НазадОглавлениеВперед

ГЛАВА 16

1-6. Война Асы с Ваасою, царем израильским, и союз первого с царем Сирийским. – 7-10. Обличение Асы прозорливцем и заключение последнего в темницу. – 11-14. Последние дни Асы, болезнь и смерть.

1-6. Ср. 3 Цар. 15:16-22. О хронологических датах войны Асы с Ваасою см. Толков. Библ. II, стр. 439-440; сн. у проф. Гуляева, цит. соч., стр. 531. О положении взятых сирийским царем израильских городов см. примеч. к 3 Цар. 15:20. Толков. Библ. II, стр. 441.

7-10. Прозорливец Анания жил и действовал и при сыне и преемнике Асы, Иосафате (2 Пар. 19:2 сл.). Причина и суть обличений его Асе – в недостатке веры последнего в защиту промыслительного действия Божия и в суеверной надежде на помощь и силу языческого царя (ср. подобные пророческие обличения израильскому царю Ахаву, 3 Цар. 20:35-43; пр. Исаии –иудейскому царю Езекии 4 Цар. 20:15-19). Аса тем более был виновен в малодушном неверии Промыслу Божию, что в войне с Зараем имел поразительно-очевидный пример чудесной помощи Божией (ст. 8; ср. гл. 14), о чем нарочито еще поучал его прор. Азария (15:1-7). В словах прозорливца Анании (ст. 9) дано ясное выражение библейского учения о промыслительной деятельности Божией, особенно в отношении к людям благочестивым. То, что Аса на пророческое обличение отвечал насилием над личностью пророка, равно как и другие притеснения, чинимые им некоторым из народа (ст. 10), показывает, что при всем благочестии своем Аса не был типичным истинно-теократическим царем; потому-то И. Сирах не называет его в числе лучших царей теократических (Сир. 49:5,6).

11-14. В описании болезни Асы (ст. 12) отмечается отчасти особенная ее острота (болезнь – ревматизм ног или падагра, см. Толков. Библ. II, стр. 441) главным же образом уже известный (ср. ст. 7) его грех – грех человеконадеяния: предпочтение врачебной человеческой помощи пред всеисцеляющею силою Божиею. В речи о погребении Асы (ст. 14) упомянуто, во-первых, о нарочитой гробнице Асы, им самим приготовленной, а, во-вторых, дано замечательное в библейско-археологическом описание обрядов погребения еврейских царей ср. ниже 21:19 сн. Иер. 34:5. Некоторые исследователи (между ними и проф. Гуляев, стр. 533-534) на основании упомянутого здесь и в цитированных местах сожжения благовоний в честь царя – полагали, что здесь имело место сожжение тела царя, и что вообще цари и знатные евреи вообще погребались чрез трупосожжение. Но единственное ясное свидетельство о том способе погребения – в рассказе 1 Цар. 31:12 о погребении павших в битве Саула и сыновей его жителями Иависа: случай сожжения трупов здесь был совершенно исключительный, вызванный благоговейным желанием предохранить трупы от поругания со стороны филистимлян.

Царствованию сына и преемника Асы, Иосафату, о котором 3 Царств дает чрезвычайно краткий рассказ в несколько стихов 22:41-51, - 2 Паралипоменон посвящает четыре главы, 17-20, восполняя сведения 3 Цар. как внешними событиями царствования Иосафата, так особенно изображением внутренней – правительственной и религиозно-теократической деятельности этого благочестивого царя.

 

НазадОглавлениеВперед