НазадОглавлениеВперед

ГЛАВА 31

1-21. Заботы Езекии о восстановлении чред священнослужения и об источниках содержания левитов и священников.

1. Религиозная ревность Езекии по истреблению принадлежностей языческого культа и не только в пределах иудейского (4 Цар. 18:4), но и на территории царства израильского (доживавшего тогда уже последние дни самостоятельного политического существования), могла находить, как было уже упомянуто, сочувственный отклик со стороны последнего израильского царя Осии. Оба царя могли с одинаковою ревностью исполнять соответствующее предписание закона (Втор. 7:5).

2. Распределение священников и левитов по чредам священнослужения произведено было в свое время Давидом (1 Пар. 24:19), но при нечестивых преемниках его на иудейском престоле, оно, как и все вообще отправления культа Иеговы, не могло оставаться в неприкосновенности, особенно же при Ахазе, когда был заперт самый храм. Езекия, в целях правильного течения богослужения повседневного и праздничного, восстановил священнические и левитские чреды для служения «к воротам стана Господня» (евр. бишааре махинот Иегова, Vulg. en portis castrorum Domini), т. е. храма (LXX εν ται̃ς πύλαις [εν ται̃ς αυλαι̃ς] οίκου Κυρίου).

3. Обычай доставления царями материалов для жертвоприношений храма, вероятно, вел начало от Давида, О Соломоне это прямо утверждается во 2 Пар. 8:13, равно предполагается в рассказе о посещении Соломона царицею Савскою (3 Цар. 10:5). У пророка Иезекииля о доставлении жертвенных материалов храму говорится, как об обязанности князя (Иез. 45:16,17). После плена, за отсутствием национального царя или князя, иудейская община установила ежегодный подушный налог в 1/3 сикля на поддержание ежедневного богослужения (Неем. 10:32-33).

4. Обеспечивая нормальное и непрестанное совершение жертвоприношений (ст. 3), Езекия заботится и об обеспечении содержанием клира (ср. Неем. 13:10), в согласии с требованиями на этот счет закона (Чис. 18:20 и след. Толков. Библ. т. I, стр. 549-550).

5-9. В числе обильных теократических приношений народа, с великою готовностью отозвавшегося на призыв царя, называется мед – вероятно, фруктовый, - запрещенный в законе (Лев. 2:11) лишь в качестве материала для жертвы, но не как своего рода теократическая подать (Толков. Библ. т. I, стр. 415). Сбор приношений начался в третьем месяце – после плена называвшемся Сиван (Есф. 8:9), - около праздника Пятидесятницы – праздника жатвы (Исх. 23:16), и продолжался до седьмого месяца – Тисри, когда между прочим праздновался праздник Кущей, праздник собирания плодов (Исх. 23:16. См. Толков. Библ. т. I, стр. 483-486).

10-11. «Из дома Садокова»… (ст. 10) – известного из начальной истории Соломона (3 Цар. I-II гл.) первосвященника Садока, из линии Елеазара, сына Ааронова (1 Пар. 24:3).

Соломоном были построены при храме многочисленные боковые пристройки, в которых помещались разные кладовые (3 Цар. 6:5-6; Толков. Библ. т. II, стр. 388). Ко времени Езекии некоторые из них могли обветшать или вовсе быть разрушены, и Езекия должен был построить новые для помещения обильных приношений от народа в пользу клира.

12-19. О подобном же собирании теократических приношений в кладовые храма читаем в книге Неемии (9:35-40) о времени послепленном.

«Начальник при доме Божием» (ст. 13, см. 1 Пар. 9:11) – первосвященник (Vulg. pontifex domus Dei) или же специальное должностное лицо, заведовавшее приемом и распределением приношений.

17. Начальный возраст Левитской службы здесь и в 1 Пар. 23:3,24-28 определяется в 20 лет; в законодательстве же Моисеевом он доказывается то в 30 (Чис. 4:3,23,30), то в 25 лет (Чис. 8:24). По видимому, Давид нашел нужным призывать левитов на службу в более раннем возрасте (20-ти лет), и такая практика соблюдалась впоследствии – не только при Езекии, но и после плена (1 Езд. 3:8). Впрочем, самостоятельное ответственное служение левитов при храме могло начинаться, согласно с предписанием Моисея, не ранее 30 лет, до этого же возраста они могли служить лишь в качестве помощников старших левитов (см. Толков. Библ. т. I, стр. 525).

18-19. Все заботы Езекии в отношении теократических приношений были направлены к тому, чтобы они распределяемы были между священниками левитами по принадлежности «со всею верностью» - в предупреждение возможных обид и обманов низших членов клира высшими. В последующей истории такие прискорбные явления иногда бывали. Так при прокураторе Феликсе (см Деян. 23-24 гл.), рассказывает И Флавий, «первосвященники настолько потеряли всякий стыд и дошли до такой дерзости, что решались отправлять слуг своих к гумнам, чтобы забирать там десятину, предназначавшуюся для простых священнослужителей. Таким образом случилось, что несколько бедных священников умерло от голода» (Древн. XX, 8.8).

Весь отдел о введенных Езекиею чредах священнических и левитских и источниках их содержания, отличающийся пунктуально точными деталями и содержащий в себе целый ряд имен (ст. 12-15), имеет все признаки документальности и исторической достоверности.

20-21. Здесь – высшая похвала всей теократическо-богослужебной деятельности Езекии, по существу тожественная с данною в 4 Цар. 18:3,5.

 

НазадОглавлениеВперед