НазадОглавление

О четвертом члене Символа Веры

199. Как произошло то, что Иисус Христос распят, когда Его учение и дела во всех должны были возбуждать к Нему благоговение?

200. Для чего сказано, что Иисус Христос распят при Понтии Пилате?

201. Кто был Понтий Пилат?

202. Почему достойно примечания сие обстоятельство?

203. Для чего не только сказано в Символе, что Иисус Христос распять, но еще прибавлено, что Он страдал?

204. Для чего упомянуто и о том, что Он погребен?

205. Как Иисус Христос мог страдать и умереть, будучи Бог?

206. В какой силе сказано, что Иисус Христос распять за нас?

207. Как говорит о сем избавлении Священное Писание?

208. Каким образом крестная смерть Иисуса Христа избавляет нас от греха, проклятия и смерти?

209. Точно ли за всех нас пострадал Иисус Христос?

210. Как можем мы участвовать в страданиях и смерти Иисуса Христа?

211. Как можно распять плоть свою со страстями и похотями?

 

199. Господь Иисус Христос был распят, тогда как Его учение и дела должны были во всех возбуждать благоговение к Нему. Это произошло потому, что иудейские старейшины и книжники ненавидели Его за то, что Он обличал их ложное учение и беззаконную жизнь, и завидовали Ему, потому что народ, за учение и чудеса, уважал Его больше, чем их, и потому они оклеветали Его и осудили на смерть.

200. Сказано, что Иисус Христос распят при Понтии Пилате. Это сделано для того, чтобы обозначить время, когда Он  распят.

201. Понтий Пилат был римским правителем Иудеи, которая покорена была римлянами.

202. Это обстоятельство достойно примечания потому, что через него видно исполнение пророчества Иакова: Не оскудеет князь от Иуды, и вождь от чресл его, дондеже приидут отложеная ему, и Той чаяние языков. (Быт. 49,10)2.

203. В Символе Веры не только сказано, что Иисус Христос распят, но еще добавлено, что Он страдал, чтобы показать, что распятие Его было не одной видимостью страдания и смерти, как говорили некоторые лжеучители, но было подлинным страданием и смертью.

204. Упомянуто и о том, что Он погребен. Это также относится к уверению в том, что Он действительно умер и воскрес, ибо враги Его приставили даже стражу к Его гробу и запечатали гроб.

205. Иисус Христос страдал и умер, будучи Богом. Но Он страдал и умер не Божественной, а человеческой природой, и не потому, что не мог избежать страданий, но потому, что восхотел пострадать. Он Сам сказал: "Аз душу Мою полагаю (отдаю), да паки прииму ю (ее). Никтоже возмет ю от Мене, но Аз полагаю ю о Себе. Область (власть) имам положити ю, и область имам паки прияти ю." (Ин. 10,17—18).

206. Сказано, что Иисус Христос распят за нас в том смысле, что крестной смертью Своей Он избавил нас от греха, проклятия и смерти.

207. О6 этом Священное Писание говорит так.

О избавлении от греха: о Немже имамы избавление кровию Его, и оставление прегрешений, по богатству благодати Его. (Еф. 1,7).

О избавлении от проклятия: Христос ны (нас) искупил есть от клятвы закониыя (закона), быв по нас клятва (сделавшись за нас клятвой). (Гал. 3,13.)

О избавлении от смерти: Понеже дети приобщишася (причастны) плоти и крови, и Той приискренне (также) приобщися техже, да смертию упразднит (лишит силы) имушаго державу смерти, сиречь (то есть) диавола, и избавит сих, елицы страхом смерти чрез все житие повинни беша работе (через всю жизнь были подвержены рабству). (Ев. 2,14-15.)

208. Итак, крестная смерть Иисуса Христа избавляет нас от греха, проклятия и смерти. И чтобы мы легче могли веровать этой тайне, слово Божие вразумляет нас о ней, насколько можем вместить, через сравнение Иисуса Христа с Адамом. Адам естественно (по естеству) есть глава всего человечества, которое едино с ним по естественному происхождению от него. Иисус Христос, в Котором Божество соединилось с человечеством, благодатно соделался новой всемогущей главой людей, которых Он соединяет с Собой посредством веры. Поэтому как через Адама мы подпали под власть греха, проклятия и смерти, так избавляемся от греха, проклятия и смерти через Иисуса Христа. Его вольные страдания и крестная смерть за нас, будучи бесконечной цены и достоинства, как смерть безгрешного и Богочеловека, есть и совершенное удовлетворение правосудию Божию, осудившему нас за грех на смерть, и безмерная заслуга, приобретшая Ему право, без оскорбления правосудия, подавать нам, грешным, прощение грехов и благодать для победы над грехом и смертью.

Святым восхоте Бог сказати (показать), кое богатство славы тайны сея во языцех (для язычников), Иже есть Христос в вас, упование славы. (Кол. 1,26—27).

Аще бо единаго прегрешением (преступлением) смерть царствова единем (посредством одного), множае паче (тем более) избыток благодати и дар правды приемлюще, в жизни воцарятся единем Иисус Христом. (Рим. 5,17).

