НазадОглавление

О пятой заповеди

553. Какие особенные должности предписывает пятая заповедь в отношении к родителям, под общим наименованием почитания их?

554. Как должно судить о тяжести греха непочтения к родителям?

555. Для чего преимущественно к заповеди о почитании родителей присоединено обещание благополучия и долголетней жизни?

556. Каким образом исполняется оное обещание?

557. Почему в заповедях, в которых предписывается любовь к ближним, прежде всего упоминается о родителях?

558. Не должно ли в пятой заповеди под именем родителей разуметь еще кого- либо?

559. Кто же заступает для нас место родителей?

560. Как говорит Св. Писание о почтении к Пастырям и Учителям духовным?

561. Есть ли в Св. Писании особенное предписание почитать старших возрастом, подобно как родителей?

562. Чем можно удостовериться , что благодетелей должно почитать, подобно как родителей?

563. Как говорит Св. Писание о почтении к властям предержащим?

564. Какие суть начальствующие в отечестве, которых должно почитать после родителей, по подобию их?

565. Что предписывает Св. Писание об обязанностях в отношении к начальникам разного рода?

566. Как далеко должна простираться любовь к отечеству?

567. Как говорит Св. Писание о подчиненности служителей и рабов господам?

568. Если Св. Писание предписывает должности к родителям, то не предписывает ли так же должностей к детям?

569. Как говорит  Св. Писание о должности Пастырей к духовной пастве?

570. Как говорит Священное Писание о должности Начальствующих и владеющих?

571. Как должно поступить, если бы случилось, что родители или начальники потребовали бы чего-либо противного вере или закону Божию?

572. Как вообще назвать качество или добродетель, которой требует пятая заповедь?

 

553. Пятая заповедь предписывает особые обязанности по отношению к родителям под общим наименованием  почитания их: 1) почтительно обходиться с ними; 2) повиноваться им; 3) питать и покоить их во время болезни и старости; 4) после их смерти так же как и при жизни, молиться о спасении их душ и верно исполнять их завещания, не противоречащие Закону Божию и гражданскому. (2 Мак.12, 43-44. Иер. 35,18-19. Прп. Иоанн Дамаскин, Слово об усопших).

554. Следует так рассуждать о тяжести греха непочтения к родителям. Сколько легко и естественно любить и почитать родителей, которым мы обязаны жизнью, столько тяжек грех непочтения к ним. Поэтому в Законе Моисеевом за злословие по отношению к отцу или матери полагалась смертная казнь. (Исх. 21,16).

555. К заповеди о почитании родителей присоединено обещание благополучия и долголетней жизни. Это сделано для того, чтобы очевидной наградой сильнее побудить к исполнению такой заповеди, на которой утверждается порядок, во-первых, семейственной, а потом и всякой общественной жизни.

556. Это обещание исполняется следующим образом. Примеры древних Патриархов или Праотцов показывают, что Бог дает особенную силу благословению родителей. (Быт. 27). Благословение отчее утверждает домы чад. (Сир. 3, 9). Бог, по премудрому и праведному Своему Провидению, особенно хранит жизнь и устраивает благополучие почитающих родителей на земле; и как совершенную награду за совершенную добродетель дарует бессмертную и блаженную жизнь в Отечестве Небесном.

557. В заповедях, в которых предписывается любовь к ближним, прежде всего упоминается о родителях, потому что родители естественно к  нам ближе всех.

558. В пятой заповеди под именем родителей нужно понимать всех, кто в разных отношениях заступают для нас место родителей.

559. Место родителей для нас заступает: 1) Пастыри и Учители духовные, потому что они учением и Таинствами рождают нас в жизнь духовную и воспитывают в ней; 3) старшие по возрасту; 4) благодетели; 5) начальствующие в отечестве в разных отношениях.

560. Священное Писание о почтении к Пастырям и Учителям духовным говорит так: Повинуйтеся наставником вашим и покаряйтеся, тии бо бдят (они неусыпно пекутся) о душах ваших, яко слово воздати хотяще (как обязанные дать отчет): да с радостию сие творят, а не воздыхающе, несть бо полезно вам сие. (Евр. 13,17).

