НазадОглавление

ХРИСТИАНСКОГО КАТИХИЗИСА ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

 О ВЕРЕ

О символе веры вообще и о происхождении его

66. Что есть Символ Веры?

67. В каких именно словах изложено сие учение?

68. Кто так изложил учение веры?

69. Что такое Вселенский Собор?

70. Сколько было Вселенских Соборов?

71. Откуда взято правило собирать Соборы?

72. Для чего в особенности собраны были первый и второй Вселенские Соборы, на которых составлен Символ Веры?

73. Давно ли были Соборы сии?

 

66. Символ веры есть учение о том, во что должны веровать христиане, изложенное в кратких, но точных словах.

67.

1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.

2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.

3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшего с небес, и воплотившегося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.

4. Распятаго же за ны при Понтийтем Пилате, и страдавша и погребенна.

5. И воскресшаго в третий день по писанием

6. И восшедшего на небеса, и седяща одесную Отца.

7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Его же царствию не будет конца.

8. И в Духа Святаго, Господа, животворящаго, Иже от Отца исходящего, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшего Пророки.

9. Во Едину Святую Соборную и Апостольскую Церковь.

10. Исповедую едино крещение во оставление грехов.

11. Чаю воскресения мертвых

12. и жизни будущаго века. Аминь.

68. Учение веры так изложили отцы первого и второго Вселенских Соборов.

69. Вселенский Собор — это собрание пастырей и учителей Христианской Кафолической Церкви, по возможности со всей Вселенной, для утверждения истинного учения и благочиния между Христианами.

70. Вселенских Соборов было семь: 1-й — Никейский (325г.); 2-й — Константинопольский (381г.); З-й — Ефесский (431г.); 4-й — Халкидонский (451г.); 5-й — Константинопольский второй (553г.); 6-й — Константинопольский третий (680г.); 7-й — Никейский второй (787г.).

71. Правило созывать Соборы основывается на примере Апостолов, которые созвали Собор в Иерусалиме (Деян. 15). Основанием для этого служит также изречение Самого Господа Иисуса Христа, дающее определениям Церкви такую важность, что нарушающий их оказывается лишенным благодати, как язычник. Повеждь (скажи) Церкви, аще же и Церковь преслушает (не послушает), буди тебе, якоже язычник и мытарь (Мф. 18,17). Способ же, которым Вселенская Церковь высказывает свои определения, есть Вселенский Собор.

72. Первый и Второй Вселенские Соборы, на которых составлен Символ веры, были созваны по следующим причинам: первый — для утверждения истинного учения о Сыне Божием, против ложного учения Ария; второй — для утверждения учения о Святом Духе, против ложного учения Македония.

73. Первый в 325г. по Р.Х., Второй в 381 г. по Р.Х.

О членах Символа Веры

74. Как должно поступать, чтобы лучше уразуметь Вселенский Символ Веры?

75. О чем говорится в каждом члене Символа Веры порознь?

 

74. Чтобы лучше понимать Вселенский Символ веры, следует обратить внимание на его деление на двенадцать членов или частей, и рассматривать каждый член порознь.

75. В первом члене Символа веры говорится о Боге, особенно о Первой Ипостаси Святой Троицы — о Боге Отце и о Боге как о Творце мира. Во втором члене — о Второй Ипостаси Святой Троицы, о Господе Иисусе Христе, Сыне Божием. В третьем члене — о Воплощении Сына Божия. В четвертом члене — о страдании и смерти Иисуса Христа. В пятом члене — о Воскресении Иисуса Христа. В шестом члене — о Вознесении Иисуса Христа на небо. В седьмом члене — о Втором Пришествии Иисуса Христа на землю. В восьмом члене — о Третьей Ипостаси Святой Троицы, о Святом Духе. В девятом члене — о Церкви. В десятом члене — о Крещении, где подразумеваются и другие Таинства. В одиннадцатом члене — о будущем (всеобщем) воскресении мертвых. В двенадцатом члене — о жизни вечной.

 О первом члене Символа Веры

76. Что значит веровать в Бога?

77. Можно ли показать из Священного Писания, что в сем должна состоять вера в Бога?

78. Какое должно быть ближайшее и непременное действие сердечной веры в Бога?

79. Что значит исповедовать веру?

80. Для чего нужно исповедание веры?

81. Почему нужно для спасения не только веровать, но и исповедывать Православную Веру?

82. Для чего в Символе Веры не сказано: верую в Бога, но с прибавлением: во единого Бога?

83. Как учить Священное Писание о единстве Божием?

84. Можно ли знать самое существо Божие?

