НазадОглавлениеВперед

ГЛАВА 8

Выступление Иуды на спасение своего народа (1-7). Блестящая победа над Никанором (8-29). Победа над Сирийскими военачальниками Тимофеем и Вакхидом; празднование победы в Иерусалиме; постыдное бегство Никанора в Антиохию (30-36).

3. «Близкий к тому, чтобы сравняться с землею…» μέλλουσα ισόπεδον γίνεσθαι..., слав. точнее: «имеющъ равно с землею бытии…»

5. «Сделался непобедим для язычников, когда гнев Господа преложился на милость…» Здесь, таким образом, успех Иуды приписывается не столько мужеству его и его воинов, сколько преложению Богом Своего гнева на милость: молитва последнего из братьев мучеников (7:38) начала свое исполнение.

6. Нападая на города и селения…» - на те именно, которые были населены язычниками, или изменниками – Иуденями.

8. Рассказ о победе Иуды над Никанором представляет несколько сокращенное изложение событий 1 Мак. 3:38; 4:25. Как здесь, так и там, с Сирийской стороны вождями борьбы выступают Птоломей, Никанор и Горгий (ст. 8 и д.; срав. 1 Мак. 3:38) и имеются также купцы для скупания пленников (11,25 и 34 ст. срав. 1 Мак. 3:41). Разница между обоими повествованиями усматривается в уделении большего внимания судьбе главного вождя борьбы – Никанора, на поражении которого особенно обнаружилось и мужество Иуды и заступничество свыше, или преложение гнева Божия на милость к Иудейскому народу. – О Филиппе – см. 5:22. – О Птоломее – 4:45 и 1 Мак. 3:38. – О Никаноре и Гоие – Мак. 3:38.

9. «Не менее 20000 человек…», - по 1 Мак. 3:39 было более, чем вдвое – 40000 пехоты и 7000 всадников. – В представлении дела относительно руководителей и организации борьбы 1 и 2 Мак. книги представляют некоторую разницу, впрочем, несущественную и легко объяснимую. По 1 Мак. 3:38 – поход в Иудею снарядил правитель царства Лисий, исполняя именно нарочитое повеление царя, отправившегося в восточные провинции своего царства. Этот то Лисий и послал Птоломея с Никанором и Горгием в Иудею с войском; таким образом, Птоломей представляется здесь просто исполняющим поручение Лисия, при чем, он, в свою очередь, поручил ее двум другим вождям – Никанору и Горгию. Это, конечно, не исключает и того, что предварительно сам Птоломей, по заявлению Филиппа (2 Мак. 8:8), доносил о положении дел Лисию, и этот сделал дальнейшие распоряжения на счет объявления и ведения войны Птоломеем и его полководцами, исполняя в то же время отданное приказание царя.

10-11. «Девяносто пленников за один талант…», т. е. около 10-15 рублей за человека. Принимая во внимание, что «победителю» хотелось выручить до 2000 талантов, находим, что он рассчитывал продать по крайней мере до 180000 пленников, очевидно – вообще из Иудеев, сверх участвовавших в сражении.

15. «Ради… наречения на них святого и славного Имени Его…» - т. е. ради объявления их собственностью и уделом Божиим, в силу чего и пленение их было бы пленением собственности и удела Божия.

16. «Шесть тысяч мужей…», по 1 Мак. 4:6, только 3000.

20. «Против Галатов…» с усилением греч.: πρός αυτούς Γαλάταςпротив самих Галатов, или: даже против Галатов, отличавшихся особенною воинственностью и мужеством (Иустин. Ист. XXV, 2, 10). – О Галатах – см. к 1 Мак. 8:2. – «Македоняне» - οι Μφκεδόνες – здесь Сиро-Македонцы, Селевкидские Сирийцы (срав. Страб. 16:744; Птол 10:7; Иос. Археол. XII:5, 4 и др.). – Упоминание, что это сражение было «в Вавилоне», εν τη̃ Βαβυλωνία, указывает, вероятно, на сражение Антиоха Великого с мятежным наместником Молоном Мидийским, так как в это именно время на обеих сражавшихся сторонах участвовали Галатийские солдаты. Число Галатов – 120000 – по-видимому, сильно преувеличено, попав в наш текст или из народных преувеличенных сказаний, или по описке переписчика.