561. В Священном Писании есть особое указание почитать старших по возрасту так же, как и родителей. Апостол Павел пишет к апостолу Тимофею: "Старцу не твори пакости, но утешай, якоже (как) отца: юноши, якоже братию, старицы, якоже матери." (1 Тим. 5, 1-2). Пред лицем седаго востани (вставай), и почти лице старчо и да убоитися Господа Бога твоего. (Лев. 19,32).

562. Удостовериться, что благодетелей следует почитать, как родителей, можно на примере Самого Господа Иисуса Христа, Который бе повинуяся Иосифу, несмотря на то, что Иосиф не был Его родитель, а только питатель. (Лк. 2,51).

563. Священное Писание так говорит о почтении к властям предержащим: Всякая душа властем предержащим да повинуется. Несть бо власть, аще не от Бога (нет власти не от Бога); сущия же власти от Бога учинены суть (установлены). Темже (поэтому) противляяйся власти, Божию повелению противляется. (Рим. 13, 1-2). Темже потреба (и потому надо) повиноватися не токмо за гнев (не только из страха), но и за совесть. (Рим. 13,5).  Воздадите убо кесарева кесареви, а Божия Богови. (Мф. 22, 21). Бога бойтеся, царя чтите. (1 Пет. 2,17). Бойся Бога, сыне, и царя и ни единому же их противися. (Притч. 24, 21)

564. Есть еще начальствующие, которых нужно почитать после родителей, подобно им. Это те, кто вместо родителей печется о нашем воспитании, то есть, начальствующие в училищах и наставники; те, кто охраняет нас от беспорядков и неустройства в обществе, то есть, начальники гражданские; те, кто защищает нас от обид силой законов, то есть, судьи; те, кому государственная власть вверяет сохранение и защиту общественной безопасности от врагов, то есть, начальники военные.

565. В Священном Писании об обязанностях по отношению к начальникам разного рода говорится: Воздадите убо всем должная: емуже убо урок, урок; а емуже дань, дань (кому подать, подать; кому оброк, оброк); а емуже страх, страх; и емуже честь, честь. (Рим. 13,7).

566. Наша любовь к Отечеству должна простираться до готовности положить за него жизнь свою. (Ин. 15,13).

567. Священное Писание так говорит о подчиненности служителей и рабов5 господам: Раби, послушайте господий своих (повинуйтесь господам своим) по плоти, со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, якоже и Христа; не пред очима точию работающе, яко человекоугодницы, но якоже раби Христовы, творяще (исполняя) волю Божию от души (Еф. 6, 5-6). Раби (слуги), повинуйтеся во всяком страсе владыкам, не токмо благим (добрым) и кротким, но и строптивым (суровым). (1 Пет. 2,18).

568. Священное Писание предписывает обязанности и к детям, соответственно обязанностям в отношении родителей. Отцы, не раздражайте чад своих, но воспитывайте их в наказании (наставлении) и учении Господни. (Еф. 6,4).

569. Священное Писание о должности (о долге, обязанности) Пастырей (по отношению) к духовной пастве говорит так: Пасите еже в вас стадо Божие, посещающе не нуждею, но волею и по Бозе (надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно) ниже неправедными прибытки (не для гнусной корысти), но усердно, ни яко обладающе причту, но образи бывайте стаду (и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду). (1 Пет. 5,2-3).

570. Священное Писание о должности начальствующих и владеющих говорит так: Господие, правду и уравнение рабом подавайте (оказывайте рабам должное и справедливое), ведяще, яко и вы имате Господа на Небесех. (Кол. 4,1).

571. Если случится, что родители или начальники потребуют чего-либо противоречащего вере или закону Божию, тогда следует сказать им, как сказали Апостолы начальникам Иудейским: "Аще праведно есть (если справедливо) пред Богом вас послушати паче, нежели (более чем) Бога, судите". И следует претерпеть за веру и закон Божий все, что бы ни последовало (Деян. 4,19).

572. Качество или добродетель, которой требует пятая заповедь, называется послушанием.

 О шестой заповеди

573. Что запрещается шестою заповедью?

574. Всякое ли отнятие жизни есть законопреступное убийство?

575. Что должно думать о невольном убийстве, когда убивают нечаянно и без намерения?

576. Какие случаи относиться могут к законопреступному убийству?

