НазадОглавлениеВперед

ГЛАВА 14

1-8. (Евр. 13:23 – 14:1-7) общий характер царствованья Асы: благочестивая ревность по чистоте культа Иеговы; сооружение крепостей и военная сила Асы. – 9-15. (евр. 8-14) нашествие Зарая и блистательная победа Асы над ним.

1-8. Характеристика внутренней политики Асы, данная в этих стихах, в общем сходна, иногда до буквальности, с параллельным рассказом 3 Цар. 15:9-13; ср. напр. ст. 2-3 с 3 Цар. ст. 11-12. Какие высоты были уничтожены Асою (ст. 5), и какие им были оставлены (15:17), см. Толков. Библ. II, стр. 439. Сообщение о возведении Асою новых укреплений и усилении армии (ст. 6-7) не встречается в 3 Царстве, и во 2 Пар. имеет документальный характер, аналогично сообщению 2 Пар. 11:5-11 о государственной деятельности Ровоама.

9-15. Под именем «Зарай Ефиоплянин», евр. Zerach Kuschi, LXX Ζαρέ ο Αιθίοψ, Vulg. Zara Aethiops, обыкновенно разумеют Озоркона, фараона Египетского из 22-й династии, преемника известного Сусакима или Шишака (3 Цар. 14:25-26; 2 Пар. 12:2-12). Что кушиты и Зарай были из Египта, вообще из Африки, а не из Азии, видно из того, что по 2 Пар. 16:8 в походе принимали участие и теперь, как при Сусакиме (2 Пар. 12:3), не только ефиопляне, но ливияне, имевшие множество военных колесниц (2 Пар. 16:8). За египетское местожительство неприятеля говорит и то, что по ст. 14 при бегстве разбитые враги устремились чрез Герар – город на южной границе Ханаана (Быт. 20:2; 26:1), чрез который уже Авраам и Исаак направлялись в Египет (ср. Onomast. 344). Египетские памятники, сохранившие известие о походе Шишака-Сусакима, не упоминают о походе Зарая-Озоркона. Но самое имя Озоркон (у Манефона – Озортон или Озортос) прочитано на египетских памятниках египтологами Шамполлионом, Лепсиусом и др., как имя фараона 22-й династии, сына Шишака. В пользу отожествления Озоркона и Зарая говорит не только хронологическое совпадение, но и Ливийское происхождение 22-й, так наз. Бубастийской, Египетской династии: отсюда понятно нарочитое упоминание во 2 Пар. 16:8 о Ливиянах[1].- Решительное сражение между Иудеями и врагами произошло при укрепленном Ровоамом городе Мареше (ст. 9 и 10; ср. 2 Пар. 11:8 и примеч. к этому м.) и окончилось, благодаря чудесной помощи Божией (ст. 12, ср. 13:15). Цефата – долина близь города Мареши (Vulg. in valle Sephata, quae est juxta Maresa). LXX читали иначе: вм. евр. Цефата – другое слово цефона к северу, и передали: εν τη̃ φάραγγι κατά Βορρα̃ν Μαρησά, слав. в дебри на север Мариса. Возможно, что чтение LXX-ти – нарицательное – ближе передает мысль еврейского подлинника. Во всяком случае долина Цефата совершенно отлична от города или Хорма Цефат (Нав. 12:14; Суд. 1:17), лежавшего тоже в пределах Иудина колена (Onomast. 445.863. Толков. Библ. II, стр. 76 и 154), теперь Себет.

 


[1] Иначе, и не без видимой основательности, говорится о Зарае у проф. Гуляева, Историч. книги, стр. 527-528.

 

НазадОглавлениеВперед