на определенное время.

 О Священстве

356. Что есть Священство?

357. Что значит пасти Церковь?

358. Сколько необходимых степеней Священства?

359. Какая между ними разность?

 

356. Священство есть Таинство, в котором Дух Святой правильно избранного через рукоположение Святительское (епископское), поставляет совершать Таинства и пасти стадо Христово. Тако нас да непщует человек (каждый должен разуметь нас), яко слуг Христовых и строителей (домостроителей) Таин Божиих. (1 Кор. 4,1). Внимайте убо себе и всему стаду, в немже вас Дух Святый постави Епископы, пасти Церковь Господа и Бога, юже стяжа (которую он приобрел себе) кровию Своею. (Деян. 20,28).

357. Пасти Церковь — значит, наставлять людей в вере, благочестии и добрых делах.

358. Необходимых степеней священства три: епископ, пресвитер, диакон.

359. Между ними различие в том, что диакон служит при Таинствах (но не совершает их); пресвитер совершает Таинства, пребывая в подчинении епископу; епископ не только совершает Таинства, но имеет власть и другим через рукоположение преподавать благодатный дар совершать их. О епископской власти апостол Павел пишет Титу: "Сего ради оставих тя в Крите, да недокончанная исправиши, и устроиши по всем градом пресвитеры." (Тит. 1,5). И Тимофею: "Руки скоро не возлагай ни на когоже." (1 Тим. 5,22).

 О Браке

360. Что есть Брак?

361. Откуда видно, что брак есть Таинство?

362. Всем ли должно вступать в брак?

 

360. Брак есть Таинство, в котором при свободном перед священником и Церковью обещании женихом и невестой взаимной их супружеской верности, благословляется их супружеский союз, во образ духовного союза Христа с Церковью, и испрашивается им благодать чистого единодушия, к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей.

361. То, что брак есть Таинство, видно из следующих слов апостола Павла: Оставит человек отца своего и матеръ, и прилепится к жене своей, и будета два в плоть едину (и будут двое одна плоть). Тайна сия велика есть: аз же глаголю во Христа и во Церковь. (Еф. 5,31-32).

362. Не всем должно вступать в брак. Девство лучше супружества, если кто может в чистоте сохранить его. О6 этом именно сказал Господь Иисус Христос: "Не вси вмещают словесе сего, но имже дано есть: могий (кто может) вместити, да вместит." (Мф. 19,11—12). И Апостол говорит: "Глаголю же безбрачным и вдовицам: добро им есть, аще пребудут якоже и аз. Аще ли не удержатся, да посягают (если не могут воздержаться, пусть вступают в брак). Не оженивыйся печется (заботится) о Господних, како угодити Господеви: а оженивыйся печется о мирских, како угодити жене. Вдаяй браку (выдающий замуж) свою деву, добре творит: и не вдаяй, лучше творит." (1 Кор. 7,8-9, 32-33,38).

 О Елеосвящении

363. Что есть Елеосвящение?

364. Откуда ведет начало сие Таинство?

 

363. Елеосвящение есть Таинство, в котором при помазании тела елеем, призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные.

364. Это Таинство ведет начало от Апостолов, которые, получив власть от Иисуса Христа, мазаху маслом многи недужныя, и исцелеваху. (Мк. 6,13). Апостолы передали это Таинство священнослужителям Церкви, что видно из следующих слов апостола Иакова: Болит ли кто в вас, да призовет пресвитеры церковныя, и да молитву сотворят над ним, помазавше его елеем во имя Господне: и молитва веры спасет болящаго, и воздвигнет (восставит) его Господь: и аще грехи сотворил есть, отпустятся (простятся) ему. (Иак. 5,14-15).

Об одиннадцатом члене Символа Веры

365. Что такое воскресение мертвых, которого по Символу Веры мы чаем или ожидаем?

366. Как воскреснет тело, истлевшее в земле и рассыпавшееся?

367. Точно ли все воскреснут?

368. Когда будет воскресение мертвых?

369. Поэтому и мир кончится?

370. Каким образом преобразится мир?

371. В каком состоянии находятся души умерших до всеобщего воскресения?

372. Почему душам праведных не приписывается тотчас по смерти полного блаженства?