577. Как должно судить о самоубийстве?

578. Как должно судить о поединках для решения частных распрей?

579. Кроме телесного убийства, нет ли убийства духовного?

580. Нет ли еще тонких видов убийства?

581. Когда запрещается вредить жизни ближнего, то тем самым что повелевается?

582. Какие происходят из сего должности?

 

573. Шестой заповедью запрещается убийство, или отнятие (лишение) жизни у ближнего каким бы то ни было образом.

574. Не всякое отнятие жизни есть законопреступное убийство. Не является беззаконным убийство, когда отнимают жизнь по должности, как-то: 1) когда преступника наказывают смертью по правосудию; 2) когда убивают неприятеля на войне за Отечество.

575. О невольном убийстве, когда убивают нечаянно и без намерения, следует думать так. Невольный убийца не может считаться невиновным, если не употребил надлежащих предосторожностей против нечаянности (чтобы избежать даже нечаянного убийства), во всяком случае имеет нужду в очищении совести, по установлению Церкви.

576. Кроме непосредственного законопреступного убийства каким бы то ни было орудием, к этому же преступлению могут быть отнесены следующие и подобные случаи: 1) когда судья осуждает подсудимого, невиновность которого ему известна; 2) когда кто-либо укрывает или освобождает убийцу, и тем самым дает ему возможность для совершения новых убийств; 3) когда кто-либо мог бы избавить ближнего от смерти, но не избавляет, как, например, если богатый допускает бедного умереть от голода; 4) когда кто-либо превышающими силы тяготами (работой) и жестокими наказаниями изнуряет подчиненных и тем ускоряет их смерть; 5) когда кто-либо невоздержанием или другими пороками сокращает собственную жизнь6.

577. Самоубийство есть самое законопреступное из убийств. Ибо если противно природе (противоестественно) убить другого, подобного нам человека, то еще более противно природе убить самого себя. Жизнь наша не принадлежит нам как собственность, но Богу, Который дал ее.

578. О поединках для решения частных распрей (споров, ссор) следует рассуждать таким образом. Поскольку разрешать частные споры есть дело правительства (то есть правительственного учреждения — суда), но вместо этого участник поединка своевольно решается на такое дело, в котором явная смерть грозит и ему, и сопернику, то в поединке заключаеюся три ужасных преступления: мятеж против правительства, убийство и самоубийство7.

579. Кроме телесного убийства, есть убийство духовное. Род духовного убийства есть соблазн, когда кто-либо совращает ближнего в неверие или в беззакония, и тем самым подвергает душу его смерти духовной. Спаситель говорит: "Иже аще (а кто) соблазнит единаго малых сих, верующих в Мя, уне есть ему, да обесится жернов осельский на выи его (тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею), и потонет в пучине морстей." (Мф. 18,6).

580. Еще есть тонкие виды убийства. К этому греху в некоторой степени относятся все дела и слова, противные любви и неправедно нарушающие спокойствие и безопасность ближнего, и наконец, внутренняя ненависть против него, хотя бы она и не обнаруживалась. Всяк, ненавидяй брата своего, человекоубийца есть. (1 Ин. 3,15).

581. Когда запрещается вредить жизни ближнего, то тем самым повелевается, насколько возможно, беречь жизнь и благосостояние ближнего.

582. Из этого происходят следующие обязанности: 1) помогать бедным; 2) служить больным; 3) утешать печальных; 4) облегчать состояние несчастных; 5) со всеми обходиться кротко, любовно и назидательно; 6) примиряться с гневающимися; 7) прощать обиды и благотворить врагам.

 О седьмой заповеди

583. Что запрещается седьмою заповедью?

584. Какие виды грехов запрещаются под именем любодеяния?

585. Как научает Спаситель судить о любодействе?

586. Что должно наблюдать, что бы не впасть в сие тонкое, внутреннее прелюбодейство?

587. Неужели подлинно надобно вырвать соблазняющий глаз?

588. Когда запрещается грех люлбодейства: то какие добродетели чрез сие предписываются?

589. Как говорит Св. Писание о должностях мужа и жены?

590. Какие побуждения представляет Св. Писание к тому, чтобы убегать блуда и жить целомудренно?

 

583. Седьмой заповедью запрещается любодеяние.

