НазадОглавлениеДалее

СЛОВО 27

На следующее изречение: внемли себе1

1. Внемли себе тщательно и с великою верою созерцай Господа нашего Иисуса Христа, как Он, Бог сый и неизреченною одеянный славою и величием, благоволил ради нас сделаться человеком, и предложил нам Себя в образец, да последуем стопам Его. Ибо прияв зрак раба, Он до невероятности смирил Себя и обнищал, перенес всякие поношения и осмеяния, и, как написано, — яко овча на заколение ведеся, и яко агнецъ прямо стригущаго его безгласенъ, тако не отверзаетъ устъ Своихъ. Во смирении Его судъ Его взятся (Ис. 53, 7-8), и Он подъял за нас поноснейшую смерть. Почему и нам, по заповеди Его и за грехи наши, должно терпеливо и благодушно переносить, если кто нас право или не право оскорбит или осрамит. Если кто будет преследовать нас даже до смерти, будем держать себя, как овцы, не противясь, не противореча, но паче молясь за врагов в смиренном молчании.

2. Внимай себе тщательно и великим почитай для себя благом, даже спасение души своей в том полагай, чтоб терпеливо сносить ради Господа поношения, бесчестия и нападки. Думай при этом, что ты заслуживаешь гораздо больших наказаний за грехи свои. В числе благодеяний ставь, если удостоишься ради Бога принять удары скорбей и бед, чтоб многими озлоблениями и посрамлениями, хоть сколько-нибудь подражать унизительным осмеяниям и жесточайшим истязаниям Господа твоего. Всякий же раз, как вспомнишь об озлобляющих тебя и теснящих, не жалуйся, но паче помолись о них от души, как о таких лицах, которые доставляют тебе величайшие блага.

3. Внемли себе тщательно и всячески бегай властолюбия, славолюбия, честолюбия и тщеславия, — бегай их как мора, как смерти и пагубы души, как самого вечного наказания. Бойся почесть себя чем-нибудь, украшенным какою-либо добродетелью, высшим других или даже равным кому. Отсекай нещадно всякое, хотя бы то малое, пожелание плотское и плотоугодие. Не своди приятельства ни с каким человеком, разве уже необходимость какая заставит; не касайся тела другого; не во время ничего не вкушай, даже малости какой, чтоб постепенно от маленького не впасть и в большее что.

4. Внимай себе тщательно, чтоб истинно и от души почитать себя худшим и грешнейшим всех христиан, да будет дух твой всегда смирен и исполнен сокрушения и плача. Всегда молчи, как малосведущий и недостойный говорить, и никогда не начинай речи, разве только по крайности.

5. Внимай себе тщательно; огонь тот неугасающий, муки нескончаемые и все, как там будут терзаемы осужденные, всегда да вращается у тебя пред очами; думай, что ты паче из числа этих, чем из числа живых (блаженных).

6. Внимай себе тщательно и размышляй о том, как Господь наш Иисус Христос умер за нас и воскрес, и нас Своею кровью искупил, да не к тому себе живешь, но умершему за тебя и воскресшему Господу (см. 2 Кор. 5, 15). Помни, что ты всегда вращаешься пред очами Его и сердце свое блюди.

7. Внимай себе тщательно, чтоб всегда с готовностью от души повиноваться воле Бога и Господа нашего Иисуса Христа и в жизни, и в смерти, и во всяком злострадании. Всегда ожидай каких-нибудь великих и страшных искушений, скорбей, бед и смерти, чтоб не застали тебя неготовым.

8. Внимай себе тщательно и ничего не думай делать такого, что противно воле Божией, так как Бог везде присущ. Почему относительно всего, даже малейшего, говорить ли что хочешь, или делать, или войти с кем в какое начинание, или принять пищу, или пить, или идти спать — к чему бы ты ни приступал, прежде рассуди, согласно ли то с волею Божиею; и так совершай дело свое, как дело Божие, чтоб иметь дерзновение пред Богом.

