НазадОглавлениеВперед

ГЛАВА 15

Попытка Никанора – напасть на Иуду в день субботний (1-5). Воодушевление Иудеев Иудою (6-16). Мужественное выступление Иудеев на бой и победа. Гибель Никанора. Установление праздника (17-37). Заключение книги (38-39).

1. «В стране Самарийской…» εν τοι̃ς Σαμάριαν τόποις... в местах по Самарии, т. е. на границе Самарийской, между Вефороном и Гофною (1 Мак. 7:39 и д.).

2. «Дню, освященному Всевидящим…» τη̃ προτετιμημένη υπό του̃ πάντα εφορω̃ντος μεθ’αγιότητος ημέρα..., слав. точнее: «предпочтенному от Всевидящаго со святынею дневи…», т. е. дню, почтение которого освящено примером и заповедью Самого Всевидящего Господа (срав. Быт. 2:3; Исх. 20:8-11 и д.).

3. Вопрос: «неужели есть Владыка на небе, повелевший…» выражает не отрицание существования Бога, но лишь отрицание означенного повеления, - отрицание того, что будто бы «среди богов» нашелся такой, который бы издал это повеление.

4. «Живый Господь» - ο Κυριος ζω̃νживый – в противоположность мертвым богам языческим.

5. Что помешало замыслу Никанора – напасть на Иудеев в субботу, - неизвестно.

10. Примеры вероломства и клятвопреступления язычников – 1 Мак. 16:17; 1 Мак. 6:62; 2 Мак. 3:1, 5; 4:1 и д.

16. «Святый меч…» как вручаемый ему от Бога на посечение зла и нечестия, покушавшегося на Его святыню.

17. «Город и святыня и храм…» τήν πόλιν καί τά άγια καί τό ιερόν... слав.: «град, и святая, и святилище… Τά άγια рядом и именно пред ιερόν – показывает, что здесь оно (τά άγια) употреблено в широком смысле слова – священное устройство, священные установления народа.

18. «Преимущественное опасение было за святый храм…» - в виду угроз Никанора – 14:33.

21. «Свирепость зверей…», т. е. слонов.

33. «Руку же безумца…», τά δ’επίχειρα τη̃ς ανοίας... слав. точнее: «и сия в возмездие безумия… повеси». Единственное число τό επίχειρον очень редко (Иер. 48:25) употребляется в значении плечо (=евр. …..); во множественном же τά επίχειρα означает – то, что кому приходит «на-руку», суждено, заслужено – возмездие дела, и если дела злого, то – наказание. Следовательно, в данном месте – повесить τά δ’επίχειρα τη̃ς ανοίας – значит повесить знак наказания безумца, т. е. отсеченную его руку.

35. «На крепости…» Здесь, как и в 21 ст. разумеется не крепость Сионская, которая была очищена от язычников позднее, при преемниках Иуды, но, вероятно, укрепления самого Иерусалима и храма, в противовес укреплениям Сионским.

36. Об установлении праздника в 13-ый день Адара – см. 1 Мак. 7:49. – «За день до дня Мардохеева…», т. е. накануне праздника Пурим (Есф. 9:31 и д.). – «На Сирском языке» - τη̃ Συριακη̃ φωνη̃, т. е. на арамейском наречии, которое тогда входило во всеобщее употребление среди Иудеев Палестины.

 

НазадОглавлениеВперед