584. Следующие виды грехов запрещаются под наименованием любодеяния. Апостол Павел советует и не говорить Христианам об этих мерзостях (Еф. 5,3). Только по необходимости, для предохранения от этих грехов, нужно назвать некоторые из них: 1) блуд, или беспорядочная плотская любовь между людьми, не находящимися в супружестве; 2) прелюбодейство, когда находящиеся в супружестве беззаконно обращают супружескую любовь к посторонним; 3) кровосмешение, когда союзом, подобным супружескому, соединяются близкие родственники.

585. Спаситель так учит судить о любодействе: "Всяк, иже воззрит на жену, ко еже вожделети ея (всякий, кто смотрит на женщину с вожделением), уже любодействова с нею в сердцы своем." (Мф. 5,28).

586. Чтобы не впасть в это тонкое, внутреннее прелюбодейство, следует избегать всего, что может возбудить в сердце нечистые чувствования, как-то: сладострастных песен, плясок, сквернословия, нескромных игр и шуток, нескромных зрелищ, чтения книг, в которых описывается нечистая любовь, пьянства. Следует стараться, по Евангелию, и не смотреть на то, что соблазняет. Аще же око твое десное соблазняет тя, изми е и верзи от себе (если правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя): уне бо ти есть (ибо лучше для тебя), да погибнет един от уд (членов) твоих, а не все тело твое ввержено будет в геенну огненную. (Мф. 5,29).

587. Вырвать соблазняющий глаз — это значит, что надо вырвать его не рукой, а волей. Кто твердо решился и не смотреть на то, что соблазняет, тот уже вырвал у себя соблазняющий глаз.

588. Когда запрещается грех любодейства, то через это предписываются следующие добродетели: супружеская любовь и верность, а для тех, кто может вместить — совершенная чистота и целомудрие.

589. Священное Писание так говорит о должностях (обязанностях) мужа и жены: Мужие, любите своя жены, якоже и Христос возлюби Церковь, и Себе предаде за ню (за нее). (Еф. 5,25.) Жены, своим мужем повинуйтеся, якоже Господу, зане (потому что) муж глава есть жены, якоже и Христос глава Церкве, и Той есть Спаситель тела. (Еф. 5,22-23).

590. Для того, чтобы избегать блуда и жить целомудренно, Священное Писание повелевает тела наши хранить в чистоте, потому что они суть члены Христовы и храмы Святаго Духа, и что напротив, блудник грешит против собственнаго тела, то есть растлевает оное, заражает болезнями и повреждает даже душевные способности, как-то: воображение и память (1 Кор. 6,15,18-19).

 О восьмой заповеди

591. Что вообще запрещается восьмою заповедью?

592. Какие особенные грехи запрещаются сею заповедью?

593. Когда запрещаются сии грехи, то чрез сие какие предписываются добродетели?

594. Неужели немилосердный к бедным грешит против восьмой заповеди?

595. Нет ли еще высшей добродетели, противоположной грехам против восьмой заповеди?

 

591. Восьмой заповедью запрещается кража, или присвоение каким-либо образом того, что принадлежит другим.

592. Есть особые грехи, запрещаемые этой заповедью. Главнейшие суть: 1) грабительство, или отнятие чужой вещи явно, насилием; 2) воровство, или похищение чужой вещи тайно; 3) обман, или присвоение чего-либо чужого хитростью, когда, например, отдают ложную (фальшивую) монету вместо истинной, плохой товар — вместо хорошего, посредством ложного веса или меры недодают проданного, скрывают свое состояние, чтобы не платить долгов, не исполняют обещанного по условиям или по завещаниям; когда скрывают виновного в краже и через это лишают удовлетворения обиженного; 4) святотатство, или присвоение того, что посвящено Богу и что принадлежит Церкви; 5) духовное святотатство, когда одни передают, а другие восхищают (то есть принимают нечестно) священные должности не по достоинству, но из-за корысти; 6) мздоимство (взяточничество), когда берут мзду (вознаграждение) с подчиненных или подсудимых и по соображениям корысти возвышают недостойных, оправдывают виновных, притесняют невиновных; 7) тунеядство, когда получают жалованье за должность, или плату за дело, но должности и дела не исполняют, и таким образом, крадут и жалованье или плату, и пользу, которую могли бы трудом принести обществу или тому, для кого надлежало работать; также когда имеющие силу приобретать пропитание трудом, вместо этого, живут милостыней; 8) лихоимство, когда под видом некоторого права, но на самом деле с нарушением справедливости и человеколюбия, обращают в свою пользу чужую собственность, или чужой труд, или даже самыя бедствия ближних; например, когда заимодавцы (то есть те, кто дает взаймы) обременяют должников ростом (займа), когда владельцы изнуряют зависящих от них излишними налогами или работой, когда во время голода продают хлеб по слишком высокой цене.