9. Внимай себе тщательно, чтоб, если кто оскорбит тебя чем-либо и тебя будет беспокоить скорбь или гнев, не говорить ему ничего, но молчать, пока успокоится сердце; и тогда уже переговори с ним любовно и уговори к миру. Если нужно будет дать брату какой-либо совет на исправление его, а ты видишь, что тебя поджигает гнев, смотри, ни под каким видом не говори ему в это время; иначе смущение у вас только усилится. Но когда заметишь, что и ты и он, оба вы спокойны, тогда переговори с ним так, чтоб не казалось, что будто выговор ему делаешь, но даешь дружески совет со всем смирением.

10. Внимай себе тщательно и, ни сколько не сомневаясь, держи в мысли, что каждочасно готово пасть на тебя какое-либо искушение или от смерти, или от скорби, или от какой-либо опасности. Когда же что постигнет тебя, мужественно и благодушно перенеси то, помышляя, что в Царствие Божие иначе нельзя войти, как многими скорбьми (Деян. 14, 22) и лишениями.

11. Внимай себе тщательно, чтоб ни в каком деле или слове, или помышлении не искать своей воли и покоя, но воли Божией, хотя бы предлежащий труд казался очень великим. Ибо так стремятся в Царствие Небесное. Предпочитай это всякой мудрости человеческой, и считай спасительнейшим всех других советов человеческих. Божия заповедь есть живот вечный; и взыскающии Господа не лишатся всякаго блага (Пс. 33, 11).

12. Внимай себе тщательно, чтоб, ходя всегда пред лицом Бога, ни в чем не полагаться на другого кого, но во всем на него Единого с верою. Если имеешь в чем нужду, моли Бога, чтоб Он даровал тебе то, если хочет. Что ни имеешь, не другим, но Богу то приписывай и Ему воздавай за то благодарение. Если что недостает тебе, не ожидай того от людей и ни на что не жалуйся, но благодушно и спокойно все перенося, так рассуждай сам с собою: за грехи мои я достоин всякого злострадания; но Бог, если хочет, может явить ко мне милость Свою и промыслить мне, что необходимо для моих потребностей. Если будешь ты такого духа, то Бог не попустит, чтоб ты терпел лишение в чем-либо необходимом.

13. Внимай себе тщательно, чтоб ничего не брать, если не убежден ты, что оно приобретено праведно и от Бога даровано. Что таково, то принимай спокойно; а о чем знаешь, что оно приобретено неправдою или войною, или обманом и лестью, то отвергай и ни за что принять не соглашайся. Лучше частица малая со страхомъ Господнимъ, нежели сокровища велия безъ боязни (с неправдою) (Притч. 15, 16).

14. Внимай себе тщательно и со всем усердием возделывай молчание, чтоб тем удобнее, с Божиею помощью, достигнуть добродетели и преуспеть в ней. Если встретится необходимость говорить, или видишь, что лучше говорить, чем молчать, тогда открыв уста свои, со страхом Божиим, поникши главою, скромно и тихим голосом говори, что нужно. Если сойдешься с кем, то, любви ради поговорив немного, поскорее замолчи. Если спросят тебя, отвечай столько, сколько нужно, чтоб исполнить послушание — не более.

15. Внимай себе тщательно, чтоб, как обуздываешь похоть, так обуздывать и очи, уши и осязание. Очи свои устремляй только на рукоделие, а не на другое что, если не требует того необходимость. На женщин и красивых мужчин совсем не смотри, разве только по какой крайней необходимости. Не любопытствуй слышать, что говорят другие. Уста твои, если не крайность, пусть совсем ничего не говорят.

Если все сие, брат, находишь полезным, постарайся исполнить то делом, чтоб в час искушения защитил и покрыл тебя Бог. Аминь.


1 Втор. 15, 9.

 

НазадОглавлениеДалее