НазадОглавлениеВперед

ГЛАВА 29

1-36. Воцарение Езекии 13-го царя Иудейского, богоугодный характер царствования; открытие храма; очищение его, начало правильного совершения богослужения и первые жертвы.

1-2. Ср. 4 Цар. 18:2-3. Захарию, отца матери Езекии, некоторые раввины отождествляли с пророком и первосвященником Захариею, умерщвленным при Иоасе (2 Пар. 24:21-22) – предположение совершенно произвольное и явно несостоятельное в виду хронологической несообразности, здесь допускаемой: промежуток времени между сопоставляемыми лицами – никак не менее ста слишком лет. Сравнение Езекии (ст. 2), как после Иосии (2 Пар. 34:2), с Давидом в приложении к этим двум царям имеет особую точность, так как из всех Иудейских царей только Езекия и Иосия наиболее подходили к Давиду в отношении благочестия (Сир. 49:5). Именно реформы в области культа, произведенные Езекиею и после Иосиею, обеспечили за ними добрую славу.

3. Восстановление культа Езекиею начинается с открытия запертого Ахазом храма Иеговы (28:24).

4-11. Очищение культа могло произойти не иначе, как при посредстве священников и левитов; к ним и обращается Езекия с соответствующею речью (5-11 ст.) «на площади восточной» (ст. 4), т. е. со входа в храм, - во дворе храма или пред ним. При этом служители алтаря должны были (ст. 5) прежде очиститься сами, а затем заняться очищением храма, приведенного в глубокое запущение (ст. 5-7) в предыдущее царствование.

В ст. 8-9. – указание на бедствия иудеев при Ахазе со стороны сирийцев, израильтян, идумеян, филистимлян (ср. 2 Пар. 28; 4 Цар. 16; Ис. 7). Конец ст. 9 и 10 по переводу LXX несколько неодинаково читаются в различных списках, и существующая здесь двойственность отразилась соответствующею разностью славянского и русского переводов этого места. Принятый текст LXX читается: ό καί νυ̃ν εστιν. Επι τούτοις νυ̃ν εστιν επί καρδίας διαθέσθαι διαθήκην μου̃, διαθήκην Κυρίου Θεου̃ Ισραήλ. Такая передача довольно точно отвечает еврейск. масор. тексту, и ей соответствует чтение русск. синодальн. перевода: «доныне (сыновья, дочери и жены в плену). Теперь у меня на сердце – заключить завет с Господом Богом Израилевым». В других же греческих кодексах (напр. 74. 106. 120. 121. 134. у Гольмеса, ср. Origen. Hexaplorum, quae supersunt) читается: καί νυ̃ν είσε επί τούτοις. Νυ̃ν ούν θεσθε επί καρδίας υ̃μω̃ν, του̃ διαθέσθαι διαθήκην μετά Κυρίου Θεου̃ Ισραήλ. Близко к последнему чтению стоит славянск. перев. «якоже и ныне суть. Ныне убо положите на сердца ваша, еже завещати завет»…Таким образом, по одному чтению (евр., Vulg., принятый LXX и рус.), в ст. 10 идет речь о намерении самого Езекии заключить завет с Иеговою, по другому (некоторые кодд. LXX, слав.) чтению, Езекия с этим предложением или увещанием обращается к священникам и левитам. Первое чтение, как более засвидетельствованное текстуально и ближе отвечающее контексту речи (обращение к священникам и левитам «дети мои» заключается лишь в следующем, 11-м стихе) заслуживает предпочтения; инициатива обновления теократического завета исходит от царя.

12-19. Во исполнение царского повеления, священники и левиты поспешно произвели очищение храма от всех нечистот идолопоклонства, внесенных туда в предыдущее царствование.

В точном согласии с Пятокнижием (см. Быт. 46:11; Исх. 6:16; Чис. 3:27 и др.) левиты группируются (ст. 12) по трем родоначальникам, сынам Левия: Каафу, Мерари, Герсону. Равным образом упомянуты известные фамилии певцов и составителей псалмов: Асафа (1 Пар. 6:24; 15:17; 16:5; 25:1; Пс. 49 и др.), Емана (3 Цар. 4:31; 1 Пар. 6:18; Пс. 87 и др.), а также известная фамилия левита Елицафана (Чис. 3:30; Исх. 6:22; Лев. 10:4 и др.).