Ни едино убо ныне осуждение (нет ныне никакого осуждения) сущим о Христе Иисусе, не по плоти ходящим (живущим), но по духу. Закон бо духа жизни о Христе Иисусе свободил мя есть от закона греховнаго и смерти. Немощное бо закона, в немже немоществование плотию (закон, ослабленный плотью, был бессилен), Бог Сына Своего посла в подобии плоти греха (греховной), и о гресе осуди грех во плоти, да оправдание закона исполнится в нас, не по плоти ходящих, но по духу. (Рим. 8,1—4).

209. Господь Иисус Христос пострадал за всех нас: со Своей стороны, Он принес Себя в жертву точно за всех, и всем приобрел благодать и спасение. Но пользуются этим те из нас, кто со своей стороны, добровольно принимает участие в страданиях Его, сообразуяся смерти Его. (Флп. 3,10).

210. Мы участвуем в страданиях н смерти Иисуса Христа посредством живой сердечной веры, посредством Таинств, в которых сокрыта и запечатлена сила спасительных страданий и смерти Иисуса Христа, и наконец, посредством распинания плоти своей с ее страстями и похотями.

"Аз, — говорит Апостол, — законом закону умрох, да Богови жив буду, Христови сраспяхся; живу же не ктому аз, но живет во мне Христос; а еже ныне живу во плоти, верою живу Сына Божия, возлюбившаго мене, и предавшего Себе по мне." (Гал. 2, 19-20). Или не разумеете, яко елицы (что все мы) во Христа Иисуса крестихомся, в смерть Его крестихомся? (Рим. 6, 3). Елижды бо аще ясте (всякий раз, когда вы едите) Хлеб сей и Чашу сию пиете, смерть Господню возвещаете, дондеже (пока не) приидет. (1 Кор. 11,26). Иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми. (Гал. 5,24).

211. Распять плоть свою со страстями и похотями можно воздержанием от страстей и похотей, и действиями им противоположными. Например, когда гнев побуждает нас злословить врага и делать ему зло, но мы противимся этому желанию и, вспоминая, как Иисус Христос на кресте молился за Своих врагов, молимся и мы за своих, то таким образом мы распинаем страсть гнева.

 О пятом члене Символа Веры

212. Какое дал Иисус Христос ближайшее доказательство того, что страдание и смерть Его спасительны для нас человеков?

213. Что можно думать о том состоянии, в котором был Иисус Христос после смерти Своей и прежде воскресения?

214. Что такое ад?

215. Для чего Иисус Христос нисходил во аде?

216. Говорит ли о сем Св. Писание?

217. Что должно заметить о словах Символа: воскресшаго в третий день по писанием?

218. Какой смысл в сем слове: по писанию?

219. Где, например о сем написано?

220. Есть ли в Писании Ветхого Завета и то, что Иисусу Христу надлежало воскреснуть именно в третий день?

221. Как узнали, что Иисус Христос воскрес?

222. Для чего Иисус Христос по воскресении Своем являлся Апостолам в течении 40 дней?

 

212. Господь Иисус Христос явил самое первое доказательство того, что страдания и смерть Его спасительны для людей, тем, что Он воскрес и этим положил основание и нашему блаженному воскресению. Ныне же Христос воста от мертвых, начаток умершим бысть. (1 Кор. 15,20).

213. О том состоянии, в котором был Иисус Христос после смерти Своей и до воскресения, говорится в следующем церковном песнопении: "Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в раи же с разбойником, и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй неописанный".

214. Слово "ад" в переводе с греческого языка означает место, лишенное света. В христианском учении под этим названием понимается духовная темница, то есть, состояние духов, грехом отторгнутых от лицезрения Божия, и соединенного с Ним света и блаженства. (Иуд 1,6. Октоих, глас 5, стихиры 2,4).

215. Господь Иисус Христос нисходил в ад для того, чтобы и там проповедовать победу над смертью, и освободить души, которые с верой ожидали Его пришествия.

216. О6 этом в Священном Писании есть следующее свидетельство: Зане (потому что) и Христос единою (однажды) о гресех наших пострада, Праведник за неправедники, да приведет ны Богови: умерщвлен убо быв плотию, ожив же духом, о немже и сущим в темнице духовом сошед проповеда. (1 Пет. 3,18-19).

217. Слова Символа Веры "воскресшаго в третий день по Писанием" взяты из послания к коринфянам: Предах бо вам исперва, еже и приях (я первоначально преподал вам, что и сам принял), яко (что) Христос умре грех наших ради, по писанием; и яко погребен бысть, и яко воста (воскрес) в третий день по писанием. (1 Кор. 15,3-4).

218. Словами "по писанию" обозначается то, что Иисус Христос умер и воскрес именно так, как о том пророчески написано в книгах Ветхого Завета.

219. Например, в 53-й главе книги пророка Исаии многими подробными чертами изображены страдание и смерть Иисуса Христа: Той язвен бысть за грехи наша и мучен бысть за беззакония наша; наказание мира нашего на Нем, язвою Его мы изцелехом. (Ис. 53,5). О воскресении Христовом Апостол Петр приводит слова псалма 15: Яко не оставиши души Моея во аде, ниже даси Преподобному (и не дашь святому) Твоему видети истления. (Деян. 2,27).