85. Как говорит о сем Священное Писание?

86. Какое понятие о существе и существенных свойствах Божиих можно заимствовать из Откровения Божия?

87. Покажите все сие из Священного Писания?

88. Если Бог есть Дух, то как же Священное Писание приписывает Ему телесные члены, например: сердце, очи, уши, руки?

89. Если Бог везде, то как же говорят, что Бог на небесах, или во храме?

90. Как понимать слова Символа: Верую во единого Бога Отца?

91. Как говорится о Святой Троице в Священном Писании?

92. Говорится ли о Святой Троице и в Ветхом Завете?

93. Как един Бог есть в трех лицах?

94. Какое различие между лицами Святой Троицы?

95. Три Ипостаси или лица Пресвятой Троицы суть ли равного достоинства?

96. Почему Бог называется Вседержителем?

97. Что изображают слова Символа: Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым?

98. Не из Священного ли Писания взяты сии слова?

99. Что должно разуметь в Символе Веры под именем невидимых?

100. Что такое Ангелы?

101. Что значить имя: Ангел?

102. Почему они так названы?

103. Что прежде сотворено: видимое или невидимое?

104. Можно ли найти о сем свидетельство в Священном Писании?

105. Откуда взято название Ангелов хранителей?

106. Для каждого ли из нас есть Ангелы хранители?

107. Все ли ангелы добры и благодетельны?

108. От чего они злы?

109. Что за слово: диавол?

110. Почему злые ангелы называются диаволами, т.е., клеветниками, или обольстителями?

111. Что Священное Писание открыло нам о сотворении мира?

112. Такими ли сотворены видимыя твари, какими видим их ныне?

113. Не известно ли чего особенного о сотворении человека?

114. В чем состоит образ Божий?

115. Что такое дыхание жизни?

116. Что такое Рай?

117. Рай, в котором пребывали первые человеки, вещественный был или духовный?

118. Что такое древо жизни?

119. Для чего Ева создана из ребра Адамова?

120. С каким назначением Бог сотворил человека?

121. Изволение Божие о назначении человека к вечному блаженству, не имеет ли в учении веры особенного наименования?

122. Предопределение Божие о блаженстве человека пребывает ли неизменным, когда мы ныне видим, что человек не блаженствует?

123. Как должно разуметь предопределение Божие в отношении к человекам вообще, и к каждому порознь?

124. Как говорит о сем слово Божие?

125. Как изъясняется о сем Православная Церковь?

126. За сотворением мира и человека, какое непосредственно следует действие Божие в отношении к миру, и в особенности к человеку?

127. Что есть Промысл Божий?

128. Как говорит о Промысле Божием Священное Писание?

 

76. Веровать в Бога — значит иметь живую уверенность в Его бытии, свойствах и действиях и всем сердцем принимать слово Откровения Его о спасении рода человеческого.

77. Из Священного Писания можно узнать, в чем должна состоять вера в Бога. Апостол Павел пишет: Без веры  невозможно угодити Богу; веровати же подобает приходящему к Богу, яко есть, и взыскающим Его мздовоздатель бывает" (и ищущим Его воздает). (Евр. 11,6.) Апостол действие веры в христианах изображает в следующей молитве о них к Богу: "Да даст вам, по богатству славы Своея, силою утвердитися Духом Его во внутреннем человеце, вселитися Христу верою в сердца ваша" (Еф. 3,16,17).

78. Ближайшим и непременным действием сердечной веры в Бога должно быть исповедание самой веры.

79. Исповедовать веру — значит открыто признавать, что мы держимся православной веры, и притом с такой искренностью и твердостью, чтобы ни прельщения, ни угрозы, ни мучения, ни сама смерть не могли заставить нас отречься от веры в Истинного Бога, и в Господа нашего Иисуса Христа.

80. Апостол Павел свидетельствует, что исповедание веры нужно для спасения: сердцем бо веруется в правду, усты же исповедуется во спасение (Рим. 10,10).

81. Для спасения нужно не только веровать, но и исповедовать православную веру, потому что если бы кто-нибудь для сохранения временной жизни или земных выгод отрекся от исповедания православной веры, то показал бы этим, что не имеет истинной веры в Бога Спасителя и в будущую блаженную жизнь.

82. В Символе веры не сказано: верую в Бога, но с прибавлением во единаго Бога — для того, чтобы отвергнуть ложное учение язычников, которые, почитая тварь за Бога, думали, что богов много.

