НазадОглавление

О втором члене Символа Веры

129. Как разуметь имена: Иисус Христос, Сын Божий?

130. Что значит имя: Иисус?

131. Кем наречено имя: Иисус?

132. Почему сие имя наречено Сыну Божию при рождении Его на земли?

133. Что значит имя: Христос?

134. От чего произошло имя Помазанника?

135. Один ли Иисус Сын Божий называется помазанником?

136. Почему же Иисус Сын Божий называется Помазанником?

137. В каком разуме Иисус Христос называется Господом?

138. Как говорит Священное Писание о Божестве Иисуса Христа Сына Божия?

139. Для чего Иисус Христос называется Сыном Божиим Единородным?

140. Священное Писание называет ли Иисуса Христа Единородным?

141. Для чего в Символе Веры о Сыне Божием сказано еще, что Он рожден от Отца?

142. Для чего сказано, что Он рожден прежде всех век?

143. Что значат в Символе Веры слова: Света от Света?

144. Какая сила в словах Символа Веры: Бога истинна от Бога истинна?

145. Не из Священного ли Писания сии слова?

146. На что еще в Символе Веры о Сыне Божием прибавлено, что Он рожден, не сотворен?

147. Что значат слова: единосущна Отцу?

148. Как говорит о сем Священное Писание?

149. Что показывают слова Символа Веры: Имже вся быша?

 

129. Имена Иисус Христос, Сын Божий следует понимать так. Сыном Божиим называется Второе Лицо Святой Троицы по Своему Божеству. Сын Божий назван Иисусом, когда Он родился на земле как человек. Христом назвали Его пророки, когда еще ожидали Пришествие Его на землю.

130. Имя Иисус означает Спаситель.

131. Оно наречено Архангелом Гавриилом.

132. Это имя наречено Сыну Божию при рождении Его на земле, потому что Он родился спасти людей.

133. Имя Христос означает Помазанник.

134. Оно произошло от помазания священным миром, через которое подаются дары  Духа Святого.

135. Не один Иисус, Сын Божий, называется Помазанником. Помазанниками издревле называли царей, первосвященников и пророков.

136. Иисус, Сын Божий, называется Помазанником потому, что Его человеческой природе безмерно сообщены все дары Духа Святого. Таким образом, Ему в высочайшей степени принадлежит ведение пророка, святость первосвященника и могущество царя.

137. Иисус Христос называется Господом в том смысле, что Он есть истинный Бог, ибо имя Господь есть одно из имен Божиих.

138. Священное Писание о Божестве Иисуса Христа, Сына Божия, говорит так: Вначале бе (было) Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово. (Ин. 1,1).

139. Иисус Христос именуется Сыном Божиим Единородным. Этим обозначается то, что Он один только есть Сын Божий, рожденный из существа Бога Отца, и потому есть единого существа с Богом Отцом, и следовательно, без всякого сравнения превосходит всех святых Ангелов и святых людей, которые называются сынами Божими по благодати. (Ин. 1,12).

140. Священное Писание называет Иисуса Христа Единородным. Например, в следующих изречениях евангелиста Иоанна: Слово плоть бысть, и вселися в ны, и видехом славу Его, славу яко Единороднаго от Отца, исполнь благодати и истины. (Ин. 1, 14); Бога никтоже виде нигдеже: Единородный Сын, сый в лоне (в недрах) Отчи, Той исповеда. (Ин. 1,18).

141. В Символе веры о Сыне Божием сказано также, что Он рожден от Отца. Этим указывается на то личное свойство, которым Он отличается от других лиц Святой Троицы.

142. Сказано, что Он рожден прежде всех век для того, чтобы кто-либо не подумал, что было время, когда Его не было. Иначе говоря, этим указывается на то, что Иисус Христос есть так же вечный Сын Божий, как вечен Бог Отец.

143. В Символе веры слова "Света от Света" подобием видимого света несколько объясняют непостижимое рождение Сына Божия от Отца. Смотря на солнце, мы видим свет; от этого света рождается свет, видимый во всей подсолнечной (т.е. на всей нашей планете), но и тот и другой есть один свет, нераздельный, одной природы. Подобно этому, Бог Отец есть вечный Свет (1 Ин 1, 5); от Него рождается Сын Божий, Который также есть вечный Свет; Бог Отец и Сын Божий есть единый вечный Свет, нераздельный, единого Божественного естества.