220. В Писании Ветхого Завета есть указание и на то, что Иисусу Христу надлежало воскреснуть именно в третий день. Пророческий образ этого представлен в пророке Ионе: И бе (был) Иона во чреве китове три дни и три нощи. (Иона 2,1. Мф. 12,40.).

221. О том, что Иисус Христос воскрес, люди узнали следующим образом. Воины, которые стерегли гроб Его, с ужасом узнали об этом, потому что Ангел Господень отвалил камень, которым закрыт был Его гроб, и при этом произошло великое землетрясение. Ангелы также возвестили о воскресении Христовом Марии Магдалине и некоторым другим. Сам Иисус Христос, в самый день воскресения Своего, явился многим: мироносицам, Апостолу Петру, двум ученикам, шедшим в Еммаус, и наконец, всем апостолам, находившимся в доме, двери которого были заперты. Потом Он многократно являлся им в продолжение сорока дней; в один из дней Он явился более чем пятистам верных одновременно. (1 Кор. 15,6).

222. Иисус Христос по воскресении Своем являлся апостолам в течение сорока дней потому, что в это время Он продолжал учить их тайнам Царства Божия. (Деян. 1,3).

 О шестом члене Символа Веры

223. Из Священного ли Писания заимствовано изображение вознесения Господня в шестом члене Символа?

224. Божеством, или человечеством Иисус Христос возшел на небеса?

225. Каким образом Иисус Христос сидит одесную Бога Отца, когда Бог вездесущ?

 

223. Указание на Вознесение Господне в шестом члене Символа заимствовано из следующих изречений Священного Писания: Сшедый, Той есть и возшедый превыше всех небес, да исполнит всяческая. (дабы наполнить все) (Еф. 4,10).  Такова имамы (имеем) Первосвященника, Иже седе одесную престола величествия на небесех. (Евр. 8,1).

224. Иисус Христос вознесся на небеса человечеством, а Божеством Он всегда пребывал и пребывает на небесах.

225. Сказано, что Иисус Христос седит одесную Бога Отца, но Бог Вездесущ. Это нужно понимать духовно, то есть, Иисус Христос имеет одинаковое могущество и славу с Богом Отцом.

 О седьмом члене Символа Веры

226. Как Св. Писание говорит о будущем пришествии Христовом?

227. Как оно говорит о будущем суде Его?

228. Как оно говорит о бесконечном царствии Его?

229. Будущее пришествие Христово таково же ли будет, как и прежнее?

230. Всех ли человеков будет Он судить?

231. Как будет Он судить?

232. Неужели Он осудит нас и за худые слова или мысли?

233. Скоро ли приидет Иисус Христос на суд?

234. Не открыты ли хотя некоторые признаки близкого пришествия Христова?

235. Что такое антихрист?

236. Что такое Царствие Христово?

237. К которому из сих относится изречение Символа, что царствию Христову не будет конца?

 

226. Священное Писание так говорит о будущем Пришествии Христовом: Сей Иисус, вознесыйся от вас на небо, такожде (таким же образом) приидет, имже образом видесте Его, идуща на небо. (Деян. 1, 11). Это сказали апостолам Ангелы во время Вознесения Господня.

227. О будущем Суде Его Священное Писание говорит так: Грядет час, в оньже (наступит время, в которое) вси сущии во гробех услышат глас Сына Божия, и изыдут сотворшии благая в воскрешение живота (жизни), а сотворшии злая в воскрешение суда. (Ин. 5, 28—29). Это слова Самого Христа Спасителя.

228. Священное Писание так говорит о бесконечном (вечном) царстве Его: Сей будет велий, и Сын Вышняго наречется: и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его, и воцарится в дому Иаковли во веки, и царствию Его не будет конца. (Лк. 1,32—33). Это слова Ангела, обращенные к Богоматери.

229. Будущее Пришествие Христово будет весьма отличаться от прежнего. Пострадать за нас приходил Он в уничижении, а судить нас приидет в славе Своей, и вси святии Ангели с Ним. (Мф. 25,31).

230. Он будет судить всех людей без исключения.

231. Он будет судить так, что совесть каждого человека откроется перед всеми, и обнаружатся не только все дела, какие кто сделал в продолжение всей своей жизни на земле, но и все сказанные слова, тайные желания и помышления. Приидет Господь, Иже во свете приведет тайная тьмы (осветит сокрытое во мраке), и объявит советы (намерения) сердечныя, и тогда похвала будет комуждо (каждому) от Бога. (1 Кор. 4-5).

232. Он, без сомнения, осудит нас и за худые слова или мысли, если не изгладим их покаянием, верой и исправлением жизни. Глаголю же вам: яко всяко слово праздное, еже аще рекут человеиы (скажут люди), воздадят о нем слово (ответ) в день судный. (Мф. 12,36).

