НазадОглавлениеДалее

СЛОВО 28

0 ветвях греховного зла

1. Надобно сказать о ветвях греховного зла, чтоб человек знал, что есть грех и что отдаляет его от Бога, и помощи себе у Него испрашивая против всякой страсти, прогонял ее и истреблял, с помощью божественной благодати. Страсти суть раны души, которые отделяют ее от Бога. Блажен, кто чист и свободен от страстей; ибо, как овча разумное, в приятную Богу жертву принесется он и услышит сладчайший глас Господа: добре, рабе благий и верный, — о мале былъ ecu веренъ, надъ многими тя поставлю; вниди въ радость Господа твоего (Мф. 25, 21, 23). Те же, кои исполняют волю плоти и не хотят врачеваться спасительным врачеством покаяния, чтоб сделаться чистыми и святыми, в час нужды окажутся нагими, без одеяния добродетелей, и ввергнутся во тьму кромешную, где заключен диавол, покрытый срамною одеждою страстей, кои суть: блуд, жадность, скупость, оклеветание, гнев, зависть, тщеславие, гордость. Это и суть ветви греховного зла. Есть и другие подобные сим, как то: пьянство, щегольство, рассеянность, леность, пустословие, смехотворство, бесстыдство, хохот, бессовестность, пренебрежение Божия суда, ненависть, ложь, лесть, лжесвидетельство, лжеименное знание, учительская надменность, корыстолюбие, отчаяние, гнев, когда кто себя самого не укоряет, когда кто любит славу человеческую, когда кто желает изысканных яств и привязан к удовольствиям чувственным, когда кто сам себе рукоплещет за ученость, когда кто охочь спорить и ссориться, когда кто на своей настаивает воле, когда кто себя считает добрым и мудрым, а брата своего недобрым и неразумным, и презирает его.

2. Эти ветви греховного зла растут и размножаются в бедной нерадивой о себе душе и отдаляют ее от Бога. Они-то суть тотяжкое бремя, которое Адам приял на выю свою, когда вкусил от запрещенного древа. Они-то суть, почему сказано: Сей грехи наша носитъ и о насъ болезнуетъ (Ис. 53, 4). Они-то суть, что Господь наш Иисус Христос убил на кресте. Они-то суть те мехи ветхие, в которые не вливается новое вино (см. Мф. 9, 17). Они-то суть те пелены, которыми обвит был Лазарь умерый (см. Ин. 11, 44). Они-то суть те демоны, которым Христос повелел войти в стадо свиней (см. Мф. 8, 30-32). Таков тот ветхий человек, которого совлещися заповедал апостол; почему и сказал: плоть и кровь Царствия Божия наследити не могутъ (1 Кор. 15, 50). И еще: аще по плоти живете, имате умрети (Рим. 8, 18). Они-то суть те терния и волчцы, которые земля произрастила Адаму, после того, как он изгнан был из рая. Но Христово иго благо, и бремя Его легко (Мф. 11, 30). Именно: кротость, чистота, тихонравие, доброта, радость духовная, воздержание от всех страстей, любовь ко всем, святое рассуждение, непоколебимая вера, терпение скорбей, удаление от мира, желание изыти из тела и предстать Господу Иисусу Христу. Сии суть — то благое иго, которое взять на себя повелел Господь. Они суть тот путь, по которому, чтоб верно идти, святые понесли так много трудов. Их никто достигнуть не может, если не совлечется ветхого человека, не получит свободы духовной и не стяжет любви; так как эта любовь освобождает человека от всех забот и смущений.

3. И быть не может, чтоб обитала в нас любовь, пока любим что-либо мирское. Не можете, говорит Апостол, трапезе Господни причащатися, и трапезе бесовстей (1 Кор. 10,21). То же проповедует и святой пророк Исаия: кто возвеститъ вамъ место вечное? Ходяй въ правде, глаголяй правый путь, ненавидяй беззакония и неправды, и руце отрясаяй отъ даровъ: отягчаваяй уши, да не услышитъ суда крове: смежаяй очи, да не узритъ неправды. Сей вселится во высоте пещере камене крепкаго: хлебъ ему дастся и вода его верна (Ис. 33, 14-16). Видишь, какими почестями и наградами наделит Господь тех, которые бодренно воинствуют во время краткого течения жизни сей, терпением и злостраданием свергают с себя иго мира. Видишь, как Бог помогает трудам тех, которые отсекают свои воли и изгоняют из себя все страсти, — которые своим пожеланиям предпочитают волю Божию? Те же, которые поблажают своим волям, хотя духом начинают, но, поелику хотят исполнять их (свои воли), врагам противостоять не могут, от чего скончавают плотию и губят труды свои. Таковых поражает грозным приговором своим пророк Иеремия, говоря: проклятъ всякъ творяй дело Божие съ небрежениемъ (Иер. 48, 10). Видишь, как Бог тем, которые посвящают себя на служение Ему и, однако ж, воли своей не оставляют, не помогает, но оставляет их и предает в руки врагов: от чего бывает, что они, вместо чести, какой ожидают от людей, впадают в бесчестие и посрамление; потому что не потрудились противостоять врагам, пока Бог подал бы им помощь к преодолению их. Далее все Писание свидетельствует, что человек не бывает услышан от Бога, если не призывает Его и не молится Ему всеусердно. Почему к Его благости прибегнем со всеусердными слезными молитвами, смирим себя пред всеми людьми Господа ради, подчинимся братиям нашим, как мудрейшим, никому злом за зло не воздавая, ни о ком худо не думая в сердце своем, но все стараясь быть едино сердце и едина душа.

4. Что касается до тех вещей, кои потребны для тела нашего, никогда не будем говорить: это мое. Будем непрестанно хранить сердце свое и наблюдать, куда обращается, чтоб оно не помыслило чего нечистого и непотребного. Тело насыщать поудержимся, чтоб оно не потребовало у нас удовлетворения своих похотей; но да будет оно подчинено душе, а душа — уму, чтоб быть невестою чистою и непорочною, которая имеет дерзновение взывать к жениху своему: да снидетъ братъ мой въ вертоградъ свой, и да ястъ плодъ овощий своихъ (Песн. 5, 1). К этому и приложим, братие, весь труд и старание, чтоб, преисполненные благонадежия, сподобились и мы услышать слово Господа: Отче! ихже далъ ecu Мне, хощу, да идеже есмь Азъ, и тии будутъ со Мною... яко возлюбилъ ecu ихъ, якоже Мене возлюбилъ ecu. Азъ въ нихъ и Ты во мне (Ин. 17, 24, 23). Да явит нам Святая, Единосущная и Безначальная Троица милость Свою, да обрящем оставление грехов и прощение в день суда со всеми святыми. Богу Единому слава и держава во веки веков. Аминь.

 

НазадОглавлениеДалее