НазадОглавлениеДалее

СЛОВО 29

Плач аввы Исаии

1. Горе нам, которые в краткое время жизни сей предаемся удовольствиям, которые за то, что удовлетворяем всякой похоти плоти, сделали себя недостойными сладчайшего зрелища божественной славы. Горе нам; ибо тление нетления не наследствуетъ (1 Кор. 15, 50), а мы, презрев нетленное, неистовствуем и безумствуем похотью тленного. Горе нам, которые плоть свою, которая имеет быть пищею червей и должна превратиться в прах, греховно лелеем и питаем пространно, потеряв страх огня, которым вечно будем снедаемы, и червя, который неусыпаем. Горе нам, которые тело, оскверненное нечистотами, люди благочестивые чтут и лобзают, между тем как мы подобны гробам повапленным (см. Мф. 23, 27), и издаем смертоносную вонь греха. Горе нам, которые через невоздержное питание себя приятными яствами, размножаем в себе плотские движения и тем раздражаем похоть к непотребному смешению. Горе нам, которые смертное ставим несравненно выше бессмертного, и небрежем о страшной божественной правде. Горе нам, которые ленивы и мешкотны на добро, скоры же и проворны на зло. Горе нам, которые тело наше, способное воспринимать лучи вечного света, подвергаем приговору на нескончаемую тьму. Горе нам, что Сын Человеческий, Который есть одного естества с Богом и Отцем, соделавшийся ради нас человеком, не имеет в нас места, где главу подклонить, тогда как лисы, то есть безстудные и непотребные духи, устроили в нас себе удобные норы (см. Мф. 8, 20). Горе нам, что правые сердцем представят Судии души свои чистыми и тела святыми и непорочными, а мы, имея души нечистые и тела оскверненные, услышим себе приговор на вечные мучения.

2. Горе нам, которые будучи ревнителями всяких безобразий и непотребств, в молитвах своих изрекаем прошение сподобиться чести и славы святых. Горе нам, которые будучи осужденниками, повинными многим грехам, вращаемся среди святых и непорочных, будто чистые и бесскверные. Горе нам, которые будучи исполнены заблуждений, дерзаем учить и наставлять тех, которые гораздо лучше и превосходнее нас. Горе нам, которые имея бревно в оке своем, не видим того, а малейшую спичку в оке брата острозорко усматриваем, и с гневом спешим изъять ее, как бы в нас самих ничего не было достойного укора (см. Мф. 7, 3, 5). Горе нам, что возлагаем на братии наших тяжкие и неудобоносные бремена, между тем как сами и пальцем их коснуться не хотим, будто немощнейшие телом (см. Мф. 23, 4). Горе нам, которые не стыдимся учить других, каким надобно навыкам, послушаниям и делам добродетели, когда сами отказываемся и от божеских и от монастырских служений. Горе нам, которые не только старые грехи забываем, но и недавние нерадим заглаждать и омывать слезами. Горе нам, которые помощью благодати Божией положили основание правой жизни, а теперь строим на нем плотское. Горе нам, которые так услаждаемся порочными помыслами, что грехи, которые оставили было, повторяем памятью. Горе нам, которые едим и пьем беззаботно, не предвидя, какая брань возродится в нас от насыщения. Горе нам, которых диавол, влагая похотные помыслы, всегда застает врасплох и увлекает к согласию на них. Горе нам, которые, оставив молитвенный труд и спасительное занятие чтением писаний, проводим дни свои в пусторечии и занятии вещами бесполезными. Горе нам, которых сердца столько ослеплены, что тогда как нам следовало бы сокрушенно оплакивать грехи свои, мы беспечно предаемся лености и цепенеем в праздности. Горе нам, которые ни мало не заботимся о душе своей, непрестанно грешащей, тогда как Бог говорит: душа яже согрешитъ, та умретъ (Иез. 18, 4).

