НазадОглавлениеВперед

ГЛАВА 6

1-9. Приключение на пути Товии и Рафаила в Мидию. – 10-18. Советы Ангела Товии о браке с Сарою и о средствах спастись от злобы демона Асмодея.

1. В принятом греческом тексте, как и в слав. и русск. перев., опущено находящееся в Синайском код. LXX-ти замечание о следовании собаки за путниками (καί ο κύων εξη̃λθεν μετ αυτου̃ καί επορεύθη μετ αυτων Син. код.), каковое замечание, вероятно, ошибочно отсюда было перенесено (в принятом греч. т. слав. русск.) в 5:17 (ср. 11:3). Собака, принадлежавшая Товии, была очевидно, домашним животным и пользовалась со стороны своего хозяина известного рода вниманием: так было только в Ассиро-Вавилонии (еще в Греции), но отнюдь не у евреев в Палестине, где собаки до позднейшего времени были полудикими, бродячими животными (пс. 21:17,21; 58:7,15), почитались нечистыми и презренными (3 Цар. 14:11; 19:21; 4 Цар. 9:35-36 и мн. др., см. у проф. Дроздова, стр. 502-507).

Товия и Рафаил, отправившись из Ниневии в Мидию первую ночь провели на берегу реки Тигра (ст. 1): в этом нет ничего невозможного (вопреки мнению Евальда и др.), Так как, хотя сама Ниневия лежала при реке Тигре и именно на левой, восточной стороне этой реки, направление же пути Товии и Рафаила – к Ракам и Екбатанам – было необходимо восточным, - но Тигр в своем течении имел не мало очень значительных уклонений, и вполне понятно, что путники направляясь на восток (или юго-восток), могли встретить на пути своем Тигр или один из его притоков (напр. Большой или Верхний Заб). См. у проф. Дроздова, стр. 505-508.

3-9. Под хищной рыбой, бросившейся на Товию при приближении его к реке (ст. 2), некоторые разумеют рыбу, известную у Арабов под именем Сабот или Алсабут, иные – сближают с щукою: в пользу последнего может быть приведена особая распространенность этой рыбы у евреев, как удовлетворявшей требованиям чистой рыбы по закону Моисееву (Лев. 11:9-12).

Относительно целебного значения внутренностей рыбы – сердца, печени и желчи, - о чем говорит Ангел (ст. 9), - можно сказать следующее: польза их с точки зрения органотерапии – вполне допустима; главное же: исцеление больного ставится здесь в зависимость от молитвы (ст. 16-17) см. у А. Глаголева, цит. соч., стр. 694, у проф. Дроздова (стр. 352-360).

10-18. В речи Ангела, содержащей совет его Товии о вступлении в брак с Саррою, как происходящею из одного с ним рода (ст. 12, 13, 16), обнаруживается не только отношение к соответствующему наставлению Товита сыну его (Тов. 4:12,13), но и к тому воззрению законодательства Моисеева, по которому дочери – наследницы отеческого удела, - при отсутствии сыновей, - должны были выходить замуж не иначе, как в пределах «племени колена отца своего» (Чис. 36:7; 27:5-11. Толков. Библ. т. I, стр. 572).

Слова Товии о Сарре ст. 15 (греч. 14 ст.) «ее любит демон, который никому не вредит, кроме приближающихся к ней», δαιμόνιον φιλει̃ αυτήν, ο ουκ αδικει̃ ουδένα, πλήν τω̃ν προςαγογόντων αυτη̃, – обыкновенно понимаются толкователями в смысле указания на то, что Асмодей воспламенялся нечистою любовью к Сарре (или даже имел плотское общение с нею) и как бы из чувства ревности и мести, умерщвлял мужей ее прежде, нежели они были с нею, как с женою (3:8). Против такого понимания ст. 15 может говорить то обстоятельство, что слов (δαιμόνιον) φιλει̃ αυτήν нет в Синайск. списке LXX, в Вульгате, Халд. и Hebr. M., равно как и то, что по ст. 8 сн. 18 демон мучил Сарру (след. не любил ее?), а по 3:14 Сарра оставалась целомудренною и девственною. Независимо от этого следует, впрочем, признать, что мысль о том, что демоны или ангелы могут находиться в плотской связи с женщинами, в качестве народного верования, несомненно существовала у евреев, как показывает история толкования места Быт. 6:2,4 (см. у А. Глаголева, Ветхозаветное библейское учение об ангелах. Киев, 1900, стр. 201-205), а потому Товиею – человеком небогопросвещенным – могло быть высказано, особенно в качестве слуха или догадки, суеверное мнение о плотской страсти Асмодея к Сарре. (ср. у проф. Дроздова, стр. 386-389).

В действительности, действие Асмодея на Сару выражалось в крайне мучительном, угнетенном состоянии Сарры, подобном тому, какое принес злой дух Саулу (1 Цар. 16:14-15; 18:10-11; 19:9-10), побуждавшем ее бить служанок (3:9) и даже доводившем ее до решения лишить себя жизни (3:10). Ср. Толков. Библ. т. II, стр. 269.

17-18. Совет Рафаила Товии, даваемый здесь, впоследствии последним был в точности исполнен (Тов. 8:2-3).

 

НазадОглавлениеВперед