83. Сами слова учения Священного Писания о единстве Божием внесены в Символ веры из следующего изречения Апостола Павла: Никтоже Бог ин (иной), токмо един. Аще бо и суть глаголемии бози (так называемые боги), или на небеси, или на земли, якоже суть бози мнози, и господие мнози; но нам един Бог Отец, из Негоже вся, и мы у Него, и един Господь Иисус Христос, Имже вся, и мы Тем. (1 Кор. 8,4-6).

84. Само Существо Божие познать нельзя. Оно выше всякого познания не только человека, но и Ангелов.

85. О6 этом в Священном Писании через Апостола Павла сказано, что Бог во свете живет неприступнем, Егоже никтоже видел есть от человек, ниже видети может. (1 Тим. 6,16).

86. Следующие понятия о Существе и существенных свойствах Божиих можно заимствовать из Откровения Божия: Бог есть Дух вечный, всеблагой, всеведущий, всеправедный, всемогущий, вездесущий, неизменяемый, вседовольный, всеблаженный.

87. Все это можно видеть из Священного Писания. Сам Господь Иисус Христос сказал, что Дух есть Бог (Ин. 4,24).

О вечности Божией говорит пророк Давид: "Прежде даже горам не быти, и создатися земли и вселенней, и от века и до века Ты еси" (Пс. 89,3). В Апокалипсисе читается следующее славословие Богу: Свят, Свят, Свят Господь Бог Вседержитель, Иже бе, и сый, и грядый (Который был, есть и грядет) (Апок. 4, 8). Апостол Павел говорит, что Евангелие возвещено по повелению вечнаго Бога. (Рим. 14, 25).

О Благости Божией Сам Иисус Христос сказал: "Никтоже благ, токмо един Бог" (Мф. 19, 17). Апостол Иоанн говорит: Бог любы (любовь) есть. (1 Ин. 4,16). Пророк Давид воспевает: "Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив. Благ Господь всяческим, и щедроты Его на всех делах Его" (Пс. 144,8-9).

О Всеведении Божием Апостол Иоанн говорит: "Болий есть (больше) Бог сердца нашего, и весть вся" (и знает все). (1 Ин. 3,20). Апостол Павел восклицает: "О глубина богатства и премудрости и разума Божия! Яко неиспытани судове (судьбы) Его, и неизследовани путие Его. " (Рим. 11,33).

О Правосудии Божием пророк Давид поет: "Праведен Господь, и правды возлюби, правоты виде лице Его" (Пс. 10,7). Апостол Павел говорит, что Бог воздаст коемуждо по делом его и что несть  на лица зрения у Бога. (Рим. 2,6,11).

О всемогуществе Божием Псалмопевец говорит: "Той рече, и быша: Той повеле, и создашася" (Пс. 32,9). Архангел Гавриил говорит в Евангелии: "Не изнеможет (не останется бессильным) у Бога всяк глагол" (Лк. 1,37).

Вездесущие Божие Давид изображает так: "Камо (куда) пойду от Духа Твоего? И от лица Твоего камо бежу? Аще взыду на небо, Ты тамо еси, аще сниду во ад, тамо еси. Аще возму криле мои рано, и вселюся в последних моря, и тамо бо рука Твоя наставит мя, и удержит мя десница Твоя. И рех (сказал): еда тьма поперет (скроет) мя и нощь просвещение в сладости моей. Яко тьма не помрачится от Тебе, и нощь яко день просветится: яко тма ея, тако и свет ея." (Пс. 138,7-12).

Апостол Иаков пишет, что у Отца светов несть пременение (нет изменения), или преложения стень (или тени перемены). (Иак. 1,17).

Апостол Павел говорит, что Бог ни от рук человеческих угождения приемлет, требуя что, Сам дая всем живот и дыхание, и вся. (Деян. 17,25). Он же именует Бога блаженным и единым сильным, Царем царствующих и Господом господствующих (1 Тим. 6,15).

88. Бог есть Дух, однако Священное Писание приписывает Ему телесные члены, например сердце, очи, уши, руки. Священное Писание приспосабливается в этом к обычному человеческому языку, а понимать это надо в духовном и высшем смысле, например, сердце Божие значит благость, или любовь Божия, очи и уши означают всеведение, руки — всемогущество.

89. Бог везде, но говорят, что Бог на небесах или во храме. Да, Бог везде, но на небесах есть особое присутствие Его, в вечной славе являемое блаженным духам; и в храмах есть особое присутствие Его благодатное и таинственное, благоговейно познаваемое и ощущаемое верующими и являемое иногда в особых знамениях.

Иисус Христос говорит: "Идеже бо еста (ибо где) два или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреде их" (Мф. 18,20).

