НазадОглавлениеВперед

ГЛАВА 7

Мученическая кончина 7 братьев с их матерью (1-42).

2. «Приняв на себя ответ, сказал:…» Здесь, таким образом, представляется, что царь, бичеванием мучеников, как бы задавал им вопрос: насколько велика их решимость постоять за отеческие законы?

6. «И над рабами Своими умилосердится…» - Втор. 32:36 (срав. Псал.: «и о рабех своих умолится»). Над лишаемыми временной жизни, это милосердие Божие должно выразиться тем, что Бог, Который умерщвляет и живит, поражает и исцеляет (Втор. 32:39), - оживит и этих невинных страдальцев, для новой и нескончаемой жизни. Эта вера утверждалась особенно на Дан. 12:1, 2,13; Ис. 26:19; Иез. 37:1-6.

7. «Спрашивали, будет ли он есть?...», т. е. свиное, запрещенное законом, мясо (срав. ст. 1).

14. «Для тебя же не будет воскресения в жизнь…» По-видимому, здесь, таким образом, воскресение ограничивается лишь праведниками, грешники же и язычники отсюда исключаются. Этим объясняется то, что умирающие мученики угрожают мучителю лишь наказаниями в жизни временной (ст. 17, 19, 31, 34 и д.). – Осуществление этих угроз на Антиохе показывается в IX главе, на детях его – 1 Мак. 7:4.

18. «Мы терпим это за себя…» - Мы, т. е. не: я и мои братья, а: мы – Иудеи, как народ. – «За себя» - ближе определяется чрез дальнейшее – «согрешивши пред Богом нашим…» греч. αμαρτάνοντες εις τόν εαυτω̃ν θεόν, слав.: «согрешающе к Богу нашему…» Причастие настоящее – αμαρτάνοντεςсогрешая – обозначает здесь вообще греховность человеческую, как нечто в нем постоянное, непрерывно продолжающееся.

27. «Три года питала тебя молоком…» такое продолжительное кормление грудных младенцев, по-видимому, не было редкостью как у древнейших, так и у современных женщин востока (срав. Быт. 21:8 и Исх. 2:9 и д.).

28. «Из ничего…» εξ ουκ όντων. Некоторые рукописи имеют здесь также ουκ εξ όντων, что еще сильнее оттеняет мысль о творении из ничего (creation ex nihilo), в отличие от учения о творении мира из первобытной (готовой) материи – άμορφος ύλη (Филоновское – τά μή όντα).

29. «По милости (Божией)…» εν τω̃ ελέει... слав.: «в милости…», т. е. «в дни милосердия Божия», когда Господь нас Своею милостью – намек на Мессианское время, и на воскресение мертвых (Дан. 12:2, 13).

39. «Негодуя на посмеяние…» πικρω̃ς φέρων επί τω̃ μυτηρισμω̃..., слав. точнее: «горце терпящъ посмеяние…» Вся мысль лучше должна быть передана так: «царь поступил с ним еще жесточе, нежели с прочими, горчайшее неся посмеяние…» Таким «посмеянием» для царя особенно казалось пожелание мученика, чтобы и он, царь, исповедал всемогущего Бога, действительное исполнение чего показывается в 9:12-17.

 

НазадОглавлениеВперед