НазадОглавлениеВперед

ГЛАВА 9

Постыдная смерть Антиоха Епифана (1-29).

Предлагаемое в данной главе повествование о конце жизни Антиоха Епифана значительно разнится от повествования о том же 1 Мак. 6:1-16, - не только в мотивировке отдельных обстоятельств дела, но и в некоторых других подробностях исторического характера, достоверность которых не может быть доказана.

1. «Из пределов Персии…» έκ τω̃ν κατά τήν Περσίδα τόπων, т. е. из мест, расположенных по Персии. О походе царя в Персию – см. 1 Мак. 3:31.

2. Персеполис – главный город Персидской провинции, севернее Акракса в плодоносной долине, древняя Pârçakarta, т. е. город Персов, при Сасанидах носил такое имя Istakhar. Александром был разграблен, но не разрушен, а только сильно поврежден огнем, и – по Diodor. Sic. XIX:22 – оставался еще столетие значительным городом до тех пор, пока не обратился в развалины. В этом городе мог находиться тот храм Нанеи, отечественного божества Персов, который Антиох пытался ограбить; хотя по 1 Мак. 6:1 и App. Syr. г. LXVI это был Елимаидский храм, храм одного из городов Елимаиды. Наименование Персеполиса могло быть усвоено этому городу народными ненадежными сказаниями (см. к 1 Мак. 6:1).

3. «Екбатаны…» - Екбатана – главный город Мидии – настолько удален к северу, что возвращение от Персеполиса или из провинций персидских в Вавилон чрез Екбатану является весьма невероятным. Ближайший путь шел через Сузы, между тем как Екбатана лежала на 40 миль севернее Сузы. К этому надлежит припомнить, что и по Поливию – Антиох умер в Tabae Паретаценской (см. к 1 Мак. 6:16); а этот город лежал именно на большой военной дороге из Персеполиса в Екбатану, отстоя от Екбатаны почти на 70 миль, и только на 30 от Персеполиса. Очевидно, упоминание Екбатаны здесь неисторично. – «О том, что случилось с Никанором и Тимофеем…» τά κατά Νικάνορα καί τούς περί Τιμόθεον γεγονότα, точнее – содеянное с Никанором, и войсками Тимофея (τούς περί Τιμόθειν). – О сем см. 8:23 и д. 30 и д.

8. «Повелевать волнам моря…, на весах взвесит высоты гор…, - выражения для обозначения беспредельного всемогущества силы Божией (срав. Иов. 33:11; Пс. 64:7-8; 88:10; Ис. 51:15). Выражение данного места близко воспроизводит особенно – Ис. 40:12. – Подобное же выражение 10 ст. – «касаться звезд небесных…» срав. Ис 14:13 и д.

9-10. Описываемая здесь болезнь Антиоха не исключительна в истории. По книге Деяний 12:23 – от подобной же болезни умер Ирод Агриппа I; по Флавию – Ирод Великий (Археол. XVII:6, 5). Геродот также упоминает (4:205) об одной африканской царице, изъеденной червями (ζω̃σα ευλέων εξέζεσε). Современной медицине известна подобная болезнь под названием helminthiasis; она действительно сопровождается не только внутренними коликами, (5 ст.) но и наружными нарывами и ранами от червей, которые проедают кишечный канал (ulcera verminosa), при чем отделяется невыносимое зловоние.

12. «Смертному не должно думать высокомерно быть равным Богу…» - μή θνητόν όντα ισόθεα φρονει̃ν υπερηφάνως... слав. точнее: «смертну сущу равная Богови не мудрствовати горде…», буквально – не думать равное Богу (как в 8 и 10 ст.).

15. «Сделаю всех равными Афинянам…», т. е. дам им право свободного народного управления.

23. «Отец мой. когда воевал в верхних странах…». – здесь разумеется попытка Антиоха Великого к разграблению Елимаидского храма, - стоившая ему жизни. О том, что Антиох Великий назначал себе преемника, при отправлении на войну в верхние страны, нигде в истории не упоминается; быть может, это было и излишне, в виду того, что преемничество это (Селевк Филопатор) и не могло вызывать никакого сомнения.

24. «Если последует что-нибудь неожиданное…» Кроме смерти царя, здесь разумеются и другие случайности, как напр. взятие в плен и т. под.

25. К назначению себе законного и определенного преемника побуждает Антиоха и то обстоятельство, что, в ожидании благоприятного момента, соседние властители уже приготовились поживиться владениями Антиоха. Таким благоприятным моментом являлась не только смерть царя, но и первая его неудача. На один из этих исходов во всяком случае могли рассчитывать соседи Антиоха.

28. «В горах…»  именно при Tabae, в провинции Паретаценской, которая – по Страбону 16:512 – очень гориста и кишит дикими разбойническими шайками.

29. О Филиппе, которому Антиох, будучи на смертном одре, поручил правление делами царства и воспитание своего сына для царствования – см. к 1 Мак. 6:14. – «К Птоломею Филопатору…» Греч. и слав. тексты имеют здесь не Филопатору, а Филомитору. По 1 Мак. 6:55 – Филипп с войсками Антиоха возвратился сначала домой, надеясь захватить власть в свои руки, и овладел уже Антиохией, когда Лисий, признавший царем сына Антиохова (ст. 17), прибыл также к столице. Здесь между противниками произошло сражение, при чем перевес одержал Лисий (63 ст.), который «силою взял город». Куда девался Филипп, совершенно не упоминается. Лишь Флавий (Археол. XII:9, 7) – к этому добавляет, что Филипп взят в плен и умерщвлен Лисием. Откуда взял эту подробность Флавий, мы не знаем. По-видимому, он сообщает это по простой догадке – на основании того, что о Филиппе далее не упоминается. Если так, то вполне правдоподобно допустить и то, что Филипп ушел от Лисия и – согласно с 2 Мак. 9:29, - удалился к Птоломею Филометору в Египет». Это представление дела не создает никакого противоречия и затруднения со стороны 2 Мак. 9:29, потому что здесь не видно, что бы сразу после похорон Антиоха Филипп удалился в Египет. Он мог, следовательно, сделать это после возвращения домой, потерпев неудачу в состязании с Лисием. Менее вероятий представляет другое предположение, что Филипп, оставив на месте восточную армию, сразу отправился в Египет выхлопотать помощь Птоломея Филометора против Лисия и потом снова вернулся в Персию, и отсюда уже – во главе с соединенными силами – двинулся на Антиохию, овладел ею, но был побежден Лисием, взят в плен и казнен.

 

НазадОглавлениеВперед