НазадОглавлениеВперед

ГЛАВА 32

Нашествие Сеннахирима на Иудею при Езекии.

1-8. Укрепление Иерусалима Езекиею и ободрение им народа. – 9-19. Завоевательные планы Сеннахирима и его издевательства над религиею Иеговы. – 20-23. Чудесное поражение Сеннахирима. – 24-26. – Болезнь и чудесное исцеление Езекии, его грех тщеславия и покаяние. – 17-33. Богатство и могущество Езекии, его смерть и погребение.

1-19. О нашествии Сеннахирима 2 Пар. сообщает лишь краткие известия, всецело предполагающие известным своим читателям подробное повествование об этом предмете 4 Царств, гл. 18, ст. 13-19. (См. Толков. Библ. т. II, стр. 544-552). Однако некоторые черты рассказа 2 Пар. заключают в себе нечто новое в сравнении с рассказом 4 Цар. и очевидно взяты свящ. писателем из бывшего под его руками летописного источника, как показывает архивно-документальный характер этих дополнительных сведений.

Поводом к нашествию Сеннахирима на Иудею и Иерусалим (ст. 1) послужил, вероятно, отказ Езекии от дани Ассирийскому царю (4 Цар. 18:7). О хронологии события см. примеч. к 4 Цар. 18:13 - Толков. Библ. т. II, стр. 544. Предметом завоевательных стремлений Сеннахирима были вообще «укрепленные города» Иудеи, по LXX επί τάς πόλεις τάς τειχήρεις, т. е. окруженных стенами (ср. Лев. 25:29), в которых обычно устроялись башни.

4 Царств, упомянув, согласно со 2 Пар., об осаде крепостей Сеннахиримом, далее говорит (ст. 14), что Езекия послал послов к Сеннахириму с выражением покорности, что Сеннахирим наложил на Езекию тяжкую дань, которую тот и уплатил (ст. 14-16), но что Сеннахирим, тем не менее, отправил большое войско против Иерусалима, которое нашло город запертым и укрепленным. 2 Пар. не упоминает о посольстве Езекии и дани его Ассирийскому царю, но, - восполняя рассказ 4 Цар. сообщает, что Езекия, очевидно, убедившись в бесполезности мирных сношений с Сеннахиримом, решил – на случай вероятной атаки с его стороны Иерусалима, возможно больше укрепить эту столицу царства Иудейского (ст. 5), а вместе сделать осаду Иерусалима затруднительною для Ассириян – посредством известного в древности стратегического приема уничтожения питьевой воды на территории расположения осаждающих неприятельских войск (в свою очередь обычно пытавшихся лишить осажденных воды, как сделал, напр., Александр Великий при осаде Вавилона). С этою целью были засыпаны все источники вне Иерусалима (каких в древнем Иерусалиме было не мало, пс. 45:5; по письму Аристея, вода из них чрез подземные трубы поступала в храм), в том числе «поток (евр. нахал) протекавший по стране» (ст. 4), поток Кедрон с близкими к нему источниками: Гионом (ст. 30), Силоамом и др. (О положении Гиона – Силоама см. примеч. к 3 Цар. 1:33. Толков. Библ. т. II, стр. 365).

Об этой мере Езекии и вообще о работах его по искусственному орошению Иерусалима говорят, кроме 2 Пар. 32:3-4,30 и другие библейские свидетельства: 4 Цар. 20:20; Ис. 22:9-11; Сир. 48:19. С этими работами могло иметь связь также прорытие Силоамского туннеля, которое, на основании библейско-археологических данных, заключающихся в открытой в 1880 году Силоамской надписи, относят обыкновенно ко времени Езекии (Толков. Библ. т. II, стр. 558).

Другим важным предприятием Езекии – в оборонительных же целях – было (ст. 5) восстановление древней или, по терминологии Иосифа Флавия, «первой» стены (сн. 3 Цар. 3:1; 9:15) и начало постройки «второй» внешней стены Иерусалима, законченной уже Манассиею (2 Пар. 33:14), эта «вторая» стена, по И. Флавию (Иуд. война V, 4:2), начиналась у ворот Гиннаф, принадлежавших еще первой Сионской стене, обнимала северную часть Иерусалима, так называемую Акру, и доходила на севере до Рыбных ворот и на севере-востоке до башней Анамеила и Меа и Овечьих ворот (Неем. 3:1; 12:39; Зах. 14:10; Иер. 31:37. См. «Богословская Энциклопедия» Спб.1906, т. 6, стр. 450 и дал.

Об укрепленном Езекиею Милло (ст. 5), см. примеч. к 3 Цар. 9:15 - Толков. Библ. т. II, стр. 410. Вместе с тем Езекия сделал большой запас вооружения в Иерусалиме.