3. Горе нам, которые, питая грехолюбивое тело свое обилием приятных яств, ввергаем себя в нечистые помыслы и скверные пожелания, и стрелы непотребного врага нашего через очи пропускаем в сердце, а прикосновением к телам соделываемся ярыми конями, не обращая внимания ни на свое достоинство, ни на вечное наказание. Горе нам, которые так сильно чувствуем и легкие болезни и уязвления тела; к тягчайшим же болезням и ранам души не имеем никакого чувства. Горе нам, что господственная часть души покорствует плоти, рабе своей, и часть худшая управляет лучшею; от того обе согласно и единодушно не служат Творцу своему и Богу. Горе нам, в которых грехи бушуют скверными и нечистыми помыслами и не дают нам ощутить различие между отступлением Божиим и нашествием нечистых духов. Горе нам, которые так несмысленны и неразумны, что славы святых желали бы сподобиться, а делам и подвигам их подражать не хотим. Горе нам, которые в исполнении божественных заповедей не изъявляем ни страха рабов, ни старательности наемников, ни любви сынов. Горе нам, которые для снискания благосклонности человеческой все готовы бываем и сказать и сделать, и не боясь потерять благоволение Божие, не радим о правде и уравнении. Горе нам, которых вечное посрамление нисколько не трогает, а человеческие уважения и рассчеты побуждают даже ко греху. Горе нам, которые быв рождены от бедных и темных родителей, домогаемся быть в почете среди богатых и знатных, после того, как дали обет нищеты и смиренного уничижения. Горе нам, которые прежде в мире, вынужденные бедностью, держали умеренность, а теперь, призванные к воздержанию, с большим усердием ищем насыщения чрева и покоя плоти. Горе нам, которые зная, что Ангелы общатся с теми, кои боятся Бога, а демоны приступают к тем, которые забывают Бога и небрегут о заповедях Его, приписываемся к сотовариществу демонов. Горе нам, которые богатым и сильным стараемся угодить, от бедных же и просящих милостыню отвращаемся как от докучливой толпы.

4. Горе нам, которые взвешиваем людей не по добродетели их, а по мнении о них. Горе нам, которые судить, рядить и учить о том, что справедливо и добро, готовы, от дел же правых и добрых держим себя как можно далее. Горе нам, которые землю свою старательно очищаем от терний и волчцев, и всего прочего, вредного произрастанию семян; душу же свою небрежем очищать страхом Божиим от скверных и нечистых помыслов, которые заглушают и подавляют святые семена добродетелей. Горе нам, которые с такою заботою трудимся, чтоб получить что-либо тленное из земли, на которой мы странники и пришельцы, о времени же том, когда должны будем по необходимости навсегда переселиться отсюда, совершенно никакой не хотим поиметь заботы. Горе нам, которые, тогда как имеем отдать строжайшему Судии отчет о всяком деле, о всяком праздном слове, о всех скверных и нечистых помыслах, время жизни нашей, однако ж, проводим без всякой заботы, как бы имеющие быть тогда совершенно свободными и не подлежащими никаким отчетностям. Горе нам, что не только наделали много непотребного и нечестивого, но и самые обетования Божии презрели и попрали неверием. Горе нам, которые быв пленены заботою о тленном, когда через Евангелие могли бы достигнуть нетленной жизни, по безумной любви к земным вещам лишаем себя вечных и нетленных благ. Горе нам, которые пред лицом людей боимся грешить; пред очами же все сокровенное видящего Бога не трепещем совершать нечестивые и грешные дела. Горе нам, которые не удобряем речей своих божественною солью, но безрассудно расточаем слова бесполезные, чуждые всякого благоговеинства. Горе нам, у которых сокрушение сердца демоны расхищают, по причине усыпления и разленения нашего. Горе нам, которые, оставив мир, людей живущих в мире, превзошли грехами и пороками. Горе нам, которые сами имея нужду в сильнейших обличениях, жесточайше наказываем тех, которые увлекаются самыми малыми грехами.

