НазадОглавлениеВперед

ГЛАВА 4

Высылка Иудеев в Александрию, заточение их в тюрьмы и перепись (1-16).

3. «Какая область…» τίς νομός... Νομός – нарицательное имя для обозначения округов или уездов, на которые делился Египет.

5-8. Упомянув о бедствии, постигшем Иудеев, в общих чертах, писатель дает описание отдельных случаев того, как производилась отсылка Иудеев на казнь в Александрию.

6. «Посыпали пеплом…волосы…» - в знак величайшей скорби и траура. – «До ввержения в корабль…» Иудеи каждой области ведены были, по-видимому, до ближайшей пристани на р. Ниле, где они и забирались на особые транспорты, спускавшиеся от верховьев к устьям Нила.

7. Упоминание о венках супругов – срав. Ис. 61:10. Это были или в собственном смысле венцы, или особые головные украшения, их напоминавшие. – «Остальные дни брака…» Брачное торжество продолжалось обыкновенно 7 дней (Суд. 14:12, 15; Тов. 11:18). – «Под ногами у себя (т. е. в непосредственной близости, пространственной или временной) видели открытый ад…», т. е. неминуемую гибель = соответствует нашему: смерть за плечами, или – на пороге смерти.

9. «Место, называемое Схедия…» упоминается и у Страбона (XVII, p. 800) – в 120 стадиях от Александрии, вероятно, речная гавань или пристань судов, прибывавших в город по р. Нилу. – Конское ристалище – гипподром Александрийский лежал – по Страбону XVII, p. 795 – пред восточными вратами города. – «Чтобы они ни с войском не имели сообщения…» Здесь видно опасение царя, как бы богатые из Иудейских пленников не склонили войско к освобождению их путем посулов хорошего выкупа.

10. Из данного стиха обнаруживается, что местные Александрийские Иудеи как будто пользовались еще свободою, и лишены ее были лишь провинциальные Иудеи, навещать которых стали их Александрийские сородичи. Это, однако, плохо согласуется с 3:1, где говорится, что царь прежде всего обрушился именно на Александрийских Иудеев, и потом уже на остальных, «обитавших в целой стране».

11-14. Стихи передают или неясно свою мысль, или самая эта мысль является трудно допустимою и объяснимою. По крайней мере, остается совершенно открытым и невыясненным вопрос: говорит ли писатель о переписи всех Иудеев, или только Александрийских, или тех лишь, что были на гипподроме? В том и другом и третьем случаях выступают сильные противоречия и затруднения, в которых трудно разобраться, за неясностью речи писателя. – Филон насчитывает всего Иудеев в Египте до 1000000 (adv. Flacc. § 6). Это заставляет сильно усомниться во многих показаниях писателя нашей книги. Если действительно все Иудеи со всех областей Египта были собраны в Александрии, то непонятно, как они могли быть заключены на гиппподроме в количестве целого миллиона? Как могли они быть растоптаны ногами 500 слонов? Как могли быть прокормлены и впоследствии щедро снабжены от царя всем, что потребно было каждому до прибытия в свой дом (7:16)? Как могли праздновать довольствуемые всем от царя, до четырнадцатого дня (6:36)? Все эти трудности заставляют предполагать у писателя целый ряд преувеличений, несогласных с истиною и допущенных им для большего прославления Иудейского имени.

 

НазадОглавлениеВперед