НазадОглавлениеВперед

ГЛАВА 12.

Посольства Ионафана к Римлянам и Спартанцам (срав. Antt. XIII:5, 8) (1-23). Дальнейшие войны Ионафана и Симона (24-34). Сооружение крепостей в Иудее (35-38). Домогательства Трифона – сделаться царем Азии; гибель Ионафана (39-53).

1. Послами в Рим для заключения союза избраны были, как узнаем из дальнейшего (ст. 16 и 14:22), Нуминий и Антипатр.

2. Из ст. 16-го видно, что те же послы, что были в Риме, заходили и к Спартанцам, для вручения письма Иудеев и для заключения союза.

3-4. Время этого посольства падает, по мнению некоторых, на 169 или 168 г. э. Сел. = 144-143 или 143-142 г. до Р. Хр. – немного спустя после взятия Карфагена и Коринфа.

6. Впервые здесь в нашей книге упоминается собрание «старейшин» народа (η γερουσία του̃ έθνους), вместе с другими представителями (первосвященник и священники) составлявших верховное Иудейское управление («Иудейский сенат»). Во 2 Мак. 4:44; 11:27 (срав. 1:10 и 3 Мак. 1:8, 20) – этот «совет старейшин» упоминается уже при Антиохе IV, и V. Более точных сведений об организации его не имеется.

7. Послание Ионафана Спартанцам начинается напоминанием прежде бывшей переписки между первосвященником Иудейским Ониею и царствовавшим у Спартанцев Дарием (правильная форма Αρεύς). Точный список обращения последнего с заявлениями о братстве прилагается тотчас после изложения нового послания (20 – 23 ст.). – Возникает вопрос о более точном определении времени первой переписки и действующих в ней лиц. Вопрос этот – не столь легкий для разрешения в виду того, что в истории известны 3 Онии и 3 Арея, при чем указываемое, между прочим, Иосифом Флавием преемство этих Оний – после Симона, - совершенно тождественно в 2 случаях, как ясно из следующего: Ония (I), сын Иаддая, Симон (I) Прав., сын Онии I. Елеазар, брат Симона (20 лет), Монассия, дядя. – Ония (II), сын Симона Прав. Симон (II), сын этой Онии и Ония (III), сын Симона II. Если, таким образом, не принимать во внимание брата и дядю между Симоном I и Ониею II, его сыном, то преемство будет совершенно тождественно во обоих случаях: Ония (I), Симон (I), Ония (II); и затем опять: Ония (II), Симон (II), Ония (III), - и везде – отец и сын. Столь же запутывается дело и между 3 Ареями. Доподлинно известны два царя Спарты под данным именем – Арей I, царствовавший – по Диодору XX:29 – с 309-265 г. до Р. Х. и Арей II, царствовавший около 255 г. до. Р. Х. и Арей II, царствовавший около 255 г. до Р. Х., но уже 8-летним мальчиком умерший (Павзаний, III:66). Так как Ония II едва ли был современником Арея II, то – по мнению некоторых толкователей – остается считать таковыми лишь АреяI и Онию I (323-300 г.). Переписка, следовательно, падает на время «диадохов», когда Спартанцы в борьбе с Антигоном и его сыном Димитрием Полиоркетом естественно могли задаваться мыслью подготовить своим противникам затруднение завязкою сношений на востоке. – Ближайшие последствия этой переписки и сношений Спартанцев с Евреями неизвестны. Любопытно, однако, что в последующее время екс-первосвященник Иасон именно в Лакедемоне искал убежища от своих преследователей: это показывает, что мысль о родстве Иудеев и Спартанцев находила себе и фактическое применение. Что касается оснований для этой мысли в библейски родословиях («что они – братья и от рода Авраамова…» 21 ст.), то после напрасных поисков в самой Библии, мы должны искать этих оснований разве лишь в греческих сказаниях о происхождении Спартанцев от Финикиян. А каким образом эта мысль могла придтись по сердцу Евреям, можно объяснить давно известною страстью этого народа считать еврейство источником всякого развития.