90. Слова Символа Верую во единаго Бога Отца нужно понимать в смысле отношения к тайне Святой Троицы, потому что Бог есть един по Существу, но троичен в Лицах: Отец, Сын и Святой Дух — Троица единосущная и нераздельная.

91. О Святой Троице говорится в Священном Писании. Главнейшие изречения об этом в Новом Завете следующие: Шедше убо научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа. (Мф. 28,19); Трие суть свидетельствующии на небеси, Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три едино суть. (1 Ин. 5,7).

92. О Святой Троице говорится и в Ветхом Завете, но не так ясно. Например: Словом Господним небеса утвердишася, и Духом уст Его вся сила их. (Пс. 32,6). Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь вся земля славы Его. (Ис. 6,3).

93. Бог есть един в Трех Лицах. Мы не постигаем этой внутренней тайны Божества, но веруем в нее по непреложному свидетельству слова Божия: Божия никтоже весть, точию (только) Дух Божий. (1 Кор. 2,11).

94. Между Лицами Святой Троицы различие в том, что Бог Отец не рождается и не исходит от другого лица; Сын Божий предвечно рождается от Отца; Дух Святой предвечно исходит от Отца.

95. Три Ипостаси, или Лица Пресвятой Троицы, — совершенно равного Божественного достоинства. Как Отец есть Истинный Бог, так равно и Сын есть Истинный Бог, и Дух Святой есть Истинный Бог, но притом так, что в Трех Ипостасях есть един только Триипостасный Бог.

96. Бог называется Вседержителем потому, что Он все что ни есть содержит в Своей силе и в Своей воле.

97. Слова Символа веры: Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым — говорят о том, что все сотворено Богом и ничто не может быть без Бога.

98. Эти слова взяты из Священного Писания. Книга Бытие начинается словами: В начале сотвори Бог небо и землю. Апостол Павел об Иисусе Христе, Сыне Божием, говорит: "Тем создана быша всяческая, яже на небеси и яже на земли, видимая и невидимая: аще престоли, аще господствия, аще начала, аще власти, всяческая Тем и о Нем создашася" (Кол. 1,16).

99. В Символе веры под наименованием невидимых следует понимать невидимый, или духовный, мир, к которому принадлежат Ангелы.

100. Ангелы — духи бесплотные, одаренные умом, волей и могуществом.

101. Слово "Ангел" означает "вестник".

102. Они так названы потому, что Бог посылает их возвещать волю Свою. Так, например, Архангел Гавриил послан был возвестить Пресвятой Деве Марии зачатие Спасителя.

103. Невидимое сотворено прежде видимого, и Ангелы — прежде людей (Православное исповедание. Ч.1, вопрос 18).

104. Свидетельство об этом можно найти в Священном Писании. В книге Иова Сам Бог о сотворении земли говорит так: "Ктоже есть положивый камень краеугольный на ней? Егда (сотворены) быша звезды, восхвалиша Мя гласом велиим вси Ангели Мои" (Иов 38,6-7).

105. Название "Ангел-Хранитель" взято из следующих слов Священного Писания: Ангелом Своим заповесть о Тебе, сохранити Тя во всех путех Твоих (Пс. 90,11).

106. Для каждого из нас есть Ангелы-Хранители. В этом удостоверяют нас следующие слова Господа Иисуса Христа: Блюдите (смотрите), да не презрите единаго (от) малых сих: глаголю бо вам, яко Ангели их на небесех выну (всегда) видят лице Отца Моего небеснаго. (Мф. 18,10).

107. Не все ангелы добры и благодетельны. Есть злые ангелы, которых иначе называют диаволами (или бесами).

108. Они сотворены добрыми. А злыми стали потому, что нарушили долг совершенного повиновения Богу и, таким образом, отпали от Него и впали в самолюбие, гордость и злобу. По изречению Апостола Иуды, это Ангелы, не соблюдшия (не сохранившие) своего начальства (достоинства), но оставльшие свое жилище. (Иуд. 1,6).

109. Слово "диавол" означает "клеветник", или "обольститель".

110. Злые ангелы называются диаволами, то есть клеветниками, или обольстителями, потому что стараются коварствовать (являть свою хитрость) в отношении людей и, обольщая их, внушать им ложные мысли и злые желания.

О6 этом Иисус Христос неверующим (в Него как Сына Божия) иудеям говорит: "Вы отца вашего диавола есте, и похоти отца вашего хощете творити; он человекоубийиа бе искони, и во истине не стоит, яко несть истины в нем: егда глаголет лжу, от своих глаголет, яко ложь есть и отец лжи." (Ин. 8,44).