144. Слова Символа веры "Бога истинна от Бога истинна" имеют то значение, что Сын Божий называется Богом в таком же истинном смысле, как и Бог Отец.

145. Это слова Священного Писания, и они взяты из следующего изречения Апостола Иоанна Богослова: Вемы (знаем) же, яко Сын Божий прииде, и дал есть нам (свет и) разум, да познаем Бога истиннаго и да будем во истиннем Сыне Его, Иисусе Христе, Сей есть истинный Бог и живот вечный. (1 Ин. 5,20).

146. О Сыне Божием в Символе веры сказано также, что Он рожден, не сотворен. Это сделано для обличения Ария, который нечестиво учил, что Сын Божий сотворен.

147. Слова "единосущна Отцу" означают, что Сын Божий есть единого и того же Божественного существа с Богом Отцом.

148. В Священном Писании Сам Иисус Христос о Себе и о Боге Отце говорит так: "Аз и Отец едино есма." (Я и Отец — одно). (Ин. 10,30.)

149. Слова Символа веры "Имже вся быша" показывают, что Бог Отец все сотворил Сыном Своим как вечной премудростью Своей и вечным Словом Своим. Вся Тем быша, и без Него ничтоже бысть, еже бысть. (Ин. 1,3).

 О третьем члене Символа Веры

150. О ком сказано в Символе Веры, что сшел с небес?

151. Как Он сшел с небес, когда Он как Бог вездесущ?

152. Как говорит о сем Священное Писание?

153. Для чего Сын Божий сшел с небес?

154. В какой силе сказано, что Сын Божий сшел с небес нас ради человек?

155. От чего именно спасти человеков пришел на землю Сын Божий?

156. Что такое грех?

157. Откуда грех в человеках, когда они сотворены по образу Божию, а Бог грешить не может?

158. Как грех перешел от диавола к человекам?

159. Какую заповедь?

160. Почему смертоносно было человеку вкушение от плода познания добра и зла?

161. Каким образом наименование древа познания добра и зла приличествует своему предмету?

162. Как могли Адам и Ева послушаться диавола вопреки воле Божией?

163. Как диавол прельстил Адама и Еву?

164. Что произошло от греха Адамова?

165. Что такое проклятие?

166. Какая смерть произошла от греха Адамова?

167. Неужели и душа может умереть, как и тело?

168. Почему не одни первые человеки умерли, но и все умирают?

169. Как говорит о сем Священное Писание?

170. Плоды древа жизни были ли полезны человеку после греха?

171. Оставалась ли тогда для человеков какая надежда спасения?

172. В чем состояла сия надежда?

173. Что это значит?

174. Почему Иисус Христос назван семенем жены?

175. Какая была польза от сего обещания?

176. Веровали ли действительно люди древних времен в грядущего Спасителя?

177. Не повторял ли Бог сего обещания?

178. Что разумеется под словом: воплощение?

179. Откуда заимствовано слово: воплощение?

180. Для чего в Символе Веры после того, как о Сыне Божием сказано, что Он воплотился еще прибавлено, что Он вочеловечился?

181. Есть ли на сие свидетельство Священного Писания?

182. И так, одно ли естество в Иисусе Христе?

183. Не два ли потому и лица?

184. Как говорит Св. Писание о воплощении Сына Божия от Духа Святого и Марии Девы?

185. Кто была Дева Мария?

186. Пребыла ли действительно всегда Девою Пресвятая Мария?

187. Каким еще великим наименованием чтит Пресвятую Деву Марию Православная Церковь?

188. Можно ли показать начало сего наименования в Священном Писании?

189. В каком разуме Пресвятая Дева наречена Богородицею?

190. Как должно рассуждать о высоком достоинстве Пресвятой Девы Марии?

191. Что еще надлежит примечать о рождении Иисуса Христа от Пресвятой Богородицы?

192. Какие Провидением Божиим приготовлены были признаки, по которым бы человеки могли узнать родившегося им Спасителя?

193. Узнали ли действительно Иисуса Христа, как Спасителя, в то время, когда Он родился и жил на земле?

194. Какие чудеса творил Иисус Христос?