373. Почему приписывается им предначатие блаженства прежде последнего суда?

374. Сие предначатие блаженства бывает ли соединено с лицезрением Самого Иисуса Христа?

375. Что должно заметить о душах умерших с верою, но не успевших принести плоды, достойные покаяния?

376. На чем основано сие учение?

 

365. Воскресение мертвых, которого, согласно Символу Веры, мы чаем, или ожидаем, — это действие всемогущества Божия, по которому все тела умерших людей, соединяясь опять с их душами, оживут, и будут духовны и бессмертны. Сеется тело душевное, востает тело духовное. (1 Кор. 15,44). Подобает бо (надлежит) тленному сему облещися в нетление, и мертвенному (смертному) сему облещися е безсмертие. (1 Кор. 15,53).

366. Тело, истлевшее в земле и рассыпавшееся, воскреснет, поскольку Бог из земли сотворил тело вначале, то также может  рассыпавшееся в землю возобновить. Апостол Павел объясняет это подобием посеянного зерна, которое истлевает в земле, но из которого вырастает трава или дерево. Ты еже сееши (то, что ты сеешь), не оживет, аще не умрет. (1 Кор. 15,36).

367. Все умершие воскреснут, а у тех, кто до времени всеобщего воскресения останется в живых, нынешние грубые тела мгновенно изменятся в духовные и бессмертные. Вси бо не успнем ( не все мы умрем), вси же изменимся, вскоре (вдруг), во мгновении ока, в последней трубе: вострубит бо, и мертвии восстанут (воскреснут), нетленни, и мы изменимся. (1 Кор. 15,51-52).

368. Воскресение мертвых совершится при конце этого видимого мира.

369. Этот тленный мир окончится тем, что преобразится в нетленный. Яко и сама тварь свободится от работы истления (от рабства тлению), в свободу славы чад Божиих. (Рим. 8, 21). Нова же небесе и новы земли по обетованию Его чаем (ожидаем), в нихже правда живет (обитает). (2 Пет. 3,13.)

370. Мир преобразится посредством огня. Нынешняя небеса и земля (содержимые) тем же словом (то есть Божиим) сокровена суть, огню блюдома (сберегаются огню) на день суда и погибели нечестивых человек. (2 Пет. 3,7).

371. Души умерших до всеобщего воскресения пребывают в таком состоянии: души праведных — во свете, покое и предначатии вечного блаженства, а души грешных — в противоположном этому состоянии.

372. Души праведных не воспринимают тотчас по смерти полного блаженства, потому что полное воздаяние по делам предопределено получить полному человеку, по воскресении тела и последнем суде Божием. Апостол Павел говорит: "Прочее убо соблюдается (а теперь готовится) мне венец правды, егоже воздаст ми Господь в день онь (тот), Праведный Судия: не токмо же мне, но и всем возлюбльшым (возлюбившим) явление Его." (2 Тим. 4,8). И еще: "Всем бо явитися нам подобает (должно) пред судищем Христовым, да приимет кийждо (каждый), яже с телом содела (что он делал, живя в теле), или блага или зла." (2 Кор. 5,10).

373. Приписывается им предначатие блаженства прежде последнего суда, согласно свидетельству Самого Господа Иисуса Христа, говорящего в притче, что праведный Лазарь тотчас по смерти несен был на лоно Авраамово. (Лк. 16,22).

374. Это предначатие блаженства соединенное с лицезрением Самого Иисуса Христа особенно бывает со Святыми, как это дает понять Апостол Павел: желание имый (имею) разрешитися и со Христом быти. (Флп. 1,23).

375. О душах, умерших с верой, но не успевших принести плодов, достойных покаяния, следует заметить то, что им для достижения блаженного воскресения могут помочь возносимые за них молитвы, особенно соединенные с приношением бескровной жертвы Тела и Крови Христовых, и благотворения с верой совершаемые в их память.