5. Горе нам, если Бог приведет нас на суд прежде, нежели исправимся. Горе нам, которые не помышляя о нечистотах чрева своего, побуждаемы бываем похотью и гордостью. Горе нам, которые непрестанно оскверняя себя срамными помыслами, желаем, однако ж, чтоб нас почитали и именовали святыми. Горе нам, которые, предавшись суетностям, забываем бороться со страстьми. Горе нам, здесь без страха предающимся грехам, потому что там нас примут огонь вечный, тьма кромешная, червь неусыпающий, плач и скрежет зубов и всегдашний срам пред Ангелами и всеми тварями. Горе нам, которые в самом изгнании в стране пришельствия предаемся срамным удовольствиям, и забыв о сладостях рая, небрежем о Царствии Небесном. Горе нам, которые жестокосердием своим походим на юродивых дев, и через благотворение ближним не запасаемся елеем, чтоб в нужный час посредством его засветить светильники свои. Горе нам, которые день и ночь воссылая молитвы Христу, говорим: Господи, Господи (см. Мф. 7, 21), а того, что Он заповедует нам, не соблюдаем. Горе мне, который пишу этот плач, и не показываю никакого знака истинного покаяния. Горе тем, которые о других заботятся, а о полезном для себя не помышляют. Горе нам, которые стыдимся чувствуя остны совести, непрестанно нас обличающей, и не страшимся суда Божия, имея дать пред Ним отчет во всех делах своих. Горе нам, которые, тогда как зловонствуем срамными делами, славою однако ж человеческою любим услаждаться.

6. Горе нам, которые, занявшись тщетными вещами, забываем страх Божий. Горе нам, которых ум расслабляется и притупляется заботою о суетностях. Горе нам, что когда Божие долготерпение нас сносит и ждет нас, мы, однако ж, не раскаиваемся и не исправляем худых деяний своих. Горе нам, что не помним грехов своих в настоящее время, хотя знаем, что немного спустя, когда душа наша совлечется тела сего, все, что позволяли мы себе в мыслях, словах и делах, — все то с большою скорбью будем читать написанное в памяти. Горе нам, которые, когда апостол говорит: ядый и пияй (тело и кровь Господню) недостойне, суд себе яст и пиет, не разсуждая тела Господня (1 Кор. 11, 29), — дерзаем приступать к страшным Христовым Тайнам оскверненные нечистотами своими, сами себе давая разрешение в том, что мысленно соделали в ночных мечтаниях. Ибо у кого помышление нечисто, очи не целомудренны, тело не чуждо растления, душа не убелена и не приседит Богу, тот делает себя повинным многим озлоблениям плоти и болезнованиям души, и вот-вот предан будет безмерным мучениям и вечному сраму. Бедный я, который пишу это с горькими слезами, и однако ж самым делом не приступаю к покаянию. Увы мне, который истину говорю и добра не делаю. Увы мне, который учу добру, а поступаю худо. Горе тем, которые грешат, увлекаясь похотною сластью, потому что будут подвержены крайнему страданию и вечному сраму. Горе тем, которые плачут, а грешить не перестают, потому что плачут бесполезно.