Но, как царь благочестивый, Езекия не возлагает надежды на все эти человеческие средства защиты, напротив, обращает мысль свою и своих подданных к Богу, к надежде на благодатную помощь свыше, высказывая (ст. 7), подобно пророку Елисею (4 Цар. 6:16), убеждение в превосходстве силы небесных защитников народа Божия над земными врагами его, и выражая (ст. 8), подобно пророку Исаии (Ис. 31:3), твердую уверенность в несравнимом преимуществе духовной силы Иеговы пред плотскою силою даже могущественнейшего врага (ср. Иер. 17:5).

В обращении Ассирийского царя к жителям Иерусалима (ст. 9-19) различается с одной стороны устная беседа посланцев Сеннахирима с Иудеями (ст. 10-16) и с другой стороны – письма Ассирийского царя в Иерусалим (ст. 17-19). Но и то и другое, в существенном, совпадает с изложенною в 4 Цар. (18:19-25;27-35) речью Рабсака (см. Толков. Библ. т. II, стр. 545-547), с немалочисленными однако отличиями в стиле и изложении.

О молитве Езекии (ст. 20) подробнее говорится в 4 Цар. (19:1,14); молитва же пророка Исаии, по крайней мере, предполагается общим смыслом рассказа 4 Цар. (19:3-8) и кн. прор. Исаии (37:3-7).

21-22. Сн. 4 Цар. 19:35-37. См. Толков. Библ. т. II, стр. 552. Убийцы Сеннахирима во 2 Пар. (ст. 21) названы общим термином: «исшедшие из чресл его», тогда как в 4 Цар. 19:37 они определенно названы сыновьями его, и указаны самые имена их. LXX, Vulg. слав. и во 2 Пар. добавляют «сыновья».

24. Здесь в кратком замечании обнято рассказанное подробно в 4 Цар. 20:1-11 о болезни Езекии, чудесном исцелении и бывшем при этом небесном знамении. См. Толков. Библ. т. II, стр. 553-556.

25-31. Рассказ 2 Пар. здесь чрезвычайно сжат и делается понятным лишь при снесении с 4 Цар. 20:12-20. См. Толков. Библ. т. II, стр. 556-558. Сказанное в ст. 25-26 о тщеславии Езекии, гневе Божием на него, его смирении и помиловании Богом относится к истории посещения его послами Меродах – Валадана Вавилонского. 4 Цар. 20:12-13 и след. Ис. 39:1-2 дал. К тому же историческому событию приурочивается и речь ст. 27-29 о славе и богатствах Езекии.

О работах Езекии по усилению водоснабжения Иерусалима ст. 30, сн. выше ст. 4, 4 Цар. 20:20 (см. Толков. Библ. т. II, стр. 558); ср. Сир. 48:19. Из ст. 30 данной главы, как и из ст. 14 следующей 33 главы 2 Пар., с правом заключают, что Гион протекал на восточной (а не на западной, как думали прежние исследователи Палестины и Иерусалима) стороне Иерусалима, откуда и возникло сближение Гиона с нынешним источником Пресвятой Девы. См. Толков. Библ. т. II, стр. 365. Блаж. Феодорит отожествлял Гион с Слоамом (Quaest. in II Paral Migne Patrol. LXXX, col. 854-856).

В ст. 31, 2 Пар. указывает иную причину посольства к Езекии от Вавилонского царя, чем какая названа в 4 Цар. 20:12 и Ис. 39:1 (слух о бывшее болезни Езекии и последовавшем исцелении его), именно: «спросить о знамении бывшем на земле», т. е. о совершившемся при исцелении Езекии астрономическом чуде (4 Цар. 20:11; Ис. 28:8), или, по другому объяснению, (Grotius.Philippson), о совершившемся факте чудесного поражения войска Сеннахирима (ст. 26). Последний мотив наиболее отвечал политическим видам Вавилонского царя, в то время недавно отложившегося от Ассирии, сделавшегося самостоятельным и враждебным Ассирии и, естественно, интересовавшегося поражением царя Ассирийского в Иудее, с которою он желал вступить в политический союз против Ассирии. Ср. Philippson. Die Israelitische Bibel. Bd. II, S. S. 680.757. Но в сущности все три мотива могли объединяться в отправлении Вавилонского посольства.

32-33. Подробное описание царствования Езекии (как и прадеда его Озии 2 Пар. 26:22) дано было в особом произведении пророка Исаии, откуда извлечения сохранились в его пророческой книге (Ис. 36-39), в 4 Цар. (гл. 18-20) а 2 Пар. (29-32 гл.).

Погребен был Езекия в великою честью «над гробницами сыновей Давидовых» (ст. 33) LXX: εν αναβάσει ταφων υιω̃ν Δαυιδ, сл. не выходех гробов сынов Давидовых, т. е. в верхнем ярусе погребальных ниш фамильного склепа Иудейских царей династии Давида. См. Толков. Библ. т. II, стр. 370.

 

НазадОглавлениеВперед