9. Каким образом священные книги были «утешением» Израиля и устранением необходимости союза и дружбы? – Воспитанием уверенности, что Бог – их защита и спасение, как показывало неоднократное избавление их от тяжких обстоятельств особыми посланниками Божиими.

11. Молитва хотя и за языческий, но считавшийся родственным народ – вполне могла быть приносимою Иудеями, подобно молитвам за языческих властителей их страны.

16. Посланники Иудейские носят греческие имена, вероятно, для больших удобств при сношениях. Личности их неизвестны: одно кажется вероятным, что Иасон, отец Антипатра, здесь упоминается тот самый, которого Иуда посылал с Евполемом в Рим (8:17).

23. Мысль о желании взаимной поддержки всеми силами и средствами здесь выражена в форме пословицы, не требующей, конечно, буквального понимания.

24. Повествование о новых войнах Ионафана и Симона является продолжением описанных выше (11:74 и ранее 67 ст.) войн их с Сирийскими военачальниками в Галилее, явившихся теперь «с большим войском, нежели прежде…» (11:68).

25. Страна «Амафитская» - где Ионафан встретил врагов, - η Αμαθι̃τις χωρα – есть страна города Hamat - ……., - иначе – Αιμάθ (Чис. 24:8 и др.; 4 Цар. 25:21 и др.), или Ημάθ (2 Цар. 8:9 и др.) и Εμάθ (Нав. 13:5 и др.): - большой горд на Оронте и северном склоне Ливана, доныне существующий под именем Hamah.

30 О реке Елевфер см. к 11:7. Эта река составляла границу между Финикией и Сирией; посему Ионафан и не переходил ее, не желая переносить войну в самую Сирию.

31. Что побуждало Ионафана обратиться на арабское племя «Заведеев»  неизвестно, как неизвестно и самое это племя. – Большую вероятность имеет предположение, что наименование этого племени стоит в связи с именем равнины, деревни и реки Zebdini на восточном отроге Антиливана, прямо по карте в 4 геогр. милях северо-западнее Дамаска.

33-34. Об Аскалоне, см. к 10:86; об Иоппии, к 10:75. Иоппия уже была ранее взята Ионафаном (10:75 и д.), но, вероятно, оставлена была под охраною лишь местного городского отряда, которого могло совершенно достаточно для мирного времени. Теперь же, когда эта крепость проявила тяготение к Димитрию, Симон вновь «овладевает» ею и оставляет более сильный иудейский гарнизон для охраны города.

36. «Не было бы в ней ни купли, ни продажи…» срав. 13:49. – Крепость предполагалось, таким образом, взять измором, что и было достигнуто.

37. «У потока…», т. е. Кедрона – «с восточной стороны…» Вероятно, в этом месте или совсем не уцелело стен, или остатки их были столь слабы, что не выдержали бы тяжести новой кладки. Здесь строители построили Хафенофу, как называлась, по-видимому, часть этих полуобрушившихся стен.

38. «Адида…» - Αδιδά – (точнее ……, Езд. 2:33; Неем. 11:34) – к востоку от Лиды, где ныне el Hadithe, большое селение на восточном берегу при устье Wady – место по своему стратегическому положению весьма важное для защиты Иудеи со стороны Сефелы. Здесь Веспасиан впоследствии устроил для себя окопы, приготовляясь к осаде Иерусалима (Иос. bel. jud. IV, 9, 1).

40. «Вефсан…», т. е. Скифополис, нынешний Beisan, см. к 5:52.

45. Трифон обещает здесь Ионафану, по-видимому, наместничество над всею приморскою страною от Птолемаиды до Иоппии.

49. «На великую равнину…», т. е. Ездрелонскую, см. к 5:52.

50. «Услышавши, что Ионафан схвачен и погиб…» - это было пока преувеличенною вестью, так как гибель Ионафана последовала несколько позднее (13:23).

51. Видя, «что дело идет о жизни…» ότι περί ψυχη̃ς αυτοι̃ς εστι, слав.: «яко о души им есть…»), т. е. как говорят доныне, что они готовы биться «не на живот, а на смерть», преследователи не посмели тревожить отступавших и возвратились назад.

 

НазадОглавлениеВперед