233. Когда Господь Иисус Христос придет судить — это неизвестно, но надо жить так, чтобы мы всегда были к этому готовы.

Не коснит (медлит) Господь (с исполнением) обетования, якоже нецыи коснение мнят (как некоторые считают это промедлением), но долготерпит на нас, не хотя, да кто погибнет, но да вси в покаяние приидут. Приидет же день Господень, яко тать (вор) в нощи. (2 Пет. 3,9-10).

Бдите убо, яко не весте (не знаете) дне ни часа, в оньже (в который) Сын человеческий приидет. (Мф. 25,13).

234. В слове Божием открыты некоторые признаки близкого пришествия Христова, а именно: уменьшение веры и любви между людьми, увеличение пороков и бедствий, проповедание Евангелия всем народам, пришествие антихриста. (Мф. 24).

235. Антихрист — это противник Христу, который будет стараться истребить христианство, но вместо того сам погибнет ужасным образом. (2 Фес. 2,8).

236. Царствие Христово есть, во-первых, весь мир; во-вторых, все верующие на земле; в-третьих, все блаженные (то есть праведные, святые) на небесах. Первое называют царством природы, второе — царством благодати, а третье — царством славы.

237. Слова Символа о том, что Царству Христову не будет конца, относятся к царству славы.

 О восьмом члене Символа Веры

238. В каком разуме Дух Святой называется Господом?

239. Свидетельствует ли о сем Св. Писание?

240. Как понимать то, что Дух Святой называется животворящим?

241. Откуда знаем, что Дух Святой исходит от Отца?

242. Учение о исхождении Святого Духа от Отца может ли быть подвержено какому изменению, или дополнению?

243. Откуда видно, что Духу Святому приличествует поклонение и прославление, равное со Отцем и Сыном?

244. Для чего сказано в Символе, что Дух Святой глаголал через Пророков?

245. Свидетельствует ли Св. Писание, что через Пророков точно говорил Дух Святой?

246. Не Дух ли Святой говорил и через Апостолов?

247. Почему же о Апостолах не упомянуто о Символе?

248. Дух Святой не открылся ли человекам некоторым особенным образом?

249. Сообщается ли Дух Святой человекам и ныне?

250. Как можно сделаться причастным Святого Духа?

251. Какие главнейшие дары Духа Святого?

 

238. Дух Святой называется Господом в таком же смысле, как и Сын Божий, то есть истинным Богом.

239. О6 этом свидетельствует Священное Писание словами, которые сказал Апостол Петр в обличение Анании: Почто исполни сатана сердце твое солгати Духу Святому? И далее: не человеком солгал еси, но Богу. (Деян. 5,3-4).

240. Дух Святой называется животворящим, и это следует понимать так, что Он вместе с Богом Отцом и Сыном дает тварям жизнь, и особенно духовную жизнь людям. Аще кто не родится водою и Духом, не может внити в царствие Божие. (Ин. 3,5).

241. О том, что Дух Святой исходит от Отца, мы знаем из следующих слов Самого Господа Иисуса Христа: "Егда же приидет Утешитель, Егоже Аз послю вам от Отца, Дух истины, Иже от Отца исходит, Той свидетельствует о Мне." (Ин. 15,26).

242. Учение об исхождении Святого Духа от Отца не может быть подвержено какому-либо изменению или дополнению. Во-первых, потому, что Православная Церковь в этом учении повторяет точные слова Самого Иисуса Христа; а Его слова, без сомнения, являются достаточным и совершенным выражением истины. Во-вторых, потому, что Второй Вселенский Собор, главным предметом которого было утверждение истинного учения о Святом Духе, без сомнения, удовлетворительно изложил это учение в Символе Веры; и Кафолическая Церковь признала это столь решительно, что Третий Вселенский Собор своим седьмым правилом запретил составлять новый Символ Веры. Поэтому преподобный Иоанн Дамаскин пишет: "Духа Святаго и из Отца быти глаголем, и Духа Отча именуем: от Сына же Духа быти никакоже глаголем, но точию Его Духа Сыновня нарицаем." (Точное изложение православной веры. Кн. 1. Гл. 11. С. 4).

243. Духу Святому приличествуют поклонение и прославление, равное со Отцом и Сыном. Это видно из того, что Иисус Христос повелел крестить во имя Отца и Сына и Святаго Духа. (Мф. 28,19).

244. В Символе веры сказано, что Дух Святой глаголал через Пророков. Это сказано для обличения некоторых лжеучителей, которые говорили, что книги Ветхого Завета написаны не Духом Святым.

245. Священное Писание свидетельствует о том, что через пророков точно говорил Дух Святой. Апостол Петр пишет: "Ни бо волею бысть когда человеком пророчество (никогда пророчество не произносилось по воле человека), но от Святаго Духа просвещаеми глаголаша святии Божии человецы." (2 Пет. 1,21).

246. Дух Святой говорил и через апостолов. Пророкам, говорит также апостола Петр, открыся, яко не им самем, но нам служаху сия, яже ныне возвестишася вам (что ныне проповедано вам), благовествовавшими вам Духом Святым, посланным с небесе. (1 Пет. 1,12).

