НазадОглавлениеВперед

ГЛАВА 17

1-6. Сделанное Иосафатом распределение войск по укрепленным городам; помощь Божия Иосафату за его благочестие. – 7-9. Посланные Иосафатом сановники и левиты поучают народ закону Божию. – 10-12. Дань от подчиненных Иосафату племен и увеличение его богатства и силы. – 13-19. Имена военачальников Иосафата и число его войска.

1-2. Постоянное войско (ст. 2) у библейских евреев ведет начало со времен Давида (2 Цар. 8:14,18): с этого времени, «кроме общей повинности всякого гражданина в известном возрасте выходит на войну, у царей были войско постоянные» (проф. Гуляев, стр. 554). У Иосафата такого регулярного войска было уже слишком много – по ст. 14-18, до 1.160.000 чел., - и он легче мог снабдить сильным горнизоном не только собственно иудейские укрепленные города, но и города, принадлежавшие к территории северного – израильского царства, но отобранные у израильтян отцом Иосафата Асою (15:8). Впрочем, враждебные отношения Иосафата к израильскому царству (ст. 1) могли иметь место лишь в начале его царствования, а затем сменились дружественными и союзными на почве родства царствующих домов обоих царств и общности политических интересов (см. ниже 18:1 сл.; сн. 3 Цар. 22:2 сл.; см. Толков. Библ. II, стр. 473), хотя союз благочестивого царя иудейского с нечестивым домом Ахава израильского не принес благополучия иудейскому царству.

3-6. Благочестие Иосафата, привлекшее к нему и царству иудейскому при нем милость Божию, выражалось, как и у Асы, особенно ревностно об очищении культа Иеговы не только от языческих элементов, приражавшихся к нему со времен Соломона (3 Цар. 11:4-8), но и от пережитков древнего суеверия: «отменил высоты и дубравы в Иудее» (ст. 6). Впрочем, как и Аса (сн. гл. 14:3 и 15:17), Иосафат отменял лишь языческие высоты, а не издревле посвященные Иегове жертвенники (сн. ниже 20:33).

7-9. Здесь дано в высшей степени знаменательное сообщение о мерах Иосафата по насаждению в народе иудейском религиозного просвещения – при посредстве комиссии из царских сановников, священников и левитов, посланных царем по всем городам с книгою закона. Со стороны царя это был сколько акт политической мудрости, столько же – или еще более – плод глубокого его личного благочестия и религиозной ревности, в силу которых он также организовал судебную часть в государстве своем на религиозно-теократических началах (см. ниже 19:5-11). Священники и левиты, выступая здесь в религиозном учительстве, исполняли лишь прямой долг своего звания по закону Моисееву (Втор. 33:9-10); хотя в Ветхом Завете вообще мало сообщается об учительной деятельности священников и левитов, однако всегдашнее исполнение ими упомянутого важного служебного долга своего, конечно, не может подлежать сомнению (подлинность известия 2 Пар. 17:7-9 и 19:5-11 заподозривается например Велльгаузеном – в силу предвзятого взгляда его на послепленное лишь происхождение так называемого «Священнического Кодекса», т.е., средних книг Пятокнижия, в частности и левитского священства. I. Wellhausen. Prolegomena zur Geschichte Israels, 3-te A. Berlin. 1886, s. 196. Но теория Велльгаузена и на западе не имеет уже прежнего кредита и обаяния). При том рассказ 2 Пар. с перечислением имен членов комиссии имеет очевидный признак документальности, а присущая ему простота и естественность в свою очередь говорят об исторической достоверности сообщаемого здесь факта. Участие и сановников в комиссии по народному образованию в духе религии и закона объясняется высоким государственным значением предпринятой Иосафатом меры; при том библейско-еврейской древности было чуждо резкое отделение или антагонизм – гражданских и религиозных отношений, государства и церкви, образования светского и духовного, как-то имеет место в большинстве европейских государств: господствовавшая в народе еврейском идея теократии, напротив, весьма тесно сближала все эти, в новом мире нередко противоположные, области жизни. Из того, что комиссия священников берут с собою «книгу закона Господня» (ст. 9) и с нею совершают обхождение страны, можно заключать, что экземпляры Библии в народе еще не были распространены.

10-12. Последствием внутренних мероприятий Иосафата – по насаждению в народе религиозного просвещения было поднятие авторитета иудейского царства у окрестных племен – аравитян и филистимлян, плативших дань Иосафату: так внутреннее упорядочение государства сопровождалось тем же подъемом внешнего престижа государства, как и блистательная победа Асы над Зараем (14:14).

13-19. Показанная здесь численность действующей армии Иосафата – свыше миллиона (ст. 14-18) – возбуждает серьезное недоумение и наводит на мысль об ошибке переписчиков в цифровых данных рассматриваемого места. Но самый отдел (ст. 14-18) с реестром войск и военачальников, как показывают уже имена последних, - имеет бесспорно документальный характер. Характерна подробность (ст. 16): «Амасия, сын Зихри, посвятивший себя Господу» (евр. hamitnaddeb lajhovah). По мнению некоторых толкователей, этим выражением означается его обет назарейства; но параллель Суд. 5:2,9 (где встречается тот же глагол падав. в ф. Гити.) позволяет здесь видеть мысль о воинской доблести, о воинском героизме упомянутого лица.

 

НазадОглавлениеВперед