195. Поелику Сын Божий воплотился для нашего спасения: то каким образом совершил Он спасение наше?

196. Какое было учение Христово?

197. Каким образом бывает для нас спасительно учение Христово?

198. Каким образом бывает для нас спасительна жизнь Иисуса Христа?

 

150. "Сшел с небес" — так сказано в Символе Веры о Сыне Божием.

151. Сказано: "Бог сшел с небес", — хотя Он как Бог вездесущ. Справедливо, что Он вездесущ, и потому Он всегда на Небе и всегда на земле; но на земле прежде был Он невидим, а потом явился во плоти; в этом смысле сказано, что Он сшел с небес.

152. О6 этом в Священном Писании говорится словами Самого Господа Иисуса Христа: Никтоже взыде на Небо, токмо (только) сшедый с небесе Сын человеческий, сый (Сущий) на небеси. (Ин. 3,13).

153. Сын Божий сшел с небес нас ради человек и нашего ради спасения, как сказано в Символе Веры.

154. Сказано, что Сын Божий сшел с неба нас ради человек, в том смысле, что Он пришел на землю не для одного какого-либо народа, и не для некоторых людей, но для (спасения) всех нас, людей, вообще.

155. Спасти человеков пришел на землю Сын Божий от греха, проклятия и смерти.

156. Грех — это преступление закона. Грех есть беззаконие. (1 Ин. 3,4).

157. Грех вошел в людей (хотя они сотворены по образу Божию, а Бог грешить не может) — от диавола. Творяй грех, от диавола есть: яко исперва диавол согрешает. (1 Ин. 3,8).

158. Грех перешел от диавола к людям, когда диавол прельстил Еву и Адама, и склонил их преступить заповедь Божию.

159. Бог заповедал Адаму в Раю, чтобы он не вкушал плодов древа познания добра и зла, и при этом сказал ему, что как только он их вкусит, то смертью умрет.

160. Для человека было смертоносным вкушение плода от древа познания добра и зла потому, что оно соединено было с непослушанием воле Божией, таким образом отделяло человека от Бога и благодати Его, и отчуждало от жизни Божией.

161. Наименование древа познания добра и зла соответствует своему существу, потому что человек через это древо познал на опыте, какое добро заключается в послушании воле Божией, и какое зло — в противлении ей.

162. Адам и Ева послушались диавола вопреки воле Божией. Бог, по благости Своей, при сотворении человека дал ему волю, естественно расположенную любить Бога, но притом свободную, а человек употребил во зло эту свободу.

163. Диавол прельстил Адама и Еву следующим образом. Ева увидела в Раю змия, который уверял ее, что если люди вкусят (отведают) плодов древа познания добра и зла, то будут знать добро и зло, и будут как боги. Ева прельстилась этим обещанием и красотой плодов и вкусила; Адам вкусил по ее примеру.

164. От греха Адама произошли проклятие и смерть.

165. Проклятие — это осуждение греха праведным судом Божиим, и от греха происшедшее на земле зло, в наказание людям. Бог сказал Адаму: "Проклята земля в делех твоих." (Быт. 3,17).

166. От греха Адама произошла смерть двоякая: телесная, когда тело лишается души, которая оживляла его, и духовная, когда душа лишается благодати Божией, которая оживляла ее высшей духовной жизнью.

167. Душа может умереть, но не так, как тело. Тело, когда умирает, теряет чувства и разрушается, а душа, когда умирает через грех, лишается духовного света, радости и блаженства, но не разрушается, и не уничтожается, а остается в состоянии мрака, скорби и страдания.

168. Не одни первые люди умерли, но все умирают, потому что все родились от Адама, зараженного грехом, и сами грешат. Как от зараженного источника естественно течет зараженный поток, так от родоначальника, зараженного грехом и потому смертного, естественно происходит зараженное грехом и потому смертное потомство.

169. Священное Писание говорит об этом так: Единем человеком грех в мир вниде, и грехом смерть: и тако смерть во вся человеки вниде, в немже вси согрешиша. (Рим. 5,12).

170. Плоды древа жизни не были полезны человеку после греха: после греха он не мог вкушать их, ибо был изгнан из Рая.

171. Когда первые люди исповедали перед Богом грех свой, то Бог, по милосердию Своему, дал им надежду спасения.