593. Так как запрещаются эти грехи, то через это предписываются следующие добродетели: 1) бескорыстие; 2) верность; 3) правосудие; 4) милосердие к бедным.

594. Немилосердный к бедным также грешит против восьмой заповеди, если у него есть чем помогать им. Ибо все, что мы имеем, принадлежит собственно Богу, и избыток дается нам по Провидению Божию для помощи бедным, а потому, если не уделяем им от нашего избытка, то через это похищаем или утаиваем их собственность и дар Божий.

595. Есть еще высшая добродетель, противоположная грехам против восьмой заповеди. Такая добродетель, предлагаемая Евангелием не как обязанность для всех, но как совет ревнующим о подвигах благочестия, есть совершенное нестяжание, или отречение (отказ) от всякой собственности. Аще хощети совершен быти, иди, продаждь имение твое и даждь нищим, и имети имаши (и будешь иметь) сокровище на Небеси. (Мф. 19,21).

 О девятой заповеди

596. Что запрещается девятою заповедью?

597. Что запрещается под именем ложного свидетельства?

598. А позволительно ли укорять других, когда в них действительно есть пороки?

599. Не позволительна ли такая ложь, при которой нет намерения вредить ближнему?

600. Для удобнейшего избежания грехов против девятой заповеди, что должно наблюдать?

 

596. Девятой заповедью запрещается ложное свидетельство на ближнего, а также и всякая ложь.

597. Запрещается под именем ложного свидетельства: 1) ложное судебное свидетельство, когда на кого-либо в суде свидетельствуют, доносят или жалуются ложно; 2) ложное свидетельство, кроме суда, когда на кого-либо клевещут заочно или кого-то в лицо порицают несправедливо.

598. Непозволительно укорять других, когда в них есть пороки. Евангелие не позволяет судить и о действительных пороках или недостатках ближних, если мы особенною должностью не призваны к тому, чтобы обличить их. Не судите, да не судимы будете. (Мф. 7,1).

599. Непозволительна и такая ложь, при которой нет намерения вредить ближнему, потому что она несогласна с любовью и уважением к ближнему и недостойна человека, и особенно Христианина как созданного для истины и любви. Темже отложше лжу (отвергнув ложь), глаголите истину кийждо ко искреннему (каждый ближнему) своему, зане есмы (потому что мы) друг другу удове (члены). (Еф. 4,25).

600. Чтобы избегать грехов против девятой заповеди, следует обуздывать язык. Хотяй бо живот любити и видети дни благи (кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни), да удержит язык свой от зла, и устне свои, еже не глаголати льсти (от лукавых речей). (1 Пет. 3,10). Аще кто мнится верен быти в вас (если кто из вас думает, что он благочестив) и не обуздывает языка своего, но льстит (но обольщает) сердце свое, сего суетна есть вера (у того пустое благочестие). (Иак. 1,26).

 О десятой заповеди

601. Что запрещается десятой заповедью?

602. Почему запрещаются не только худые дела, но и худые желания и помышления?

603. Когда запрещается желать чего бы то ни было, что есть у ближнего: то какая страсть чрез это запрещается?

604. Что запрещается словами: Не пожелай жены искренняго твоего?

605. Что запрещается словами: Не пожелай дому ближняго твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего, елика суть ближняго твоего?

606. Соответственно с сими запрещениями, какие должности налагает десятая заповедь?

607. Что наипаче нужно для очищения сердца?

 

601. Десятой заповедью запрещаются желания, противные любви к ближнему, и, что неразрывно связано с желаниями, помышления, противные этой любви.

