НазадОглавлениеВперед

ГЛАВА 6

Попытка старого Афинянина искоренить Иудейство в Иерусалиме (1-7). Преследование Иудеев в соседних еллинистических городах (8-11). Размышление о Божественных целях столь тяжкого испытания (12-17). Мученическая смерть старца Елеазара (18-31).

1. «Спустя немного времени…», т. е после отправки Аполлония с его войском (5:34 и д.).

2. «Осквернить храм…» это было достигнуто – переименованием его в храм Юпитера Олимпийского, что исключало возможность в нем истинного Богослужения и внесло в него весь гнус языческого безбожия и нечестия (ст. 4 и 5). В качестве исполнителя (επίσκοπος) намерений царя – обезбожить Иудею посылается Афинянин,  очевидно, по происхождению, состоявший на службе у царя. – «Наименовать храмом Юпитера Олимпийского…», т. е. посвятить этому божеству. Гаризинский храм переименовывался в храм Юпитера странноприимного. Юпитер Олимпийский – Ζεύς Ολύμπιος – считается повелителем небес и других божеств. Юпитер странноприимный – Ζεύς Ξένιος – покровитель гостеприимства и странников. Замечание Флавия, что Самарянский храм был посвящен Зевсу Греческому (Ζεύς Ελλήνιος) – должно быть названо ошибочным (Арх. XII:5, 5).

5. Здесь разумеется принесение на жертвеннике нечистых по закону животных, о коих упоминает яснее 1 Мак. 1:47.

7. «В день рождения царя…» γενέθλιος ημέρα – dies natalis – празднование этого дня – один из самых древних обычаев, упоминается уже у Египтян (Быт. 40:20), у Персов (в соч. Платона и Геродота); в Евангелии сохранилось упоминание о праздновании этого дня Иродом Антипою (Мф. 14: 6). – «Каждый месяц в день рождения царя…». Здесь разумеется или то, что празднование совершалось в каждый месяц, в который приходился день рождения царя, то есть один раз в год, или то, что этот день (приходившийся, по-видимому, на 25-е число месяца Хаслева, 1 Мак. 1:59) праздновался в каждом месяце года, всего, следовательно, 12 раз в год. Это могло быть и по особому повелению самого царя, слишком верившего в свою божественность (на монетах именуется θεός), или по особой ревности его приставников, пользовавшихся этим праздником для легчайшего обнаружения и карания ослушников царя.

8. Соседние еллинские города, - вероятно, филистимские и финикийские города, которые были еллинизированы еще со времени Александра Великого и где жило довольно много Иудеев. – «По наущению Птоломея…»- известного врага Иудеев, сына Дорименова (4:45 и д.).

10. Примеры жестокостей, коими сопровождалось приведение в исполнение царского повеления (срав. 1 Мак. 1:60 и д.).

11. О Филиппе – см. 5:22. О гибели многих Иудеев из-за уважения к святости субботнего дня – см. 1 Мак. 2:31 и дал.

12-17. Писатель излагает свой взгляд на нравственно-воспитательное значение переживаемых страданий, - взгляд вполне согласный и с библейским представлением дела (7:33; Прем. 11:11 и д.; 12:22; Срав. Ис. 54:7 и д.).

18. «Елеазар…, уже достигший старости…». По 24 ст. ему был уже 90 лет.

23. Сказал: «немедленно предать смерти!...», греч.: ταχέως λέγων προπέμπειν εις τόν άδην, слав.: «скоро, глаголя, изволяю послан быти во ад…». Свое решение умереть Елеазар объясняет двумя причинами: 1) что недостойно его возраста такое лицемерие, могущее увлечь и юных к малодушию и измене вере (24-25 ст.); 2) что суда Божия невозможно избежать ни в сей жизни, ни тем более – в будущей (26 ст.). Каким образом в будущей? – видно из дальнейшего 7:14, где ясно выражается также вера Иудеев в будущее воскресение: «умирающему от людей вожделенно возлагать надежду на Бога, что Он опять оживит; для тебя же не будет воскресения в жизнь…».

27. «Явлюсь достойным старости», которая, по верованию Иудеев, подавалась в награду за верность закону и благочестие.

 

НазадОглавлениеВперед