7. Горе людям, которые презирают и бесчестят ближнего, потому что они отчуждены от блаженства любви. Горе завистливым, потому что они далеко отстоят от благости Божией. Горе тем, которые стараются угождать людям, потому что такие Богу угодить не могут. Горе тем, кои приемлют лица человеческие, потому что такие отпали от истины Божией. Горе гордым, потому что они суть из части диавола отверженного. Горе тем, которые Бога не боятся, потому что такие впадают во многие грехи, и ни в этой, ни в будущей жизни не имеют покоя. Горе нам, которые ужаления мух, комаров и пчел сносить не можем и отмахиваемся от них, а от того страшного змия, который разинув свою отвратительно-мерзкую пасть, чтоб пожрать и поглотить нас, уязвляет нас всякими смертоносными жалами, убежать не стараемся, и никакой против него не испрашиваем себе помощи. Горе нам, которых диавол сбивает с пути то удовольствиями, то скорбями, то нуждами, и обольщает всеми прелестями мира; мы же, видя то, не хотим освободиться от стольких зол. Горе нам, которые видя, как многие столько уже лет отпали от Церкви и покушаются поколебать православную веру, ни слез однако ж не проливаем, и никакого болезнования душевного не показываем, ни нравов и жизни не исправляем, но грехи ко грехам и неверие к злым делам прилагая, готовим себе жесточайшие и нескончаемые муки в геенне. Горе нам, которые зная, что подходит конец мира (или наш), не приходим в себя и не раскаиваемся в том, что в юности нами наделано, но еще и бедную старость день ото дня обременяем большими и тягчайшими грехами. Горе нам, которые, стыдясь разных телесных болезней, не стыдимся однако ж, видя, как бедные души наши болят смраднейшими грехами. Горе нам, которым предлежит прейти огонь, клокочущий выше волн морских, да прииметъ кийждо яже съ теломъ содела, или блага, или зла (2 Кор. 5, 10). Горе нам, что не помышляем о тьме оной кромешной, об огне бессгораемой материи, о вечном горьком плаче и скрежете зубов. Ибо отъяв у пламени свет, Бог оставил в том огне силу жечь в темноте, чтоб тем больше мучились нечестивые и грешники.

8. Горе мне, бедная душа моя, и непрестанная боль и мучение терзают сердце мое, что злохитрость повредила во мне благоразумие, ложь покрыла истину, смерть стала выше жизни; небесное, нетленное, вечное заменено земным, тленным, скоропреходящим; достойное всякого отвращения и мерзения сочтено более сладким и приятным, чем истинная любовь Христова неоцененная! Ложь изгнала из сердца моего истину. Срамом и бесчестием облекся я вместо истинной славы и чести; горечь вкушаю вместо сладости; прах земной возлюбил паче Царства Небесного. Враг, гнушающийся всем истинно прекрасным, мраком обложил сердце мое, и свет ведения погасил в уме моем. Увы мне бедному и несчастному, которого враг, опутав сетьми своими, взял в плен, и подбив ногою, низверг с такой высоты. На бегу пораженный пал я. Тщетны стали все поты мои. Кто не восплачет об участи моей? Кто не поболит обо мне, изможденном тщетными трудами? Кто не пожалеет обо мне, у самой пристани потерпевшем кораблекрушение? Сжальтесь надо мною, сжальтесь надо мною, хоть вы, друзья мои (см. Иов. 19,21). И, кто никаким не побуждается злом, помолитесь поусерднее всеблагому Господу моему Иисусу Христу, не изгонит ли Он, милосердием движимый, густейший мрак доброненавистника диавола из ума моего, чтоб, хоть в блате греховном валяюсь и восстать не стараюсь, по крайней мере взглянул я на свет, да сокращенное уже время жизни моей не отымет у меня всякой надежды спасения. Нет боли, паче боли моей. Нет раны, как рана моя. Нет мучения равного мучениям сердца моего: яко беззакония моя превзыдоша главу мою (Пс. 37, 5). Раны мои не раны от меча, и мертвые мои — не падшие в брани (см. Ис. 22,2); но острые стрелы врага пронзили меня (см. Пс. 37, 3) и ослепили моего внутреннего человека. Углебохъ въ тимении глубины и несть постояния (Пс. 68, 3). Страхъ егоже ужасахся, прииде ми (Иов. 3, 25) и прикры ны сень смертная (Пс. 43, 20). Увы мне! Рассуди, душа моя, и посмотри, как скоротечно все настоящее, и какую, переходя, оставляет по себе боль и сокрушение! Подумай, душа, каких благ и какой надежды лишаешься ты, и в какие злострадания и мучения вот-вот ввержена будешь навсегда. Потому, прежде чем померкнет свет над главою твоею, припади к милосердию Божию и умоляй Его, да избавит тебя от всепожирающего огня и ужаснейшей тьмы. Ибо благости Его обычно прощать людям грехи; может быть милосердие Его даст прощение и нам, хотя недостойным. Ему слава и держава во веки веков. Аминь.

 

НазадОглавлениеДалее