247. О6 апостолах не упомянуто в Символе Веры потому, что во время составления его никто не сомневался о Богодухновенности Апостолов.

248. Дух Святой открылся людям особым образом. Он сошел на Апостолов в виде огненных языков, в пятидесятый день по воскресении Христовом.

249. Дух Святой и ныне сообщается всем истинным христианам. Не весте ли, яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас? (1 Кор. 3,16).

250. Соделаться причастным Святого Духа можно через усердную молитву и через Таинства. Аще убо вы зли суще (если вы, будучи злы), умеете даяния блага даяти чадом вашим, кольми паче (тем более) Отец, Иже с небесе, даст Духа Святаго просящим у Него. (Лк. 11,13). Егда же благодать и человеколюбие явися Спаса нашего Бога, не от дел праведных, ихже (которые) сотворихом мы, но по Своей Его милости, спасе нас банею пакибытия (омытием возрождения) и обновления Духа Святаго, Егоже излия на нас обильно Иисус Христом Спасителем нашим. (Тит. 3,4-6).

251. Святой пророк Исаия указывает семь даров Духа Святаго: дух страха Божия, дух познания, дух силы, дух света, дух разумения, дух мудрости, дух Господень, или дар благочестия и вдохновения в высшей степени. (Ис. 11,1—3).

 О девятом члене Символа Веры

252. Что есть Церковь?

253. Что значить веровать в Церковь?

254. Как может быть предметом веры Церковь, которая видима, когда вера, по Апостолу, есть обличение невидимых?

255. На чем утвердить можно понятие о Церкви, сущей на земле и купно небесной?

256. Чем удостоверяемся мы о пребывании благодати Божией в истинной Церкви?

257. Чем еще удостоверяемся, что благодать Божия пребывает в Церкви до ныне, и будет пребывать до скончания века?

258. Почему Церковь есть Едина?

259. Чем точнее удостоверяемся, что Иисус Христос есть единая глава единой Церкви?

260. Единство Церкви какую обязанность налагает на нас?

261. Как согласить с единством Церкви то, что есть многие Церкви отдельные и самостоятельные, например: Иерусалимская, Антиохийская, Александрийская, Константинопольская, Российская?

262. Существует ли также единство между пребывающею на земле и небесною Церковью?

263. Какое средство общения Церкви сущей на земле с небесною?

264. На чем основано правило Церкви, сущей на земле, призывать в молитве Святых Церкви Небесной?

265. Есть ли свидетельство Св. Писания о посредствующей молитве Святых на небесах?

266. Есть ли свидетельство Св.Писания о благотворных явлениях Святых с неба?

267. Какими свидетельствами утверждаемся в веровании тому, что Святые, по преставлении своем, чудодействуют через некоторые земные посредства?

268. Почему Церковь есть Святая?

269. Каким образом Церковь есть Святая, когда в ней есть и согрешающие?

270. Почему Церковь называется Соборною, или что то же, Кафолическою, или Вселенскою?

271. Какое важное преимущество имеет Кафолическая Церковь?

272. Если Кафолическая Церковь заключает в себе всех истинно верующих в мире: то не должно ли признавать необходимо нужным для спасения, чтобы верующий к ней принадлежал?

273. Какие мысли и воспоминания соединять должно с наименованием Церкви Восточной?

274. Почему Церковь называется Апостольскою?

275. Чему научает Символ Веры, когда называет Церковь Апостольскою?

276. Какое существует в Церкви учреждение, в котором сохраняется преемство Апостольского служения?

277. Откуда ведет свое начало Иерархия Христианской Православной Церкви?

278. Какое священноначалие может простирать свое действие на всю Кафолическую Церковь?

279. Какому священноначалию подчинены главные части Вселенской Церкви?

280. Какому священноначалию подчиняются меньшие православные области и города?

281. Дабы исполнить долг повиновения Церкви, откуда можно узнать, чего она требует от своих сынов?

 

252. Церковь есть от Бога установленное общество людей, соединенных Православной верой, законом Божиим, священноначалием и Таинствами.

253. Веровать в Церковь — значит благоговейно чтить истинную Церковь Христову и повиноваться ее учению и заповедям с уверенностью, что в ней пребывает, спасительно действует, учит и управляет благодать, изливаемая от единой вечной главы ее, Господа Иисуса Христа.

254. Церковь, которая видима, является предметом веры, тогда как вера, по Апостолу, есть обличение невидимых (уверенность в невидимом). Во-первых, хотя Церковь видима, но невидима усвоенная ей и освященным в ней (людям) благодать Божия, которая и есть, собственно, предмет веры в Церковь. Во-вторых, Церковь, будучи видима, поскольку она есть на земле и к ней принадлежат все Православные Христиане, живущие на земле, в то же время есть невидима, поскольку она есть и на небесах и к ней принадлежат все скончавшиеся в истинной вере и святости.