172. Эта надежда состояла в том, что Бог обещал, что семя жены сотрет (поразит, сокрушит) главу змия. (Быт. 3,15).

173. Это значит, что Господь Иисус Христос победит диавола, прельстившего людей, и избавит их от греха, проклятия и смерти.

174. Господь Иисус Христос назван семенем жены, потому что Он родился на земле без мужа от Пресвятой Девы Марии.

175. Польза от этого обещания была такова, что люди со времени обещания могли спасительно веровать в грядущего Спасителя, подобно тому, как мы веруем в пришедшего.

176. Немногие люди в древние времена веровали в грядущего Спасителя, большая же часть их забыла обещание Божие о Спасителе.

177. Бог неоднократно повторял это в обещание. Например, Аврааму Он дал обещание о Спасителе в следующих словах: Благословятся о семени твоем вси языцы (народы) земнии. (Быт. 22,18). То же обещание повторил Он после пророку Давиду следующими словами: Возставлю семя твое по тебе, и управлю (упрочу, утвержу) престол Его до века. (2 Цар. 7,12,15).

178. Под словом "воплощение" подразумевается то, что Сын Божий принял на Себя плоть человеческую, кроме греха, и соделался человеком, не переставая быть Богом.

179. Слово "воплощение" заимствовано из слов евангелиста Иоанна: Слово плоть бысть. (Ин. 1,14).

180. В Символе Веры после того, как о Сыне Божием сказано, что Он воплотился, добавлено также, что Он вочеловечился. Сделано это для того, чтобы кто-либо не подумал, что Сын Божий принял одну плоть, или тело; но чтобы признавали в Нем совершенного человека, состоящего из тела и души.

181. Об этом есть свидетельство Священного Писания. Апостол Павел пишет: "Един Ходатай Бога и человеков, человек Христос Иисус." (1 Тим. 2,5).

182. В Господе Иисусе Христе не одно естество. В Нем находятся нераздельно и неслиянно два естества, Божественное и человеческое, и, соответственно этим естествам, две воли.

183. И не два лица, но Одно лицо, Бог и человек вместе, одним словом — Богочеловек.

184. В Священном Писании о Воплощении Сына Божия от Духа Святого и Марии Девы повествует евангелист Лука. Когда Дева Мария спросила Ангела, предвозвестившего Ей зачатие Иисуса: "Како будет сие, идеже (когда) мужа не знаю?" — то Ангел сказал Ей в ответ: "Дух Святый найдет на Тя, и сила Вышняго осенит Тя; темже и раждаемое Свято, наречется Сын Божий." (Лк. 1,34-35).

185. Святая Дева Мария происходила из племени Авраама и Давида, из рода которых надлежало произойти Спасителю, по обетованию Божию, Она была обручена Иосифу из того же племени, чтобы он был Ее хранителем, ибо Она была посвящена Богу с обетом пребывать всегда Девой.

186. Пресвятая Мария действительно всегда пребывала и пребывает Девой прежде рождения, во время рождения и после рождения Спасителя, и поэтому Она называется Приснодевой.

187. Православная Церковь почтила Пресвятую Деву Марию еще одним великим наименованием — Богородица.

188. Оно взято из Священного Писания, из следующих слов Пророка Исаии (7, 14), которые повторяет евангелист Матфей: Се Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, еже есть сказаемо: с нами Бог (1, 23). Праведная Елисавета также называет Пресвятую Деву Матерью Господа: "Откуду мне сие, да прииде Мати Господа моего ко мие?" (Лк. 1,43). А это наименование равносильно наименованию Богородицы.

189. Пресвятая Дева наречена Богородицей в следующем смысле. Хотя Господь Иисус Христос родился от Нее не по Божеству Своему, которое вечно, а по человечеству, однако Она достойно наречена Богородицей, потому что Родившийся от Нее  в самом зачатии и рождении от Нее был, как и всегда есть, истинный Бог.

190. О высоком достоинстве Пресвятой Девы Марии нужно рассуждать так. Будучи Матерью Господа, Она превосходит благодатью и приближением к Богу, а следовательно и достоинством, всякое сотворенное существо, и потому Православная Церковь чтит Ее превыше Херувимов и Серафимов.

