НазадОглавлениеВперед

ГЛАВА 13.

Новый вождь и правитель Иудеи – Симон (срав. Antt. XIII:6, 3, 4) (1-11). Борьба с Трифоном (срав. Antt. XIII:6, 5 и д.) (12-24). погребение Ионафана в Модине и увековечение памяти Маккавеев величественным памятником (25-30). Убиение Трифоном Антиоха и захват его короны (31-32). Укрепление Симоном Иудеи, переговоры с Димитрием (33-40). Полная свобода от ига язычников (41-42). Овладение Газою (срав. Antt. XIII: 6, 7) (43-48). Взятие Иерусалимской крепости (49-53).

1. «Разорить»  страну, εκτρίβειν γη̃ν«сокрушить» (слав.), стереть до основания – новыми опустошениями, грабежами, пленениями и избиениями ее обитателей, срав. ст. 20; 14:31.

2. «Народ» - τόν λαόν – в лице его представителей и влиятельнейших мужей.

3. «Дом отца моего» - братья, дети и вообще родственники Маттафии (2:16).

4. Симон считает здесь погибшим и Ионафана, совершенно не надеясь на его освобождение, хотя умерщвление его произошло позднее (срав. к 12:50). – Смерть других братьев описывается: 6:43 и д.; 9:16 и д., 38:42.

11. По 12:33 и д. Симон еще ранее взял Иоппию и оставил в ней Иудейский отряд. Противоречия, однако, здесь нет, так как речь идет здесь собственно об усилении Иоппийского гарнизона, при чем под изгнанными «бывшими в ней», т.е. крепости, разумеются не отряды Димитрия или Трифона, но, верятно, те из обитателей города, относительно которых можно было опасаться, что они сдадут город Трифону (Antt. XIII:6, 3).

13. Об Адиде, см. к 12:38.

15. Ссылка на долг Ионафана – была лишь отговоркой, коварным (ст. 17) оправданием своих жестоких намерений, верно истолкованных ранее (12:40) и хорошо понятных Симоном. Правдоподобность этой ссылки на дом Ионафана представлялась в его обещании Димитрию 300 талантов за освобождение Иудеи от податей (11:28). Однако, Трифон не мог предъявлять подобных притязаний уже потому, что Димитрий был устранен им, и вновь возвденный им Антиох подтвердил права Ионафана без прежних условий и каких-либо денежных обязательств (11:57).

17-18. При всей уверенности, что Трифон коварствует, Симон все - таки посылает ему деньги и заложников, чтобы снять всякую ответственность за брата и чтобы народ видел, что он не ставит выше жизни несчастного пленника ни деньги, ни свое начальствование.

20. Адора» - Άδορα - ……, 2 Пар. 11:9 – нынешняя Dûra, селение в 2½ ч. западнее Хеврона, тогда принадлежала, вероятно, к Идумее. Отсюда Трифон надеялся лучше проникнуть в горы Иудейские и со стороны Хеврона прорваться к Иерусалиму.

21. «Бывшие в крепости…», т. е. Иерусалимской, которая уже начала чувствовать сильный недостаток в припасах, отрезанная стеною от всякого сообщения с городом (12:36). – «Чрез пустыню…» т. е. пустыню Иудейскую, с западной стороны Мертвого моря.

22. В ответ на просьбу голодающих Трифон снарядил для похода «в туже ночь» «всю свою конницу», очевидно, с припасами. Но выпавший в эту ночь «очень большой снег» расстроил это предприятие. Снег выпадает в Иерусалиме и окрестностях довольно часто, особенно в Январе и Феврале, иногда до глубины фута и более. Но почти никогда не лежит долго. В Феврале 1797 года, как редкое исключение, глубокий снег лежал 12-13 дней в Иекусалиме, в 1818 году – 5 дней глубиною в фут.

23. Васкама, вблизи которой погиб Ионафан, греч. Βασκαμά (у Иос. Βασκά) совершенно неизвестна.

27. «Для благовидности…» - τη̃οράσει – слав.: «вознесе его видением…» т. е., чтобы он лучше был виден.

28. «Семь пирамид… отцу и матери и четырем братьям…» - седьмую, следовательно, для Себя, в надежде, что он будет положен там же.

29. «Изваянные корабли…» должны были представлять открытую со взятием Иоппии морскую связь Иудеев с иностранными народами.

30. «Стоит до сего дня…» т. е. до времен писателя нашей книги. Так как Модин лежал близ Лидды (см. к 2:1) и построенный там мавзолей мог быть виден с моря, то полагают, что он лежал или на месте нынешнего селения el Burdsch, где на самой высшей точке горы еще недавно путешественники заметили две пирамидообразные кучи мусора, с коих открывался прекрасный вид на море; - или еще вероятнее – на месте нынешнего el Midjeh (иначе el Mediyeh), в 2¼ часах восточнее Лидды, где до сих пор видны следы могил и гробниц, под названием Kubur el Iahud – могилы Иудеев. С этого места не только открывается свободный вид на море, но и вообще высота его была очень удобна для того, чтобы, не прибегая к чрезмерной высоте пирамид, сделать их ясно видными со стороны моря, отдаленного отсюда всего на 3½ мили, особенно при освящении лучами солнца.