255. Понятие о Церкви, пребывающей на земле и в то же время небесной, утверждается на следующих словах Апостола Павла к Христианам: Приступисте (вы приступили) к Сионстей горе, и ко граду Бога живаго, Иерусалиму небесному и тмам Ангелов, торжеству, и церкви первородных (к торжествующему собору и Церкви первенцев), на небесех написанных, и Судии всех Богу, и духом праведник совершенных, и к Ходатаю Завета Новаго Иисусу. (Евр. 12,22-24).

256. Мы удостоверяемся в пребывании благодати Божией в истинной Церкви, во-первых, тем, что глава ее есть Богочеловек Иисус Христос, исполненный благодати и истины, и тело Свое, то есть Церковь, исполняющий благодатью и истиной. (Ин. 1,14-17). Во-вторых, тем, что Христос Спаситель обещал ученикам Своим Духа Святого, чтобы Он был с ними вечно, и что, согласно этому обещанию, Дух Святой поставляет пастырей Церкви. (Ин. 14, 16). Апостол Павел об Иисусе Христе говорит, что Бог Отец того даде главу выше всех Церкви (поставил Его выше всего, Главой Церкви), яже есть тело Его. (Еф. 1, 22-23). Тот же Апостол говорит к пастырям Церкви: "Внимайте убо себе и всему стаду, в немже вас Дух Святый постави Епископы, пасти Церковь Господа и Бога, юже стяжа (которую приобрел) Кровию Своею." (Деян 20,28).

257. В том, что благодать Божия пребывает в Церкви доныне и будет пребывать до скончания века, удостоверяют нас следующие изречения Самого Господа Иисуса Христа и Его Апостола: Созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей (Мф. 16, 18); Аз с вами есмь во вся дни до скончания века, аминь. (Мф. 28, 20); Тому (Богу Отцу) слава в Церкви во Христе Иисусе во вся роды века веков, аминь. (Еф. 3,21).

258. Церковь едина потому, что она есть одно духовное тело, имеет одну главу Христа и одушевляется одним Духом Божиим. Едино тело, един Дух, якоже и звани бысте во единем уповании (как вы и призваны к одной надежде) звания вашего: един Господь, едина вера,  едино крещение, един Бог и Отец всех. (Еф. 4,4-6).

259. Иисус Христос есть единая глава единой Церкви. Апостол Павел пишет, что для Церкви, как здания Божия, основания инаго никтоже может положити паче лежащаго (кроме положенного), еже есть Иисус Христос. (1 Кор. 3, 9-11). Поэтому для Церкви, как тела Христова, не может быть иной главы, кроме Иисуса Христа. Церковь, которая должна пребывать во все роды (до скончания) века, требует и главы всегда пребывающей, а таков есть един Иисус Христос. Поэтому и Апостолы называются не более, как служителями Церкви. (Кол. 1,24-25).

260. Единство Церкви налагает на нас обязанность блюсти (сохранять) единение духа в союзе мира. (Еф. 4,3).

261. Церковь едина, однако есть многие Церкви отдельные и самостоятельные, например Иерусалимская, Антиохийская, Александрийская, Константинопольская, Российская. Это частные Церкви, или части единой Вселенской Церкви. Отдельность видимого их устройства не препятствует им духовно быть великими членами единого тела Церкви Вселенской, иметь единую главу Христа и единый дух веры и благодати. Единство это выражается видимо, одинаковым исповеданием веры и общением в молитвах и тайнах3.

262. Без сомнения существует также единство между пребывающей на земле и небесной Церквью, как по отношению их к единой главе, Господу нашему Иисусу Христу, так и по взаимному общению между той и другой.

263. Средство общения Церкви, пребывающей на земле, с Церковью небесной есть молитва веры и любви. Верующие, принадлежащие к Церкви подвизающейся на земле, принося молитву Богу, призывают в тоже время на помощь Святых, принадлежащих к Церкви небесной; и святые, находясь на высших степенях приближения к Богу, своими посредническими молитвами очищают, подкрепляют и приносят пред Богом молитвы верующих, живущих на земле, и по воле Божией благодатно и благотворно действуют на них, или невидимой силой, или через свои явления и некоторые другие посредства.

264. Правило Церкви, пребывающей на земле, призывать в молитве Святых Церкви небесной основано на Священном Предании, начала которого видны и в Священном Писании. Например, когда пророк Давид взывает в молитве: "Господи Боже Авраама и Исаака и Израиля, отец наших", тогда он воспоминает Святых для в подкрепление своей молитвы,  точно так же, как и ныне Православная Церковь призывает Христа, истиннаго Бога нашего, молитвами Пречистыя Его Матери и всех Святых.(1 Пар. 29, 18). Святитель Кирилл Иерусалимский в изъяснении Божественной Литургии говорит: "Поминаем и прежде почивших, во-первых, Патриархов, Пророков, Апостолов, Мучеников, чтобы их молитвами и предстательством принял Бог моление наше." (Поучение тайноводственное, 5, гл. 9).

Святитель Василий Великий, в слове на день Святых сорока мучеников говорит: "Скорбящий к четыредесятим (к сорока) прибегает, веселящийся притекает к тем же: один, да обрящет разрешение (получит освобождение от) скорбей, другий, да соблюдутся у него благая. Здесь жена благочестивая о чадех молящихся зрится: отшедшаго мужа возвращения, недугующему оздравия просит. С мучениками да бывают прошения ваши".

