НазадОглавлениеВперед

ГЛАВА 2

Молитва первосвященника Симона (1-15). Поражение царя, возвращение в Египет и преследование тамошних Иудеев (16-24).

1. Симон, упоминаемый здесь, по времени должен быть Симон II, сын Онии II, тождественный с упоминаемым у Сираха (50:1). – Праведный, пользовавшийся величайшим уважением народа за свою высокую жизнь (219-199 г. до Р. Х.).

2. «Святый во святых» - описательное выражение высшей святости, превосходящей всякую святость – ангельскую и возможную человеческую.

4. «Исполины…» (Быт. 6:4) – часто приводятся как образцы грубой силы и надменности.

5. «Поставил их в пример (παράδειγμα) потомкам…», т. е. не в исторических только преданиях, но и в памятниках или следах их наказания, в данном случае – намек на известные свойства и особенности Мертвого моря.

8. «Беспредельную и неизмеримую землю…» гиперболическое обозначение громадности земли в сопоставлении с мелким пространством, которое занимал Иерусалим – место избрания Иеговы.

9. Мысль этого стиха заимствована из 3 Цар. 8:33 и д., где она излагается не как Божественное обетование, а как молитва Соломона к Богу. Наименование этой мысли обетованием Божиим справедливо в силу обещания Божия сделать все по молитве царя (3 Цар. 9:3).

13. «Небо небес…» ουρανός του̃ ουρανου̃..., слав.: «небо небесе…» гебраизм ………. – для обозначения во-первых высших пределов надземного пространства, во-вторых для обозначения сверх-земного жилища Божия (срав. Втор. 10:14; 3 Цар. 8:27; 2 Пар. 2:6; 4:18; Пс. 148:4; Сир. 16:18).

14. «Не отмщай нам за нечистоту их…» греч. μή καταδικάσης ημα̃ς εν τη̃ τούτων ακαθαρσία..., точнее слав.: «да не отмстиши нам нечистотою сих…», т. е. не накажи нас (за наши грехи) допущением нечистоте языческой осквернить святое место Твое!... Подобным образом и дальнейшее «не накажи нас за осквернение…», μηδέ ευθύνης ημα̃ς εν βεβηλώσει..., правильнее по славянски: «ниже да накажеши нас скверною сих..», т. е. не накажи нас допущением осквернения языческого!... Таким образом, Иудеи боятся здесь не наказания за нечистоту и осквернение языческое, как бы уже совершившиеся, а этой самой нечистоты и осквернения, как наказания Божия, готового их постигнуть за их грехи. Русский перевод передает мысль совершенно неправильно. – «Дом святыни…» οι̃κος αγιασμου̃ – вместо οι̃κος άγιος.

16. «Над всеми Святый во святых…» πρό πάντων άγιος εν αγίοις... слав.: «прежде всех святый во святых…» усиленное выражение для обозначения всепревосходящей святости Божией.

19. «Произносил там проклятие на Иудеев…» δυσφημίας εν τοι̃ς τόποις συνίστασθεν... слав.: «хуления на местех состави…», т. е. произнес хулы на тех местах – именно, на Иерусалиме и Иудеях.

20. «Кто не приносит жертв, тому не входить в свои священные места…», темный перевод греческого: μηδένα τω̃ν μή θυόντων εις τά ιερά αυτω̃ν εισιεναι..., слав.: «ни единому от нежрущих во святая их входити…» При очень общем характере надписи, ясно, однако, говорят одни из толковников, что эта надпись специально касалась Иудеев, так как они одни в Египте не приносили жертв в своих синагогах; следовательно, распоряжение царя равносильно было приказу о закрытии всех Иудейских синагог в стране и запрещению им открытого Богослужения. По другому толкованию, царь поставил свою статую, и надпись под нею имела тот смысл, что «кто ему не приносит жертв, тому нельзя входить в храм Бога», т. е. или вообще в свои молитвенные дома, или во дворец царя, что означает лишение всякой помощи, защиты и правосудия царского. Поливий (у Страбона XVII:797) различает 3 класса в населении Александрии: 1) Македоняне, как основатели города, пользовавшиеся преимущественными правами. В близких к ним, почти в равных правах состояли Иудеи, как пленные, так и добровольно поселившиеся, со времени Александра Великого и Птоломея I; 2) «многочисленное и независимое» наемное войско; 3) природные Египтяне. По-видимому, Иудеи занимали среднее положение между первыми (Александрийскими гражданами) и последними (вообще египетским народом). Теперь, указом царя они решительно причислялись к последним.

21. Дионис считался фамильным богом Птоломеев, и Филопатор был особенно предан его культу.

 

НазадОглавлениеВперед