НазадОглавлениеВперед

ГЛАВА 14.

Поход Димитрия в Мидию и его пленение там (Antt. XIII, 5,11) (1-3). Благополучие Иудеи под Правлением Симона и его заслуги пред своим народом (4-15). Возобновление дружбы и союза с Римлянами и Спартанцами (16-24). Увековечение заслуг Симона и Маккавейской фамилии Иудейскому народу – на медных досках-памятниках.

1. «В 172 году» э. Сел. = 141 – 140 г. до Р. Хр. Димитрий «отправился в Мидию, чтобы получить помощь себе для войны против Трифона…» Это показание надо понимать не иначе, как так, что Димитрий хотел прежде всего покорить Мидию, чтобы затем из этой покоренной страны собрать вспомогательное войско для борьбы с Трифоном.

2. «Арсак…» Αρσάκης – имя общее всех парфянских царей, по имени основателя Парфянского царства. Здесь – полагают – был Арсак VI-й, собственное имя которого – Митридат (I). Этот царь присоединил к своему царству все селевкидские провинции по ту сторону Евфрата, которые со времен Антиоха III старались сделаться независимыми, и распространил, таким образом, свое царство от Евфрата до Индии. В данном месте он носит титул царя Персидского и Мидийского по двум важнейшим провинциям, употреблявшимся для обозначения всего царства (срав. 6:56). Арсак посылает военачальника захватить Димитрия «живым». Догадываются, что этим Арсак хотел легче осуществить свое намерение – сделаться самому Сирийским царем. Возможно и то, что повеление «захватить живьем» выражало просто презрение к силе противника.

3. Пленение Димитрия, по другим сведениям, состоялось не столь легко. По Иустину (36:1 и 38:9), он имел несколько («много») битв с Парфянами, - наконец, был взят в плен лишь хитростью (под предлогом мирных переговоров и путем засады). Пленником он проведен был на-показ по всем отпавшим от него провинциям, для окончательного посрамления его и его приверженцев, но впоследствии расположение Митридата настолько вернулось к нему, что он был даже удостоен брака с дочерью Митридата Rhodoguna, после чего сделал несколько неудачных попыток к бегству, а по Иос. Antt. VIII, 4 – отпущен на свободу.

4. В выражении «во все дни Симона» надлежит сделать то ограничение, что к концу его правления мир омрачился новой войной с Антиохом Сидетом (15:27 и д.; 16:1 и д.). Далее (5-15 ст.) перечисляются славные деяния и заслуги Симона своему народу.

5-7. Освобождение Иудеи от вражеского ига, и распространение ее пределов. – «Взял Иоппию для пристани…» έλαβε την Ιόππην εις λιμένα. Это выражение намекает на природное неудобство Иоппии быть пристанью, каковое должно было быть устранено лишь искусственно – улучшением ее гавани и защитою со стороны моря. – «Открыл вход островам морским…», т. е. торговым сношениям их жителей с Иудеею, чрез Иоппию.

7. «Он набрал множество пленных…» точнее слав.: «собра (συνήγαγεν) пленение много…» выражение – очевидно – означает не то, что он «взял» во время войны в плен много врагов, а то, что он «освободил» множество пленников Иудейских и «собрал» их снова в своем отечестве. О взятии Газары, Вефсуры и «крепости» (в Иерусалиме) – см. 8:43 и д.; 11:65 и д. – «Не было противящагося ему…» - выражение, означающее собственно не отсутствие противников, но отсутствие лишь успешного сопротивления со стороны их.

8-10. Описание гражданского благосостояния народа. Старцы, сидящие на улицах в мирной беседе… - образ мирного, благословенного состояния земли (Захар. 8:4 и д.). – «О пользах общественных…» περί αγαθω̃ν, точнее слав.: «о благих…» - de salute publica. – Как счастливой старости свойственно и естественно выражать свое счастье мирною беседою на улицах, так самодовольное настроение юношества выражалось в щеголянии воинскими нарядами, которые в то время постоянно могли пригодиться для защиты отечества от возможного нападения со стороны врагов. – «Делал их местами укрепленными…» έταξεν αυτας εν σκεύεσιν οχυρώσεως, точнее слав.: «вчиняше их в сосуды утверждения…», т. е. не только укреплял, но, и снабжением всякими припасами и воинскими снаряжениями, делал их оплотами – способными твердо и несокрушимо выполнять свое назначение, даже в случае самой продолжительной осады.