376. Это учение основано на постоянном (неизменном, непрерывном) предании Кафолической Церкви, начала которого видны еще в Ветхозаветной Церкви. Иуда Маккавей принес жертву за умерших воинов (2 Мак. 12,43). Молитва за усопших всегда является непременной частью Божественной Литургии, начиная от Литургии Апостола Иакова. Святитель Кирилл Иерусалимский говорит: "Превеликая будет польза душам, о которых моление возносится в то время, как Святая предлежит и Страшная Жертва." (Тайноводственное поучение, 5, гл. 9). Святитель Василий Великий в молитвах Пятидесятницы говорит, что Господь сподобляет принимать от нас молитвенные умилостивления и жертвы о иже во аде держимых с надеждой для них мира, ослабления (прощения) и свободы.

 О двенадцатом члене Символа Веры

377. Что такое жизнь будущего века?

378. Какая будет сия жизнь?

379. Откуда произойдет такое блаженство?

380. Будет ли и тело участвовать в блаженстве души?

381. Все ли равно будут блаженны?

382. А что будет с неверующими и беззаконниками?

383. Почему, так строго поступлено будет с грешниками?

384. Какую пользу приносить могут размышления о смерти, о воскресении, о последнем суде, о вечном блаженстве и о вечном мучении?

 

377. Жизнь будущего века — это жизнь, которая будет после воскресения мертвых и всеобщего суда Христова.

378. Эта жизнь будет для верующих, любящих Бога и делающих добро, столь блаженна, что мы теперь этого блаженства и представить себе не можем. Не у явися (еще не открылось), что будем. (1 Ин. 3,2). "Вем (знаю) человека о Христе, — говорит Апостол Павел, — ...восхищен бысть в рай и слыша неизреченны глаголы, ихже не леть есть человеку глаголати (которые человеку нельзя пересказать)" (2 Кор. 12,2,4).

379. Такое блаженство последует от созерцания Бога во свете и славе, и от соединения с Ним. Видим убо ныне якоже зерцалом в гадании (как бы сквозь тусклое стекло, гадательно), тогда же лицем к лицу: ныне разумею от части, тогда же познаю, якоже и познан бых. (1 Кор. 13,12). Тогда праведницы просветятся яко солнце в Царствии Отца их. (Мф. 13,43). Будет Бог всяческая во всех (все во всем). (1 Кор. 15,28.)

380. И тело также будет участвовать в блаженстве души. Оно будет прославлено светом Божиим, подобно как тело Иисуса Христа во время Преображения Его на Фаворе. Сеется в уничижении, восстает в славе. (1 Кор. 15,43).  Якоже облекохомся во образ перстнаго (и как мы носим образ земного, то есть Адама), да облечемся и во образ Небеснаго (то есть, Господа нашего Иисуса Христа) (1 Кор. 15,49).

381. Не все будут в равной мере блаженны. Будут разные степени блаженства, в зависимости от того, как кто здесь подвизался в вере, любви и добрых делах. Ина слава солниу, и ина слава луне, и ина слава звездам: звезда бо от звезды разнствует во славе. Такожде и воскресение мертвых. (1 Кор. 15,41-42).

382. Неверующие и беззаконники будут преданы вечной смерти, или, иначе сказать, вечному огню, вечному мучению, вместе с диаволами. Иже не обретеся в книзе животней (в книге жизни) написан, ввержен будет в озеро огненное. (Апок. 20, 15). И се (это) есть вторая смерть. (Апок. 20, 14). Идите от Мене проклятии во огнь вечный, уготованный диаволу и ангелом его. (Мф. 25, 41). И идут сии в муку вечную, праведницы же в живот вечный. (Мф. 25,46). Добрее ти есть со единем оком внити (лучше тебе с одним глазом войти) в Царствие Божие, неже две оце имущу (нежели с двумя глазами) ввержену быти в геенну огненную, идеже червь их не умирает и огнь не угасает. (Мк. 9,47-48).

383. Так строго поступлено будет с грешниками не потому, чтобы Бог хотел  их погибели, но они сами погибают, зане (за то, что) любве истины не прияша, во еже спастися им (для своего спасения). (2 Сол. 2,10.)

384. Размышления о смерти, о Воскресении, о Последнем Суде, о вечном блаженстве и о вечном мучении помогают нам воздерживаться от грехов и освобождаться от пристрастия к земным вещам, утешают при лишении земных благ; побуждают соблюдать в чистоте душу и тело, жить для Бога и для вечности, и таким образом достигать вечного спасения.

 

ОглавлениеДалее