17. Очищение и освящение храма производилось спешно: после восьмидневного очищения притвора, в течение восьми дней был очищен и самый храм, а вся вообще работа очищения святилища окончена была в шестнадцатый день месяца. Дата «16-й день» сама собою вытекает из сказанного о времени очищения главных частей храма и потому имеет явное преимущество пред датою, принятою в греческом textus recertus: τη̃ ημέρα τη̃ τρι̃ςκαιδεκάτη - в 13-й день. Впрочем дата «16-й день» стоит и во многих греческих кодексах, напр. XI, 60. 74. 106. 134. 158. 243. 19. 55. 64. 71. 93. 108. 119 у Голмеса, в Альдинск., Комплют. Библ. у св. Кирилла Александрийского, Origen. Hexapl.

20-36. Последующим моментом было восстановление регулярного храмового богослужения. Последнее открылось великою жертвою о грехе (21-24 ст.) именно за всего Израиля (ст. 24), а не за два только колена царства Иудейского, - так как ко времени Езекии падение десятиколенного царства израильского было только вопросом времени и скоро фактически осуществилось (ср. 4 Цар. 17:3-6; 18:9-12), так что Езекия мог и жителей израильского царства рассматривать, как членов единого Израиля (отсюда затем, он призывает их в Иерусалим на праздник Пасхи, 2 Пар. 30:5-11). Самый обряд жертвы за грех в данном случае отличался особою, чрезвычайною торжественностью, превосходя числом жертв указанную в законе норму (ср. Лев. IV, Толков. Библ. т. I, стр. 419-421). Возложение рук царя и собрания на козлов жертвы греха (ст. 23), составляя общую принадлежность жертвенного ритуала (Исх. 29:10; Лев. 4:4), ближе всего напоминает возложение рук первосвященника на козла отпущения в день очищения (Лев. 16:21; Толков. Библ. т. I, стр. 463).

Еще большею торжественностью отличало совершение важнейшей из жертв – всесожжения (ст. 24-29). Кроме обычного, определяемого законом Моисеевым, для этой жертвы ритуала (Лев. I, гл. Толков. Библ. т. I, стр. 409-413), совершение ее в данном случае аккомпанировалось оркестром храмовой музыки и пением – по уставу Давида и пророков Нафана и Гада (ст. 25; См. 1 Пар. 23:5 и др.). Устав Давида и двух приближенных к нему пророков здесь ставится в качестве равноценного, богодухновенного добавления к установлениям закона Моисеева и богослужении и жертвах (об употреблении инструментальной музыки и пения при богослужении и жертвах закон Моисеев не дает обязательных постановлений: постановления о трублении в трубы Лев. 25:10; Чис. 10:10 относятся к исключительным случаям); после плена Вавилонского музыка сделалась постоянною принадлежностью ежедневного богослужения и жертвы (Сир. 50:18,20). По поводу сказанного в ст. 25 о Давиде блаженный Феодорит замечает «это обличает неразумение (τήν αφροσύνην) Иудеев, которые не допускают себе назвать великого Давида пророком, ибо здесь Писание, упомянув трех, присовокупило: ибо по повелению Господню был устав сей чрез пророков Его» Quaest, in II, Paralyp. Patrol. Curs. Comp. Ser. gr. t. LXXX, col. 850-852).

