НазадОглавлениеВперед

ГЛАВА 28

(Сн. 4 Цар. XVI).

Ахаз, 12-й царь Иудейский.

1-4. Продолжительность и нечестие царствования. – 5-8. Поражение Иудеев при Ахазе со стороны Сирийцев и Израильтян, с захватом множества пленных. – 9-15. Отпущение пленных по слову пророка Одеда. – 16-11. Поражение Иудеев со стороны Идумеев и Филистимлян, тягостная помощь со стороны Ассирийского царя. – 22-27. Упорство Ахаза в идолопоклонстве и бесславная смерть его.

1-4. Сн. 4 Цар. 16:2-4. Толков. Библ. т. II, стр. 529. В данном отделе между 4 Цар. и 2 Пар. существует почти дословное сходство, за немногими, не меняющими существа дела, разностями. Так, в принятом тексте LXX 2 Пар. ст. 1 лета Ахаза при вступлении на престол определены в 25 лет: είκοσι καί πέντε ετω̃ (в кодд. II, 19. 52. 60. 64. 93. 108. 119. 158. 236. 243. у Гольмеса стоит: είκοσι ετω̃ν). И в код. 539 Росси евр. масор – текста имеется: 25. В виду того, что эта последняя цифра устраняет – хронологическую несообразность при принятии даты 20 л. в соотношении с возрастом Езекии при воцарении его (4 Цар. 18:2; 2 Пар. 29:1. См. Толков. Библ. т. II, стр. 529), она и должна считаться первоначальною. Под именем Валов (ст. 2) здесь, вероятно, разумеются языческие божества вообще, частнее же, судя по литым изваяниям, разумеется, может быть, служение Астарте (проф. Гуляев, стр. 562. Сн. Толков. Библ., стр. 418 и 436). О долине сыновей Еннома и о совершавшемся здесь огненном культе Молоха см. замеч. к 4 Цар. 16:3 и к 4 Цар. 23:10. - Толков. Библ. т. II, стр. 529 и 570-571.

5-15. Здесь имеется то различие от 4 Цар. 16:5-6, что, тогда как по 4 Цар., равно как по Ис. 7:1 сл., союзники: Рецин Сирийский и Факей Израильский обложили войсками Иерусалим, которого взять они не могли, после чего Сирийский царь двинулся в Идумею и захватил Елаф, - по 2 Пар. Ахаз встретил союзников не в Иерусалиме, а где-то вне его, еще до осады Иерусалима: там он потерпел поражение от каждого из союзников, там произошло пленение израильтянами 200.000 иудейских женщин и детей, после отпущенных по настоянию прор. Одеда. Но понятно само собою, что 2 Пар. здесь нимало не противоречит 4 Цар. а лишь восполняет рассказ 4 Цар. (Ис. VII) внесением предшествовавшего осаде Иерусалима момента: вполне естественно, что Ахаз, не дожидаясь прибытия союзников к Иерусалиму, попытался дать отпор сирийскому войску и израильскому где–нибудь на границе Иудеи, но, потерпев поражение от каждого войска, отступил затем в Иерусалим и заперся в нем. Громадные цифры убитых (120.000) и плененных (200.000) Иудеев (ст. 6 и 8), без сомнения, могут вызывать недоумение и наводить на мысль о порче переписчиками цифровых показаний библейского текста. Еврейский масоретский текст, правда, не имеет вариантов в ст. 6 и 8, но греческий LXX имеет их несколько, так в ст. 6 кодд. 74. 106. 120. 134. 236. 19. 60 у Гольмеса имеют: είκοσι χιλιάδες - только 20.000, что представляется более естественным, чем указанная в принятом тексте цифра.

Что касается передаваемого только 2 Пар. факта великодушной пощады пленных иудейских женщин и детей со стороны израильтян по побуждению и увещаниям пророка Одеда (ст. 9-15) то факт этот не представляет ничего невероятного: борьба между двумя еврейскими царствами, начавшаяся вскоре после распадения единого прежде еврейского царства имела гораздо больше династические или правительственные мотивы: стремление царей иудейских (напр. Авии, Амасии, 4 Цар. XIV; 2 Пар. XIII и XXV, ср. См. Толков. Библ. т. II, стр. 522) подчинить себе отпавшее северное еврейское царство, - чем племенную неприязнь двух царств: последняя мало вероятна в силу природного родства колен израильского и иудейского царства; посему братские чувства, особенно под действием пророческих увещаний, легко могли пробудиться в сердцах победителей – израильтян к пленникам иудейским. И уже то, что священный писатель кн. Пар., обычно опускающий все, касающееся израильского царства, здесь нарочито приводит факт, имевший место в пределах последнего, говорит за историческую достоверность факта. Пленных израильтяне с величайшею заботливостью и предупредительностью доставили даже в отдаленные пункты их родины, напр. в Иерихон (ст. 15. О положении Иерихона см. замеч. к 3 Цар. 16:34; Толков. Библ. т. II, стр. 448 и примеч. 1).

