НазадОглавлениеВперед

ГЛАВА 11

Прибытие Товии в Ниневию.

1-3. Приготовление к встрече с родителями. – 4-9. Радостная встреча Товитаи Анны с сыном. – 10-14. прозрение Товита. – 15-18. Встреча Товитом Сарры и новое семидневное брачное торжество в Ниневии.

1-3. В Синайском кодексе LXX ст. 1 названа местность, к которой приблизились путники – Рафаил и Товит с Саррою на пути к Ниневии: εις Κασερείν, ή εστιν κατέναντι Νιωευή по др. списку – εις Καισάρειαν. Но, конечно, здесь нельзя видеть какую-либо из Кесарий, явившихся лишь в пору римского владычества. Равным образом в поставленном в Вульгате ст. 1 имени Charan нельзя видеть известного из истории Авраама Месопотамского города Харрана (Быт. 11:31, сн. Толков. Библ. т. I, стр. 85), к юго-вост. от г. Едессы, впоследствии входившего в состав царства Ассирийского (4 Цар. 19:12, Толков. Библ. т. II, стр. 550), так как последний Харран лежал на северо-западе Месопотамии, след. на запад от р. Тигра, тогда как местность, упоминаемая в кн. Товита (11:1), лежала во всяком случае к востоку от Тигра (сама Ниневия лежала на восточном берегу Тигра, а Екбатаны и Раги Мидийские были еще далее на восток). Без сомнения, здесь имеется в виду какая-либо местность, неизвестная переводчикам книги (может быть Kisiri при канале реки Косера-Husur, см. у проф. Дроздова, стр. 507-508).

6-7. 9-11. Желчь, которая должна была послужить целебным для зрения Товита средством (ср. 6:9), могла сохраняться Товиею или в виде порошка, в каком виде, надо думать, употреблены были им для курения сердце и печень рыбы(6:7; 8:2-3), или же в виде мази, с присоединением каких-либо других веществ. Самая же возможность целительного действия желчи на зрение, независимо от благодатного, чудесного характера прозрения Товита, может быть подтверждена и данными древней и современной медицины (см. у проф. Дроздова, стр. 353-360).

13-16. Благодарность и хвалебное исповедание Богу, возносимое Товитом, имеет возвышенно-благочестивый, истинно-теократический тон и характер. При крепкой вере в Бога-промыслителя, здесь (ст. 13) выражается вера ветхозаветного праведника и в Ангелов и молитвенное прославление их, в связи, вероятно, с мыслию или пока предощущением о благодеянии Товии со стороны Ангела – Рафаила.

17. Вместе с Ахикаром, о котором была речь в 1:21-22, упоминается здесь некто Νασβάς (по Синайск. код. Ναβάδ), без сомнения, одно лицо с Ναδάβ ст. 10, гл. 14, - племянником Ахикара.

 

НазадОглавлениеВперед