2-4. Сион или Иерусалим, как средоточие Ветхозаветной церкви, неоднократно у пророков сравнивается с матерью (Иер. 50:12; Ос. 2:5). Мать скорбит по поводу греховности своих детей и своего бессилия помочь им. Покинутая и детьми, и Богом, она напоминает беззащитную вдову, для которой недоступна радость (Ис. 54:4).
5-7. Бог осуждает на гибель как сыновей, расторгших союз с Ним, так и мать, виновную в том, что она оказалась бессильною выполнить возложенную на нее задачу воспитания детей в преданности завету Божию.
8. Речь об Асуре представляется довольно неожиданной в устах лица, жившего много веков спустя после падения Ассирийской монархии. В Ассирию отведены были 10 колен Израилевых задолго до взятия Иерусалима Навуходоносором. Несмотря на то, что Ассирия скоро прекратила свое политическое существование, название Асура продолжало долгое время применяться к монархиям, сменившим ее.
11. Выражение: «обители веяные» взято из притчи Спасителя о неправедном управителе (Лк. 16:9).
12. Древо жизни подробно рисуется в Апокалипсисе Иоанна (2:7; 22:2), откуда этот образ и заимствован Автором.
13. Вера в близкое наступление царства Мессии на земле (хилиазм) царила в христианской церкви три первые века ее существования. Ожиданием его обусловлен был необычайный успех, какой имела у христиан апокалиптическая литература. С лаконичным апокалиптическим призывом: «бодрствуйте» и обращается автор к своим читателям, предчувствуя близость конца. Это крылатое слово передавалось из уст в уста среди кровавых гонений, какие переживали христиане. К постоянному бодрствованию призывал своих последователей Сам Христос (Мф. 24:42; 25:13; Мк. 13:35; Лк. 21:36 и мн. др.).
14. Краткое изречение: «Живу Я! говорит Господь» будило в сознании первых христиан мысль о близкой мести всем противникам Его, гнавшим христианство. Им пользуются еще ветхозаветные пророки (Исаия 49:18; Иер. 22:24).
15. Сравнение нового Сиона (ср. 2:40, 42) с голубицей почерпнуто автором из греческого текста пр. Софонии (3:1): «О, светлый и освобожденный град, голубица!» (Ср. 3 Езд. 5:26).
16. Ср. Исаия 26:19-20; Иез. 37:12-13.
18-19. Уже пр. Иезекииль (47:12), рисуя ожидающие Израиля блага, упоминает о потоке и деревьях, на которых каждый месяц будут созревать новые плоды. Апокалипсис Иоанна (22:2) прилагает это описание к древу жизни, растущему посреди рая. Автор исследуемой книги говорит о 12 деревьях и 12 источниках, имея в виду символически представить высокое значение для церкви 12 Апостолов, насыщающих всех христиан духовной пищей. Новый Сион защищен со всех сторон горами, утопающими в аромате роз и пышности лилий. По свидетельству древней пророческой книги Ездры (5:24) из всех цветов во вселенной Бог избрал в удел Себе лилию (срав. Мф. 6:28).
20-23. Перечень нравственных правил взят частью у пр. Исаии (1:17; срав. Пс. 81:3-4), но главным образом у ев. Матфея (25:35-39).
24. Срав. Евр. 3:11 (Пс. 94:7-11); 4:3, 10, 11.
27. Здесь изображается отношение христианской церкви к гонениям, ожидаемым в ближайшем будущем. Очевидно, книга написана в такое время, когда церковь пользовалась сравнительным покоем. Это и было в начале царствования Септимия Севера до издания эдикта 202 года. Венцы мученические не только не внушали христианам страха, но влекли их к себе. Самые жестокие преследования бессильны были нарушить светлый взгляд христиан на жизнь.
28. Христианство возбуждало зависть у язычников, так как оно одно давало истинный покой (ст. 24) и удовлетворяло все запросы человеческого духа.
29. Понятие геены в смысле места вечных мучений не встречается в Ветхом Завете и очевидно взято из Евангелия (Срав. Мф. 5:29, 30; 18:9 и мн. др.)
31. Наиболее ярким выражением крепких уз любви, не прерывавшихся даже со смертью, в эпоху гонений на христианство было совершение евхаристии на гробах мучеников.
32. Призыв к твердости, вполне понятный во время гонений.
33. У горы Хорива получил повеление от Господа идти к Израилю Моисей (Исх. 3:1), услышавший голос из тернового куста. На том же месте удостоен был откровения и Ездра. Происхождение этой подробности объясняется стремлением автора провести параллель между Ездрою, воссоздавшим погибшие священные книги, и Моисеем, законодателем еврейского народа. Послепленное иудейство признавало значение обоих для народа Божия совершенно тождественным. В древней пророческой книге Ездры точно также имеет место откровение из куста, близко напоминающее в начале беседу Бога с Моисеем у Хорива (14:1-6).
34. Название Сына Божия Пастырем взято из притчи Спасителя (Ин. 10,11).
36-37. Здесь раскрыт взгляд на отношение дела Мессии к Божественным планам. Спаситель, призвавший людей в царство небесное, исполнил волю Божию. Понятия «Спасителя» (Лк. 2:11; Ин. 4:14, 42) и «царствия небесного» (Мф. 5:19; 8:11; 18:1, 4) автор почерпнул из Евангелий.
38-42. Ездра созерцает на горе Сион (ст. 42) прославление исповедавших имя Божие, т. е. мучеников. Автор рисует свою картину красками Апокалипсиса. Бесчисленный сонм мучеников знаменован или запечатлен (Апокалипс. 7:4, 5) Богом. По Апокалипсису (14:1) это знамение состоит в том, что у них на челе написано имя Отца. Они будут участниками вечери Господней (Апокалипс. 19:9, 17). Они будут облечены в белые одежды. Белые одежды – символ мученичества. Такое объяснение дает Апокалипсис (7:13, 14). «Это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца».
43-47. Величественный юноша возлагает венцы (срав. Апокалипс. 4:4, 10) на главу каждого из исповедников и раздает им пальмовые ветви в знак победы их над плотью. С пальмовыми ветвями предстоит пред престолом бесчисленное множество людей по свидетельству Апокалипсиса (7:9).
48. Первая и вторая главы представляют вполне законченное целое. Главная задача их утешить и внушить твердость христианам в предстоящих кровавых испытаниях. Изобразив блага, дарованные церкви вследствие отвержения Израиля, автор и заканчивает свою книгу яркою картиной торжества христианских мучеников в царстве небесном.