НазадОглавлениеВперед

ГЛАВА 15

1-7. Пророческое поучение Азарии Асе и народу о зависимости благосостояния иудейского царства от преданности иудеев Иегове. – 8-19. Благочестивая ревность Асы по благоустроению культа Иеговы.

1-7. Пророк Азария (кроме данной главы называется еще в 23:1), объятый Духом Божиим, обращается к народу и царю Асе – под свежим впечатлением от чудесной победы (XIV) – с увещанием к верности Иегове и с предостережением от отступлений от Него; ст. 3-6 изображают состояние растерянности иудейского царства при нашествии Зарая, причем картина оставления Богом народа Своего, и духовных лишений последнего близко напоминают пророческие изображения состояния отвержения Израиля (ср. ст. 3 и Ос. 3:4; Ам. 8:11).

8-19. Пророческая речь ободрила Асу и подвинула его к ревности о славе Иеговы, к обновлению всенародного завета с Иеговою, и истреблению сохранявшихся от прежних царей принадлежностей идолослужения. В ст. 8 по евр. масор. тексту читается: (услышал Аса эти слова и пророчество) Одеда, LXX Αδάδ, так что некоторые полагают, что упомянутое впечатление произвело на Асу пророчество не Азарии, а Одеда (ст. 1), отца его: «можно предположить, говорит проф. Гуляев (стр. 530), что здесь, кроме слова Азарии, разумеется еще какое-то, в свое время известное, пророчество отца его Годеда». Но гораздо естественнее видеть здесь указание на пророчество, только что изложенное, (ст. 1-7) Азарии, сына Одеда. Многие кодексы LXX, как 11:52, 55, 60, 64, 71, 119, 121, 158, 243 (у Гольмеса), действительно, вставляют в ст. 8 имя Азарии; так – Сирск. и Вульгата: prophetiam Azariae, filii Oded propheti, ср. слав. русск.

Двукратная победа иудеев: при Авии над израильтянами, и при Асе – над Египтянами привлекла в Иудею многих Израильтян на жительство (ст. 9).

Внутренним последствием пророческой проповеди была вся деятельность Асы по обновлению жертвенника (ст. 8), по восстановлению завета верности Иегове с обязательством налагать херем или теократическую казнь на отступников (ст. 12-14; ср. Втор. 13 гл.), по организации величественных жертвоприношений (см. 11) и торжественных религиозных празднеств (14-15 ст.). Об этом всем в 3 Цар. прямо не сказано.

Ст. 16-18 напротив, повторяют 3 Цар. 15:13-15. О высотах, отмененных и не отмененных Асою, см. замеч. к 2 Пар. 14:2; сн. Толков. Библ. II, стр. 439.

 

НазадОглавлениеВперед