265. О посреднической молитве Святых на небесах есть свидетельство Священного Писания. Святой евангелист Иоанн в откровении видел на небесах Ангела, которому даны быша фимиами мнози, да даст молитвам Святих всех (чтобы он с молитвами святых возложил его) на алтарь златый, сущий пред престолом: и изыде дым кадильный молитвами Святых от руки Ангела пред Бога. (Апок. 8, 3-4).

266. О благотворных явлениях Святых с неба есть свидетельство Священного Писания. Святой евангелист Матфей повествует, что после крестной смерти Господа нашего Иисуса Христа,  многа телеса усопших Святих восташа, и изшедше из гроб, по воскресении Его внидоша во святый град, и явишася мнозем. (Мф. 27,52-53). Поскольку чудо, столь важное, не могло быть без важной цели, то следует полагать, что воскресшие Святые явились для того, чтобы возвестить о сошествии Иисуса Христа во ад и о победоносном воскресении Его, и этой проповедью содействовать родившимся в ветхозаветной Церкви перейти в открывавшуюся тогда новозаветную.

267. Следующими свидетельствами мы утверждаемся в вере в то, что Святые, по преставлении своем (то есть по переходе: смерть христианина называется переходом к Вечной Жизни), чудодействуют тем или иным образом. Четвертая книга Царств свидетельствует, что от прикосновения к костям пророка Елисея воскрес мертвый. (4 Цар. 13,21).

Апостол Павел не только сам непосредственно совершал исцеления и чудеса, но то же делали взятые от тела его главотяжи и убрусцы, в  отсутствии его (чудеса происходили и от его платков и опоясаний). (Деян. 19,12.) На этом примере мы видим, что Святые и по кончине своей равно могут благотворно действовать через земные средства или предметы, получившие через них освящение.

Святой Григорий Богослов в первом обличительном слове на Иулиана, говорит: "Не постыдился еси жертв, за Христа закланных, ниже (даже не) убоялся еси великих подвижников: Иоанна онаго, Петра, Павла, Иакова, Стефана, Луки, Андрея, Феклы и прочих, прежде и после оных (них) за истину пострадавших, иже и огню, и железу, и зверем, и мучителем, и настоящим бедствиям и возвещаемым, якоже (как бы) в чуждих телесех и безтелесии, усердно противустали. Чего ради? Да ниже словом предадут благочестие. Имже и великия чести и торжества праведно учреждена суть. От нихже и демони прогоняются, и недуги врачуются. Ихже явления и ихже пророчества. Ихже едина телеса равномощна (равной силы) суть душам святых, егда или осязаема, или почитаема бывают. Ихже и капли крове, сии малые признаки страдания, равная действуют телесем (действуют так же, как и телеса)." (Собр. творений. Т. 1. С. 90).

Преподобный Иоанн Дамаскин пишет: "Мощи святых аки (как) спасительные источники дарова нам Владыка Христос, яже многоразличная благодеяния источают". Как бы в объяснение этого он замечает: "Яко посредством ума и в телеса их вселися Бог." (Точное изложение православной веры. Кн. 4. Гл. 15. С. 3-4).

268. Церковь Святая, потому что освящена Иисусом Христом через Его страдания, через Его учение, через Его молитву и через Таинства. Христос возлюби Церковь, и Себе предаде за ню, да освятит ю, очистив банею водною в глаголе (посредством слова): да представит ю Себе славну Церковь, не имущу скверны или порока, или нечто от таковых, но да будет свята и непорочна. (Еф. 5, 25-27). В молитве к Богу Отцу о верующих, Иисус Христос сказал: "Святи их во истину Твою: слово Твое истина есть. И за них Аз свящу Себе (Я посвящаю Себя), да и тии будут священи во истину (освящены истиной)." (Ин. 17,17,19).

269. Церковь Святая, хотя в ней есть и согрешающие. Согрешающие, но очищающие себя истинным покаянием не препятствуют Церкви быть Святой; а нераскаянные грешники, или видимым действием Церковной власти, или невидимым действием суда Божия, как мертвые члены, отсекаются от тела Церкви, и таким образом она и с этой стороны сохраняется Святой! Измите злаго от вас самех (из среды вас). (1 Кор. 5,13.) Твердое убо основание Божие стоит, имуще (имея) печать сию: позна Господь сущия Своя, и да отступит от неправды всяк именуяй (исповедующий) имя Господне. (2 Тим. 2,19).

270. Церковь называется Соборной, или, что то же самое, Кафолической, или Вселенской, потому что она не ограничивается никаким местом, ни временем, ни народом, но заключает в себе истинно верующих всех мест, времен и народов. Апостол Павел говорит, что благовествование существует во всем мире, и есть плодоносно и растимо, (возрастает) (Кол. 1,5-6); и что в Церкви христианской несть Еллин, ни Иудей, обрезание и необрезание, варвар и Скиф, раб и свободь: но всяческая и во всех Христос. (Кол 3, 11). Сущии от веры (верующие) благословятся с верным Авраамом. (Гал. 3,9).