31. Событие умерщвления юного Антиоха Трифоном писатель помещает непосредственно после взятия в плен и умерщвления Ионафана, и до упоминаемого далее 14:1 и д. похода Димитрия в Мидию, где он и погиб. Гораздо правильнее Иосиф Флавий – в согласии с Diod. Sic. (в Mülleri Fragm. hist. gr. II, p. XIX, Nr. 25), Appian. Syr. 68 и Justin. hist. XXXVI:1, 7 – помещает смерть Антиоха после похода Димитрия и его гибели в Мидии. В самом деле Димитрий воцаряется в 167 г. э. Сел. (11:19), и около этого же времени (после роспуска Димитрием войск, 11:38-40 и 54) Трифон делает царем маленького Антиоха, имевшего – по Liv. Epit. LII – всего два года; а так как – по другому свидетельству Liv. Epit. XV – Антиох погиб десятилетним мальчиком, то следовательно – царствовал он восемь лет. Между тем, Димитрий, воцарившийся во всяком случае ранее Антиоха, царствовал, судя по данным книги (срав. 10:67 и 14:1), всего только 7 лет. Очевидно, или на царствование Антиоха надо положить менее 8 лет, или отодвинуть время его смерти далее гибели Димитрия в Мидии – хотя бы на один год.

31-32. «Тифон же с коварством отправился в путь…» επορεύετο δόλω, точнее слав.: «хождаше лестию…», т. е. обходился льстиво, аналогично выражению πορεύεσθαι σφία (Прит. Сол. 28:26) – ходить в мудрости (апостольское: «с премудростию ходите ко внешним… - «венец Азии…», как в 8:6.

36. «Другу царей…» φίλω βασιλέων. – Множественное – βασιλέων – здесь, вероятно, хочет сказать, что Симон должен обладать достоинством «друга» не только при Димитрии, но и при преемниках его в царстве.

37. Симон посылает Димитрию «золотой венец и пальмовую ветвь» (τήν βαΐνην), вероятно, тоже была из чистого золота (срав. 2 Мак. 14:4).

39. «Венечный сбор…», который обещал отменить еще Димитрий I, Сотер (к 10:29).

41-42. «В 170 году» э. Сел. = 143-142 г. до Р. Х. – «Снятие ига язычников»  с Израиля не устраняло верховной зависимости его от Сирийского царя: это видно не только из самого тона царского послания ст. 36-40, но и из дальнейшего хода обстоятельств – 14:38 и д. – Первосвященник, по новому положению дел, был только самостоятельный правитель дел своего народа, под верховенством царя Сирийского, и получил титул «етнарха» (εθνάρχος, 14:47; 15:1 и д.) – Каких-либо документов, с новым счислением времени, установившимся при Симоне, не сохранилось, так как для официальных пометок времени осталась в употреблении Селевкидская эра (14:27). – Не сохранилось и монет – Симоновской чеканки.

43. «На Газу…» επί Γάζαν. Более правильным здесь признается разночтение: επί Γάζαρα – на Газару. За это говорит: во 1-х – то, что при перечислении заслуг Симона (в 14:5 и д.) прямо отмечается приобретение и укрепление Вефсуры, Иоппии и Газары. Эта же Газара называется и еще далее в числе завоеваний Симона, оспаривавшихся у него Антиохом VII, (15:28; 14:1). А между тем, если о завоевании Вефсуры и Иоппии имеются ясные места (11:65 и д.; 12:33 и д.), то завоевание Газары остается полагать лишь в данном месте, читая επί Γάζαρα вместо επί Γάζα. Во 2-х, как видно из 48 ст., Симон, по взятии крепости, построил в ней для себя жилище: с этим, как нельзя более, согласуется то, что его сын Иоанн поселяется в Газаре (53 ст.). В 3-х, сообщение 14:34, что Симон «…укрепил Газару на пределах Азота, в которой прежде обитали враги и поселил там Иудеев…», очевидно – обращает мысль к прежде описанному взятию этого города (13:47 и д.), и сама географическая прибавка к наименованию города не оставляет здесь сомнения в том, что в 13:47 речь идет о завоевании именно не Газы, а Газары. Наконец, вся последующая (спустя 40 лет) война Иудеев с Газою была бы загадкою, если бы эта крепость уже была взята и изменена в составе своего населения. Очевидно отсюда, что вместо Газы здесь правильнее разуметь Газару.

48. «Все нечистое…» греч.: πα̃σαν ακαθαρσίαν, слав. точнее: «всякую нечистоту…», т. е. все предметы идолослужения и языческого нечестия.

50. «Воззвали они к Симону о мире…» εβόησαν... σεξιάς λαβε̃ιν, точнее слав.: «возопиша к Симону десницу прияти…»

51. «В 23 день 2-го месяца 171-го года» э. Сел. = 141 г. до Р.Хр. – «С пальмовыми ветвями…»  как символами мира и торжества (срав. 2 Мак. 10:7; Ин. 12:13). – «Сокрушен великий враг Израиля…» До тех пор, пока крепость столицы Иудейской находилась в руках Сирийцев, Иудеи при всех победах не могли считать надежною свою независимость. С другой стороны, достижение этой независимости и устранение Сирийского гарнизона из Иерусалима было результатом такого ослабления Сирии, что возможно было говорить о «сокрушении» этого важнейшего врага Израилева.

52. Установление ежегодного празднования дня освобождения Иерусалима от язычников (подобно 4:59), по-видимому, не долго оставалось в силе; по крайней мере, в последующее время об этом празднике ничего не упоминается.

53. Этот сын Симона – Иоанн -  последующий первосвященник – князь Иоанн Гиркан.

 

НазадОглавлениеВперед