16-21. О набегах на Иудею Идумеян и Филистилян при Ахазе также определенно говорит лишь 2 Пар. Но известие об идумеях и их угрожающих Иудее действиях находит себе подтверждение в сообщении 4 Цар. 16:6 : об отнятии Идумейского Елафа у Иудеи при Ахазе царем Сирийским; указание же на враждебное и вызывающее поведение филистимлян при Ахазе заключается у пр. Исаии (Ис. 14:28-29). Упоминаемые в ст. 18 города, занятые филистимлянами, расположены были все в колене Иудином, в юго-западной его части, на границе с землею Филистимскою. Из них впервые здесь и всего однажды в Библии упоминается Гимзо, LXX Γαμζώ, (также Γαμεζαί, Γμζαί) Vulg. Gamzo, слав. Гамзон – город восточнее Лиды, теперь Gimzu (Robinson. Palâstin. III, 271). Вефсамис… о положении этого священнического города см. примеч. к Нав. 15:10; 1 Цар. 6:9; 3 Цар. 4:9 в «Толков. Библ.» т. II, стр. 92, 240 и 379-380. О положении левитского города Аиалона (в колене Дановом) см. замеч. к Нав. 10:12; 19:42 - Толков. Библ. т. II, стр. 117 и 63-64. Гедероф или Гедера – ныне деревня Катра или Гадра, ср. 1 Мак. 15:39; 16:9 и примеч. к Нав. 15:36 - Толков. Библ. т. II, стр. 96. Сн. Guerin, Iudee II, 35 ff. Сохо… было два города этого имени, оба в колене Иудином: один в равнине, Нав. 15:35; ср. 3 Цар. 4:10; 2 Пар. 11:7, другой в горах Иудиных, Нав. 15:48, см. Толков. Библ. т. II, стр. 96 и 98. О положении Фимны или Фамны (Onomast. 292) в гористой части Иудина колена см. замеч. к Быт. 38:12-14 - Толков. Библ. т. I, стр. 215; это теперешняя Тибне в 4-х часах пути к западу от Вифлеема. Другая Фимна (Нав. 15:10 по первоначальному разделению находилась в колене Дановом (Нав. 19:43), но большею частью находилась в руках филистимлян (Суд. 14:1,2,5. См. замеч. о ней в Толков. Библ. т. II, стр. 92 и 189); эта Фимна или Фамна, вероятно, имеется в виду в рассматриваемом месте 2 Пар. Кроме того известно сходное название Фомнаф-Сараи (Нав. 19:50. Onomast. 500), где был погребен Иисус Навин (Нав. 24:30) – город на горе Ефремовой. Обстоятельнейшее исследование о положении этого последнего города дано у проф. А. А. Олесницкого, Святая Земля, т. II, стр. 307-371. Сн. Толков. Библ. т. II, стр. 120-121).

О малодушном посольстве Ахаза к царю Ассирийскому (в принятом евр. тексте ст. 16 стоит «к царям», ал малхе, но в код. 188 у Кенник. у LXX, Vulg. Слав. рус. имеется единств. число: «к царю Ассирийскому»), т. е. Тиглат-Пилезеру за помощью против израильского царя и о богатых дарах, какими Ахаз купил эту помощь у Ассирийского царя, 2 Пар. – ст. 16 и 21, говорит совершенно согласно с 4 Цар. 16:7-8. См. Толков. Библ. т. II, стр. 530-531. Вместе с тем 2 Пар. – ст. 20 – добавляет, что помощь Ассирийского царя скорее была в тягость Ахазу – как предупреждал об этом царя Иудейского пророк Исаия, Ис. 7:17; 8:8, и как это фактически подтверждает 4 Цар. 15:29, - свидетельством о вторжении Тиглат-Пилезера в пределы израильского царства и отнятых нескольких городов, при чем он не делал различия между городами того и другого еврейского царства ср. Толков. Библ. т. II, стр. 527-528.

22-25. Характеристика здесь нечестия Ахаза и его идолопоклонства и гонения на религию Иеговы – более сжатая, чем в 4 Цар. 16:10-18. См. Толков. Библ. т. II, стр. 531-535. Закрытый Ахазом храм (ст. 24) оставался в таком положении до смерти Ахаза, и только Езекия при вступлении на царство открыл двери храма (2 Пар. 29:3).

26-27. Сн. 4 Цар. 16:19-20. О «книге царей иудейских и израильских» см. замечание к 27:7.

Истории следующего, 13-го царя Иудейского Езекии посвящены во 2 Пар. четыре главы 29-32 включительно, соответствующие 4 Цар. 18-20 гл. Лишь в немногих местах эти параллельные повествования дословно сходны; большею же частью 2 Пар. совсем кратко касается того, о чем подробно рассказывает 4 Цар., и весьма подробно излагает то, на что в 4 Цар. имеется лишь простое указание или краткое упоминание. В целом, 2 Пар. 29-32 в отличие от 4 Цар. 18-20 гл. и Ис. 36-39 (там же относящихся к истории царствования Езекии), рассматривает и излагает царствование Езекии не столько с точки зрения государственно-теократической и религиозно-прагматической, как 4 Цар. и книга прор. Исаии, - сколько со стороны церковно богослужебной деятельности и богослужебных реформ царя Езекии. Ср. Толков. Библ. т. II, стр. 542.

 

НазадОглавлениеВперед