191. В связи с рождением Господа Иисуса Христа от Пресвятой Богородицы следует заметить и то, что поскольку рождение это было совершенно святым и чуждым греха, то оно было и безболезненным, в то время как в числе наказаний за грех определил Бог Еве в болезнех родити чада. (прп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Кн 4. Гл.14.С.6).

192. Провидением Божиим даны были признаки, согласно которым люди могли узнать родившегося для них Спасителя, — это многие точные предсказания о разных обстоятельствах Его рождения и земной жизни. Например, пророк Исаия предсказал, что Спаситель родится от Девы (Ис. 7,14). Пророк Михей предсказал, что Спаситель родится в Вифлееме, и предсказание это иудеи понимали именно так еще раньше, чем узнали о самом событии (Мф. 2,4—6).

После создания второго храма в Иерусалиме пророк Малахия предсказал, что пришествие Спасителя приближается, что Он придет в этот храм и что перед Ним послан будет Предтеча, подобный пророку Илии, чем ясно указывается на Иоанна Крестителя (Мал. 3, 1; 4, 5). Пророк Захария предсказал торжественный вход Спасителя в Иерусалим (Зах. 9,9). Пророк Исаия с удивительной ясностью предсказал страдания Спасителя (Ис. 53), Пророк Давид в псалме 21 изобразил крестные страдания Спасителя с такой точностью, как если бы о них написано было возле самого Креста. Пророк Даниил за 490 лет предсказал явление Спасителя, Его крестную смерть и последовавшее за ней разрушение храма и Иерусалима и прекращение ветхозаветных жертв. (Дан. 9).

193. Господа Иисуса Христа как Спасителя в то время, когда Он родился и жил на земле, действительно узнали многие и различными способами. Восточные мудрецы узнали Его через звезду, которая перед рождением Его явилась на востоке. Вифлеемские пастухи узнали о Нем от Ангелов, которые возвестили им, что родился Спаситель в городе Давидовом. Святые праведные Симеон и Анна, по особому откровению от Духа Святого, узнали Его, когда Он, по исполнении сорока дней после рождения, принесен был в храм. Иоанн Креститель на реке Иордан во время крещения узнал Его по откровению, по сошествию на Него Святого Духа в виде голубя и по гласу с небес от Бога Отца: "Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих." (Мф. 3,17). Подобный глас был о Нем Апостолам Петру, Иакову и Иоанну во время преображения Его на горе Фавор: "Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих: Того послушайте." (Мк. 4,7). Кроме того, весьма многие узнали Спасителя по превосходству (необычной высоте) Его учения и особенно по чудесам, которые Он творил.

194. Господь Иисус Христос совершал многие чудеса. Людей, одержимых неизлечимыми болезнями и беснованием, Он исцелял во мгновение ока — одним словом или прикосновением руки и даже через их прикосновение к Его одежде. Однажды пятью, а в следующий раз семью хлебами Он напитал в пустынном месте несколько тысяч человек. Ходил по водам и словом укрощал бурю. Воскрешал мертвых: воскресил сына вдовы наинской, дочь Иаира, и Лазаря, уже на четвертый день после его смерти.

195. Поскольку Сын Божий воплотился для нашего спасения, то Он совершил спасение наше учением Своим, жизнью Своей, смертью Своей и воскресением.

196. Учением Христовым явилось Евангелие царства Божия, или, иначе, учение о спасении и вечном блаженстве, то самое, которое и теперь преподается в Православной Церкви (Мк. 1,14-15).

197. Учение Христово для нас спасительно тогда, когда принимаем его всем сердцем и поступаем согласно ему. Ложное слово диавола, будучи принято первыми людьми, соделалось в них семенем греха и смерти. И, напротив, истинное слово Христово, усердно принимаемое христианами, становится в них семенем святой и бессмертной жизни. Они, по словам Апостола Петра, порождени не от семене истленна, но неистленна, словом живаго Бога, и пребывающа во веки (1 Пет. 1,23).

198. Жизнь Иисуса Христа бывает для нас спасительной тогда, когда мы ей подражаем. Ибо Он говорит: "Аще кто Мне служит, Мне да последствует (последует), и идеже есмь Аз, ту (там) и слуга Мой будет." (Ин. 12,26).

 

ОглавлениеДалее