22. «Иосифа» - здесь и в 10:19 – надо принимать за Иоанна (1 Мак. 2:2; 9:36, 38). Четвертый из братьев – Елеазар – упоминается далее (23 ст.), при особом полномочии, без командования отрядом. Он должен был делать при сражении все, что в законе предписывалось священникам (Втор. 20:2 и д.; Чис. 10:8 и д.; 2 Пар. 13:12).

23. Иуда командовал «передовым отрядом (πρώτη σπει̃ρα, т. е. первым из 4-х, вероятно, и лучшим из них, который мог быть действительно передовым. – «Обнадежив Божиею помощью…», δούς σύνθημα θεου̃ βοήθεια, слав. точнее: «дав знамение помощи Божия…» Σύνθημα у классиков техническое выражение для воинственного пароля. В данном случае паролем давалось выражение «Божия помощь!» (срав. 13:15). Точный смысл данного места, следовательно, таков: «дав условный знак «Божия помощь!», которым Иудеи в общей свалке лучше могли отличать своих и поддерживать общее воодушевление, Иуда и начал сражение.

25. «Будучи остановлены временем…» - η ώρα – время солнечного захода накануне праздника Субботы.

26. «Не продолжали гнаться за ними…» ουκ εμακροθύμησαν κατατρέχοντες αυτούς..., слав. точнее: «не продолжиши гоняще их…»

27. «В тот день…» εις τήν ημέραν ταύτην, слав. «в день сей», в который они праздновали впервые мирно и безопасно.

29. «Совершенно примириться…» εις τέλος καταλλαγη̃ναι..., слав.: «в конец примиритися…» Началом возвращения милосердия Божия была описанная победа Иуды. Совершенным примирением здесь представляется совершенное освобождение от Сирийского ига (срав. 7:38 и 8:5).

30. «Тимофей и Вакхид» вставляются здесь сразу как-то определенно, точно они уже были упомянуты и известны читателям. На этом основании думают, что в труде Иасона они действительно были упомянуты в качестве помощников Никанора – одновременно с ним. Возвращение рассказа опять к этому Никанору в 34 ст. и особенно – 9:3 – упоминание Тимофея рядом с Никанором еще более делает правдоподобным это предположение (срав. 10:24). Этот Тимофей мог быть также тем, который (в 1 Мак. V г.) выступал, как вождь Аммонитских и Галаадских язычников, против Иуды и был разбит им (срав. 1 Мак. 5:5, 8, 28 и д.; 36, 46 и д. 65 ст.). Вакхид не совсем удобно отождествляется с 1 Мак. 7:8 и д. Впрочем, он мог мыслиться в неудаче Никанора (срав. 1 Мак. 7:8 и 26 ст. и д.), а, может быть, действительно с Тимофеем и Никанором принимал участие в походе на Иуду.

32. «Вождя войск Тимофеевых…» τόν δέ φυλάρχην τω̃ν περί Τιμόθεον..., слав.: «И Филарха Тимофеева…» Здесь Филарх – по мнению некоторых – не нарицательное имя («начальник войск»), а собственное имя одного из приближенных (οι περί Τ...) Тимофея.

33. «Торжествуя победу в отечестве…», εν τη̃ πατρίδι, т. е. в отечественном городе, как Мф. 13:54, и именно – в Иерусалиме. – О сожжении священных ворот упоминает и 1 Мак. 4:38. – О купцах для покупки Иудеев см. выше – ст.11.

35. «Сбросив пышную одежду…», потому что она могла выдать его знатность и повредить ему в бегстве. – «Под видом беглого раба…», δραπέτου τρόπον έρημον εαυτόν ποιήας..., слав. точнее: «беглеца образом уединен себе сотворь…», т. е. держась уединенно от всех – беглецом. «Через внутренние земли…», διά τη̃ς μεσογείου, т. е. подразумевается οδου̃внутреннею дорогою, попрямее и поскорее (слав.: «чрез средиземное, т. е. море» - едва ли верно).

 

НазадОглавлениеВперед