111. Священное Писание открыло нам о сотворении мира то, что вначале Бог из ничего сотворил небо и землю. Земля была необразовавшаяся (или безвидна, то есть не имела привычного нам внешнего вида) и пустая. Затем Бог постепенно сотворил (все, что есть на небе и на земле). В первый день бытия мира — свет. Во второй день — твердь, или видимое небо. В третий — вместилища вод на земле, сушу и растения. В четвертый — солнце, луну и звезды. В пятый — рыб и птиц. В шестой — животных четвероногих, живущих на суше, и наконец, человека. Человеком творение закончилось, и в седьмой день Бог почил от всех дел Своих. Поэтому седьмой день назван субботой, что в переводе с еврейского языка означает покой (Быт. 2,2).

112. Видимые твари сотворены не такими, какими видим их ныне. При сотворении все было добро зело, то есть чисто, прекрасно и безвредно.

113. Известны особенности сотворения человека. Бог во Святой Троице сказал: Сотворим человека по образу Нашему и по подобию. (Быт. 1,26). И сотворил Бог тело первого человека — Адама из земли; вдунул в лицо его дыхание жизни; ввел Адама в рай; дал ему в пищу, помимо прочих райских плодов, плоды древа жизни; наконец, взяв у Адама во время сна ребро, из него создал первую жену — Еву. (Быт. 2,21—22).

114. Образ Божий состоит, по объяснению Апостола Павла, в правде и в преподобии (святости) истины. (Еф. 4,24).

115. Дыхание жизни — это душа, существо духовное и бессмертное.

116. Слово "рай" означает "сад". Так названо прекрасное и блаженное жилище первого человека, описанное в книге Бытие как подобное саду.

117. Рай, в котором пребывали первые люди, был для тела вещественным, как видимое блаженное жилище; а для души — духовным, как состояние благодатного общения с Богом и духовного созерцания тварей. (свт. Григорий Богослов. Слово 38,42; прп. Иоанн Дамаскин. Богословие. Кн. 2. Гл. 12. ст.. 3).

118. Древо жизни — это такое древо, питаясь плодами которого человек был безболезнен и бессмертен телом.

119. Ева создана из ребра Адама для того, чтобы весь род человеческий, по своему происхождению, был одним телом и чтобы поэтому люди естественно склонны были любить и беречь друг друга.

120. Бог сотворил человека с таким назначением, чтобы он познавал Бога, любил и прославлял Его и через это вечно блаженствовал.

121. Изволение Божие о предназначении человека к вечному блаженству имеет в учении веры особое наименование — предопределение Божие.

122. Предопределение Божие о блаженстве человека остается неизменным даже тогда, когда мы видим, что ныне человек не блаженствует. Это потому, что Бог, по предведению и по бесконечному милосердию Своему, и для уклонившегося от пути блаженства человека предопределил открыть новый путь к блаженству через Единородного Сына Своего Иисуса Христа. "Избра нас в Нем прежде сложения (создания) мира", — говорит Апостол Павел (Еф. 1,4).

123. Предопределение Божие по отношению к людям вообще и к каждому человеку порознь нужно понимать так. Бог предопределил всем людям даровать, и действительно даровал, предваряющую благодать и верные средства к достижению блаженства; а тех, кто даруемую Им благодать добровольно приемлет, употребляет дарованные Им спасительные средства и идет показанным Им путем спасения, собственно предопределил к блаженству.

124. Слово Божие говорит об этом так: ихже бо предуведе, тех и предустави (предопределил). (Рим. 8,29.)

125. В Изложении веры Восточных Православных Патриархов об этом сказано: "Поелику Он предвидел, что одни хорошо будут пользоваться своею свободною волею, а другие худо, то посему одних предопределил к славе, а других осудил" (член 2-й).

126. Вслед за сотворением мира и человека непосредственно следует действие Божие по отношению к миру, и особенно к человеку, называемое Промыслом Божиим.

127. Промысл Божий есть непрестанное действие Всемогущества, Премудрости и Благости Божией, которым Бог сохраняет бытие и силы тварей, направляет их к благим целям, всякому добру вспомоществует, а возникающее через удаление от добра зло пресекает или исправляет и обращает к добрым последствиям.

128. О Промысле Божием в Священном Писании Сам Господь Иисус Христос говорит: "Воззрите на птицы небесныя, яко не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы, и Отец ваш небесный питает их: не вы ли паче лучши их есте?" (Мф. 6,26). В этом изречении виден как общий Промысл Божий о тварях, так и особый — о человеке. Весь псалом 90 есть изображение особого и многообразного Промысла Божия о человеке.

 

ОглавлениеДалее