11-15. Восстановление мира в стране. «Сидение» каждого «под виноградом своим и под смоковницею своею» - образ довольства, мира и вообще благословенного состояния страны, нередко употребляющийся в свящ. Писании, срав. 3 Цар. 4:25; Мих. 4:4; Зах. 3:10. – «Не осталось никого на земле, кто воевал бы против них…» точнее слав.: «и оскуде ратуяй их (ο πολεμω̃ν) на земли…»

16-24. В числе заслуг Симона народу поставляется возобновление им дружбы и союза с Римлянами и Спартанцами. Судя по 16-18 ст., инициатива этого возобновления как будто усвояется самим Римлянам; однако, естественнее думать, что Симон, а не Римляне, посылал послов с этою целью, как представляется дело и при возобновлении дружбы со Спартанцами (21-23). Еще яснее следует это из 24 ст., где прямо говорится, что «Симон послал Нуминия в Рим… заключить с ними союз…», и ответ, привезенный от Римлян Нуминием (срав. 14:24; 15:15-21), не оставляет сомнения в том, что сам Симон начал это дело. – «Написали…» (18 ст.) – тут разумеются не только Римляне, заключавшие союз с Иудою и Ионафаном (гл. VIII и XII), но и Спартанцы, хотя эти возобновляли союз только с Ионафаном (12:6). Это же двойное подлежащее (Римляне и Спартанцы) принадлежит и к выражению – «опечалились…» (16 ст.). Послание Спартанцев (20-23) озаглавливается именем не царя, а «Спартанские начальники и город…» άρχοντες Σπσρτιατω̃ν, т. е. эфоры: после Пелопса, который наследовал своему отцу Ликургу в 211 г. до Р. Хр., Спарта не имела более царей, а по умерщвлении Набиса в 192 г. до Р. Хр. она не имела более тиранов. – Посланные к Спартанцам были те же самые и теперь, что ранее – при Ионафане (12:16). – «В открытые народные книги…» εν τοι̃ς αποδεδειγμένοις του̃ δήμου βιβλίοις... слав.: «во особые людские книги…», т. е. книги, предназначенные для общественного употребления и сведения.

24. «Весом в тысячу мин…» Принимая мину за 1/60 древнегреческого таланта (см. к 11:28), получаем в тысяче мин ценность около 37000 рублей на наши деньги.

27. «На горе Сион…», т. е. точнее – на храмовой горе (см. к 1:33, а также 48 ст. настоящей главы). – « 18-й день Емула (т. е. 6-го месяца церковного года, срав. Неем. 6:15) 172-го года» э. Сел. = 140 г. до Р. Хр.

28. «В Сарамели…» Εν Σαραμέλ (по некоторым текстам ενασαραμέλ, vet. Lat.: in Asaramel) – темное, трудное для толкования имя, вероятно обозначающее место народных собраний в Иерусалиме

29. «Сын сынов Иарива…» ο υιός τω̃ν Ιαρίβ... см. с 2:1.

30. «Ионафан собрал народ свой…» срав. 9:28-31. – «Приложился к народу своему… т. е. умер (см. к 2:69).

31. О намерениях врагов по смерти Ионафана – см. 3:1 и д.; 20 и д.; о выступлении Симона на защиту отечества – 13:10 и д.

33-34. О Вефсуре – см. 11:65 и д.; об Иоппии – 12:33 и д.; о Газаре – 13:43-48.

36. Об изгнании язычников из крепости Иерусалима – 13:49 и д.

38-39. Указание на письмо Димитрия 13:36-39 и д.

40. «Друзьями и союзниками и братьями…» В действительности, Римляне называли Иудеев только φίλοι καί σύμμαχοι, срав. 18 ст. и к 8:20; 15:17.

41. «Начальником и первосвященником на век…» Здесь, таким образом, это достоинство признается и за потомством Симона, как наследственное – на вечные времена (срав. 25 и 49 ст.). – «Доколе восстанет Пророк верный…» έως του̃ αναστη̃ναι προφήτης πιστός... – Пророк верный, т. е. суждения которого будут заслуживать полную веру, так как он будет возвещать Божественное Откровение, в противоположность пророкам, которые говорили от своего измышления. Некоторые разумели здесь и «Мессию», хотя против этого понимания как будто говорит отсутствие ο пред προφήτης. Так или иначе, пророк верный должен был решить, должно ли предоставить Симону и его преемникам наследственное достоинство княжества и первосвященства или нет? – вопрос, тем более обострявшийся в своей существенной важности, что допускалось некоторое новшество - переходом первосвященнического преемства в Асмонейскую фамилию (после бегства Онии, последнего законного первосвященника в Египет), в которой первосвященство неразрывно соединялось с царствованием, что собственно должно было осуществиться (и на веки «по чину Мельхиседекову») в лице обетованного преемника Давидова дома (2 Цар. 7:14 и д.; срав. 1 Мак. 2:57; Пс. 109-й).

 

НазадОглавлениеВперед