271. Важное преимущество Кафолической Церкви в том, что ей, собственно, принадлежат высокие обетования (обещания), что врата адовы не одолеют ей, что Господь пребудет с ней до скончания века, что в ней пребудет слава Божия о Христе Иисусе во вся роды века, что, следовательно, она никогда не может ни отпасть от веры, ни погрешитъ в истине веры или впасть в заблуждение. "Несомненно исповедуем, как твердую истину, что Кафолическая Церковь не может погрешать или заблуждаться, и изрекать ложь вместо истины, ибо Дух Святый, всегда действующий чрез верно служащих Отцев и учителей Церкви, предохраняет ее от всякаго заблуждения." (Послание Восточных Патриархов о православной вере, чл. 12).

272. Кафолическая Церковь заключает в себе всех истинно верующих в мире. Поскольку Господь Иисус Христос, по изречению Апостола Павла, есть глава Церкви, и Той есть Спаситель тела, то, чтобы иметь участие в Его спасении (вместе с Ним), необходимо быть членом Его тела, то есть членом Кафолической Церкви. (Еф. 5, 23). Апостол Петр пишет, что крещение спасает нас по образу Ноева ковчега. Все спасшиеся от всемирного потопа, спаслись единственно в Ноевом ковчеге: так все обретающие вечное спасение, обретают его в единой Кафолической Церкви.

273. Следующие мысли и воспоминания нужно соединять с наименованием Церкви Восточной. В раю, насажденном на востоке, создана была и первая Церковь безгрешных прародителей; и там же после грехопадения, положено новое основание Церкви спасаемых, в обетовании (обещании) о Спасителе. На востоке, в земле Иудейской, Господь наш Иисус Христос, совершив дело спасения нашего, положил начало Своей собственно Христианской Церкви. Оттуда распространилась она по всей вселенной; и доныне Православная Кафолическая Вселенская Вера, Семью Вселенскими Соборами утвержденная, в первоначальной своей чистоте неизменно сохраняется в древних Восточных Церквах, и в единомысленных с Восточными, каковой является, благодатью Божией, и Всероссийская Церковь.

274. Церковь называется Апостольской потому, что она непрерывно и неизменно сохраняет от Апостолов и учение, и преемство даров Святого Духа, через священное рукоположение. В этом же смысле Церковь называется также Православной, или Правоверующей.  Несте странни (вы не чужие) и пришельцы, но сожителе Святым и приснии Богу (сограждане святым и свои Богу), наздани (утверждены) бывше на основании Апостол и Пророк, сущу краеугольну (имея краеугольным камнем) Самому Иисусу Христу. (Еф. 2,19-20).

275. Символ Веры, называя Церковь Апостольской, наставляет твердо держаться учения и преданий Апостольских, и избегать такого учения и таких учителей, которые не основываются на учении Апостолов. Апостол Павел говорит: "Темже убо (итак), братие стойте и держите предания, имже научистеся (которым вы научены) или словом, или посланием нашим. (2 Сол. 2, 15). Еретика человека по первом и втором наказании (вразумлении) отрицайся. (Тит. 3, 10). Суть бо мнози непокориви: суесловцы и умом прельщени (есть много непокорных, пустословов и обманщиков), наипаче же сущии от обрезания (особенно из обрезанных), ихже подобает уста заграждати: иже вся домы (целые дома) развращают, учаще яже не подобает (чему не должно), сквернаго ради прибытка (из постыдной корысти). (Тит. 1,10—11).  Аще же и Церковь преслушает (не послушает) брат твой, буди тебе якоже (будет тебе как) язычник и мытарь. (Мф. 18,17).

276. В Церкви существует учреждение, в котором сохраняется преемство апостольского служения — это церковная Иерархия или священноначалие.

277. Иерархия Христианской Православной Церкви ведет свое начало от Самого Иисуса Христа и от (времени) сошествия на Апостолов Святого Духа, и с тех пор непрерывно продолжается через преемственное рукоположение в таинстве Священства. Той дал есть овы убо (Он поставил одних) Апостолы, овы же Пророки, овы же благовестники, овы же Пастири и учители, к совершению Святых в дело (на дело) служения, в созидание (для созидания) тела Христова. (Еф. 4,11,12).

278. Священноначалием, которое может действовать от имени всей Кафолической Церкви, является Вселенский Собор.

279. Главные части Вселенской Церкви подчинены Православным Патриархам.

280. Меньшие православные области и города подчиняются митрополитам, архиепископам и епископам.

281. Для того, чтобы исполнить долг повиновения Церкви, нужно знать, чего она требует от своих чад. Это можно узнать из Священного Писания, из Правил Святых Апостолов, Святых Вселенских и Поместных Соборов и Святых Отцов, и из Церковных Уставов.

 


2. Это же место см. в русском переводе Библии: не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Он упование народов.

3. Речь идет о Поместных Православных Церквах, которых в настоящее время насчитывается пятнадцать.

 

ОглавлениеДалее