НазадОглавлениеВперед

ГЛАВА 12

Наставления Ангела Рафаила Товиту и Товии.

1-5. Товита предлагает Рафаилу награду за услугу Товии. – 6-10. Ангел наставляет Товита и Товию исповедовать величие и благодеяния Божии, восхваляет молитву и милостыню. – 11-15. Рафаил открывает себя Товиту и Товии, объявляет им свою небесную природу и свое полученное от Бога служение и, в частности, миссию относительно Товита и Сарры. – 16-22. Ангел успокаивает отца и сына, повелевает все случившееся записать в книгу и затем делается невидим.

6. Прославление чудных дел милости Божией к Товиту и его семье, ради ревности о славе Божией и духовно-нравственной пользе ближних, было, по наставлению Ангела, долгом Товита и Товии, и они, по его же наставлению (ст. 20), должны были увековечить чудесные происшествия, имевшие место в их судьбе, в письмени.

7. Смысл изречения, повторяемого и ниже (ст. 11) и бывшего, может быть, пословицею, - образно и в антитезе представить нравоучительную мысль о прославлении чудных дел Божиих.

8-9. Наставления ангела о добродетелях: милостыне, молитве, посте, справедливости имеют общебиблейский характер, существенно тождественны с учением Ветхого и Нового Завета об этих добродетелях и отнюдь не составляют какого-либо учения со стороны писателя книги Товита. Совершенно произвольно утверждение Гретца, будто изречение Ангела Рафаила, что милостыня (ελεημοσύνη) очищает или искупает грехи (ст. 9 гл. 12) и что, таким образом, кроме жертвы есть еще другое средство очищения или примирения, представляет новое учение, впервые высказанное знаменитым в еврействе Иохананом-бен-Заккаем после разрушения второго храма Иерусалимского, в утешение своих соплеменников, сокрушавшихся о невозможности, за неимением храма, приносить жертвы в очищение грехов (Grätz H. Das Buch Tobias oder Tobit, seine Ursprache, seine Abfassungszeit und Tendenz 1879, см. у проф. Дроздова, стр. 541-542). Аналогичные мысли и выражения об условиях действительности жертв и предпочтительности добрых дел и особенно милостыни пред жертвами встречаются во многих свящ. ветхозаветных книгах, напр. у прор. Осии (Ос. 6:6) и Исаии (Ис. 1:11-13, 16-19); прямо о милостыне (ελεεμοσύνη), как добродетели, очищающей грехи, говорится в Притч. 16:6; Дан. 4:24 и Сир. 3:30.

11-15. Теперь Ангел, доселе почитаемый Товитом и Товиею за человека Азарию, открывает им истинное существо и достоинство свое. При этом – согласно общему ходу развития библейской ангелологии – сначала (ст. 12-14) сообщает им о своих действиях в отношении к Товиту и Сарре (ср. 3:16-17) – о своей земной миссии (ст. 14), а затем открывает им и небесное достоинство свое, положение к небесной иерархии. Упомянув о сокровенной, невидимой стороне описанной в книге Товита истории – о том, что как молитва Товита у Сарры (3:2-6; 11-15), в свое время была возносима Ангелом пред святаго (ср. Апок. 8:3-4), так и благотворительность Товита в деле погребения умерших соплеменников (1:17-19; 2:1-5) была совершаема при невидимом содействии Ангела (ст. 12-13), затем о деятельности своей в качестве небесного посланника для уврачевания недугов Товита и Сарры (ст. 14). Ангел, наконец, объявляет Товиту и Товии истинную природу свою: «Я – Рафаил, один из семи святых ангелов, которые возносят молитву святых и восходят пред славу Святаго» (ст. 15). Вместо стоящих в принятом греческом тексте книги слов: «οι προσαναφέρουσιν τάς προσευχάς των αγίων возносят молитвы святых, - слов, по видимому перенесенных в ст. 15-й из стиха 12-го, в Синайском кодексе имеются слова: οί παρεστήκασι, которые предстоят (славою Святаго); равным образом и в Вульгате: qui adstamus ante Dominum. Выражение «предстоять» пред кем-либо взято из практики или обычаев при древних восточных царских дворах и в библии часто употребляется как о земных отношениях – предстоянии слуг царя пред его престолом (1 Цар. 22:7; 3 Цар. 10:8; 12:6,8), так и для выражения представления о небесном служении ангелов Богу (напр. см. 3 Цар. 22:19; Ис. 6:2; Дан. 7:10). Конечно, это «предстояние» ангелов Богу должно быть понимаемо в совершенно общем значении служения их Богу, каковое служение не может ограничиваться небесною лишь сферою бытия ангелов, но обнимает и посланничество их Богом на землю для целей спасения людей. Поэтому ложно деление у раввинов ангелов на собственно «предстоящих» (assistentes) и «служащих» (ministrants) Богу, из которых, будто-бы, только последние могли быть посылаемы Богом в мир, а первые исключительно предстояли славе Божией. Книга Товита говорит против этого предположения: «предстоящий» Богу Ангел Рафаил посылается Богом на землю для целей спасения людей. – В общее понятие «предстояния» или служения ангелов Богу входит, само собою, и возношения ангелами молитв людей пред Бога, ст. 12: ходатайство ангелов пред Богом за людей предполагается и в ветхозаветной библейской ангелологии (см. напр. Иов 5:1; 33:23; Зах. 1:12), и – особенно в Новом Завете, - в классическом месте Апокалипсиса гл. 8, ст. 2-4. Поэтому и чтение ст. 15 в принятом греч. тексте («которые возносят молитвы святых»), хотя и является сравнительно менее текстуально-засвидетельствованным, но имеет всю силу внутренней достоверности. Ср. у А. Глаголева, Ветхозаветное библейское учение об ангелах. стр. 269, 274-275.

Что касается седьмеричного числа предстоящих Богу ангелов, - о чем говорит книга Товита (12:15) – то в ветхозаветной канонической письменности до времени плена нет ясных свидетельств о семи именно ангелах. Но в книге пророка Иезекииля (9:1-2) выступают семь мужей-карателей – видимо, ангелы (ср. Зах. 4:10), а в Апокалипсисе не раз говорится о семи духах или ангелах, стоящих пред престолом Божиим (1:4; 4:5; 8:2,6). При этом и кн. Товита и кн. Апокалипсис представляют этих семь ангелов высшими, т. е. архангелами.

Таким образом в существенных своих чертах ангелология кн. Товита совпадает с библейскою ангелологиею вообще (Ср. у проф. Дроздова, стр. 368 и дал.; у А. Глаголева, стр. 408-409).

16-19. Описание впечатления произведенного откровением Ангела на Товию и Товита, вполне аналогично с другими библейскими сказаниями о том, как принимали библейские лица явления ангелов (напр. Суд. 6:22). Но здесь лишь рельефнее оттеняется (ст. 19), что ангелы, хотя при своих явлениях людям, и действовали подобно людям, образ которых они принимали, однако вкушение ими пищи было лишь кажущимся действием, не сопровождавшимся превращением пищи и питья в кровь – существенным процессом питания. (Слова Ангела ст. 19 Гуго Гроций перифразирует так: non vertebantur cibi et potus in meam substantiam).

20-22. По заповеди Ангела Товит и Товия и устно исповедовали великие дела Божии, совершившиеся на них, и письменно закрепили эти события в славу Божию и на пользу ближних своих и потомства.

 

НазадОглавлениеВперед