Названные здесь (ст. 25-28) музыкальные инструменты принадлежат к трем главным классам музыкальных орудий библейской древности, знавшей инструменты струнные, духовые и ударные. Из двух видов последних: тимпан (евр. тоф) и кимвал, евр. мецилтаим, греч. κύμβαλον, κύμβαλα, лат. Cumbala, назван здесь (ст. 25) кимвал, имевший, в отличие от тимпана, только богослужебное (а не и мирское, как тот) употребление; состоял из двух металлических кувшинов («большие плоские медные тарелки» по И. Флавию), которые играющий держал в обеих руках и ударял друг о друга. Струнные инструменты: псалтирь, евр. невел, греч. ψαλτήρ, κιθάρα, лат. psalterium, и цитра или гусли, евр. киннор, греч. κίνυρα, κιθάρα лат. cithara, - по И. Флавию (Древн. VII, 12:3) имели такое устройство: «кифара имела десять струн, по которым ударяли палочкою, набла была снабжена двенадцатью струнами, и на ней играли непосредственно палочкою». Число струн, впрочем, было не всегда одинаково. Различались оба инструмента, как полагают на основании церковно-отеческих свидетельств, по неодинаковому положению резонансирующего ящика: у псалтири – вверху, у цитры- внизу (Ср. Толков. Библ. т. II, стр. 312). Псалтирь, подобно кимвалу, имела только богослужебное употребление, а цитра имела широкое употребление и в мирской музыке. Из музыкальных инструментов духовых (каковы: свирель, евр. угаб; флейта халил) здесь названы трубы, евр. хацоцерот, LXX σάλπιγγες, лат. tubae. Форму музыкальных труб, изобретенных еще Моисеем, И. Флавий (Древн. III, 12:6) изображает так: «длиною труба немногим меньше локтя; а трубка ее узка, лишь немного ниже, чем у флейты; наконечник ее достаточно объемист, что бы вбирать в себя массу воздуха, который вдувает в нее играющий; оканчивается же она широким отверстием, на подобие охотничьего рога». Данное И Флавием описание этого инструмента восполняется изображениями музыкальной трубы на триумфальной арке Тита в Риме и на монетах еврейских.

Описание окончания жертвоприношения (ст. 29) вполне совпадает с известием об этом Сираха (Сир. 50:19). «Слова Давида и Асафа», которыми, по указанию Езекии, левиты должны были славить Иегову (евр. галлел Иегова), могут быть только псалмами обоих вдохновенных творцов псалмов: Асафу принадлежат в псалтири, судя по надписаниям, 12-ть псалмов (49; 72-82, евр. 50, 73-83). Из псалмов Давида здесь предпочтительно могли быть употребляемы так называемые «аллилуйные» или «песни восхождения» (Псс. 119-135) и др.

Езекия обращается (ст. 31) сперва к священникам: «вы наполнили руки ваши»… - техническое выражение о функциях священников при жертвеннике (Исх. 28:41; Лев. 9:17), особенно при принесении жертвы посвящения (2 Пар. 13:9). Затем (там же) приглашает присутствующих приносить жертвы Иегове; зебахим – жертвы вообще, но здесь (как и напр. Лев. 17:8) – собственно мирные жертвы (о принесении жертв греха и всесожжения было сказано выше), характерную особенность которых составляло устроение после них жертвенных пиршеств: отсюда обилие жертвенных животных (ст. 32-33). О жертве мирной, ее видах, характере, значении и обряде говорится в Лев. 3 гл. и гл. 7:12-21,28-36. Толков. Библ. т. I, стр. 416-417; 428-430.

34. По законам жертвенного ритуала, снятие кожи с жертвенного животного было делом священника Лев. 1:6. Толков. Библ. т. I, стр. 411. Только относительно жертвы мирной – жертвы несколько меньшей святости, чем жертва всесожжения и жертва греха, - могло быть допущено участие в этом деле левитов – ради огромного числа жертв и недостатка в совершителях жертв – священниках, не успевших, по недостатку времени (2 Пар. 30:3) или по нерадению, очиститься и приступить к жертвеннику в достаточном количестве. По поводу этого известия 2 Пар., блаж. Феодорит приводит такую историческую аналогию: «это, как мы наблюдаем, происходит и теперь. Ведь, в отсутствие пресвитера и при крайней нужде, необходимо и диакон обязан преподать крещение требующему». (Patrol. Curs. Comp.t. LXXX, col 851-852).

 

НазадОглавлениеВперед