602. Запрещаются не только злые дела, но и недобрые желания и помышления. Во-первых, потому, что когда в душе есть недобрые желания и помышления, то она уже нечиста перед Богом и недостойна Его, как говорит Соломон: "Мерзость Господеви (перед Богом) помысл неправедный." (Притч. 15, 26). И поэтому нужно очищать себя и от этих внутренних нечистот, как учит Апостол: "Очистим себе от всякия скверны плоти и духа, творяще (совершая) святыню в страсе Божии." (2 Кор. 7,1). Во-вторых, потому, что для предупреждения греховных дел нужно подавлять греховные желания и помышления, от которых, как из семян, рождаются дела греховные, как сказано: От сердца бо исходят помышления злая, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, татьбы (кражи), лжесвидетельства, хулы. (Мф. 15,19). Кийждо (каждый) искушается, от своея похоти влеком и прельщаем (увлекаясь и обольщаясь собственной похотью). Таже похоть заченши (зачав) раждает грех, грех же содеян (сделанный) раждает смерть. (Иак. 1,14-15).

603. Когда запрещается желать чего бы то ни было, что есть у ближнего, то через это запрещается страсть — зависть.

604. Словами "не пожелай жены искренняго твоего" запрещаются мысли и желания сладострастные, или внутреннее прелюбодеяние.

605. Словами "не пожелай дому ближняго твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякаго скота его, ни всего, елика суть ближняго твоего" запрещаются мысли и желания корыстолюбивые и властолюбивые.

606. Соответственно этим запрещениям десятая заповедь налагает на нас следующие обязанности: 1) хранить чистоту сердца; 2) быть довольным своим жребием.

607. Для очищения сердца особенно необходимо частое и усердное призывание имени Господа нашего Иисуса Христа.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как использовать учение о вере и благочестии

608. Чтобы правильно пользоваться учением о вере и благочестии, надо исполнять на самом деле то, что познано, под страхом тяжкого осуждения за неисполнение. Аще сия весте, блажени есте, аще творите я (если это знаете, блаженны вы, когда исполняете). (Ин. 13,17) Той же раб, ведевый (знавший) волю господина своего, и не уготовав, ни сотворив (и не был готов, и не сделал) по воли его, биен будет много. (Лк. 12,47).

609. Когда видим в себе грех, то следует не только немедленно принести покаяние и твердо решиться избегать греха впредь, но и стараться, по возможности, загладить сделанный им соблазн или вред противоположными ему добрыми делами. Так поступил Закхей мытарь, когда сказал Господу: "Се, пол имения моего, Господи, дам нищим, и аще кого чим обидех (если кого чем обидел), возвращу четверицею (вчетверо)." (Лк. 19,8).

610. Следующая предосторожность необходима в том случае, когда нам кажется, что мы исполнили какую-либо заповедь. Нужно настраивать свое сердце (здесь: свои чувства и мысли), согласно словам Господа нашего Иисуса Христа: Егда сотворите (когда исполните) вся повеленная вам, глаголите, яко раби неключими есмы: яко, еже должни бехом сотворити, сотворихом (мы рабы, ничего не стоящие, потому что сделали то, что должны были сделать). (Лк. 17,10.).

 


5. Раб — обитатель, житель, слуга, невольник, служитель, человек, безусловно покорный чьей-либо воле или находящийся в полной зависимости от кого-либо, лишенный социальных прав. Объем понятия "раб" не исчерпывается данными значениями. Они приводятся в словарях церковнославянского и древнерусского языка и словарных материалах священника Григория Дьяченко, В.И. Даля, И.И. Срезневского, в "Богословской" и других энциклопедиях. — Ред.

6. В Катихизисе митрополита Филарета не сказано о наркомании. Святая Церковь осуждает наркоманию как порок, искажающий образ Божий в человеке, сокращающий жизнь и приводящий человека к гибели. — Ред.

7. В Катихизисе митрополита Филарета не говорится о таком виде убийства, как аборт, или искусственное прерывание беременности. Во времена митрополита Филарета аборты не были столь катастрофически распространены, что, к величайшему прискорбию, имеет место в наши дни. Святая Церковь осуждает аборты как намеренное уничтожение новой жизни, то есть как убийство — Ред.

 

Оглавление