НазадОглавлениеВперед

ГЛАВА 13

1-22. Война Авии, царя Иудейского с Иеровоамом I, Израильским.

1-2. Сн. 3 Цар. 15:1-2 (Толков. Библ. II, стр. 438) и 2 Пар. 11:20 (ср. замечание к последнему месту).

2-3. «Тогда как в книге Царств об Авии сделано только общее замечание, что он подражал грехам отца своего, (3 Цар. 15:3), книги Паралипоменон, в замен этой общей характеристики, передают документальное известие о войне Авии с Иеровоамом, о покорении им некоторых израильских городов, и, по обычаю, прибавляют свидетельство относительно царской родословной» (проф. Олесницкий. Государственная летопись царей Иудейских, Тр. Киев. д. Акад. 1879, № 8, стр. 424). Историческая достоверность сообщения 2 Пар. о внушительной по своим размерам войне между царем Иудейским и Израильским не подлежит сомнению, тем более, что и 3 Цар. (15:6-7) кратко упоминает об этой войне. Некоторые частности рассказа 2 Пар. о войне возбуждают недоумение. Так численность обоих враждебных войск – 400 тысяч Иудейского и 800 тыс. Израильского (ст. 3 ср. 25:5-6) и особенно число убитых у Израиля (ст. 17) – 500 тысяч (полмиллиона!) представляются сильно преувеличенными и могли возникнуть по ошибке переписчиков – могли, напр., попасть сюда из 2 Цар. 24:9 (перепись при Давиде) или из 2 Пар. 25:5-6 (война Амасии Иудейского с Иоасом Израильским). По крайней мере евр. код. 180 у Кенник. читает вместо «четыреста тысяч»: четырнадцать тысяч; соответственно меньшими могли быть и другие показанные в тексте цифры.

4-12. Некоторые толкователи отмечают неодинаковый характер речи Авии в первой ее половине (ст. 5-8) и во второй (9-12 ст.), причем в первой Авия говорит как царь – потомок Давида, а во второй как строгий ревнитель культа Иеговы и всего указанного в законе ритуала; последнее находят тем более непонятным, что по свидетельству 3 Цар. 15:3 Авия был нечестивый царь, не чуждый уклонения в языческие культы; признают, наконец, неестественность самой речи Иудейского царя к враждебному войску, имевшей вид как бы некоторой прокламации, - как и обстановки произнесения речи с вершины горы. Эти недоумения, которым нельзя отказать в известной доле состоятельности, однако не принадлежат к числу необъяснимых: священный писатель мог рассматривать здесь Авию, как (политического) главу Иудейского царства, которое, в противоположность Израильскому царству, введшему у себя незаконный культ тельцов, осталось верно истинному служению Иегове, совершавшемуся в Иерусалимском Соломоновом храме. Гора Цемараим (LXX Σομόρων Σομαρίμ, слав. Сомори, Vulg. Some..on) в горах Ефремовых (ст. 4), вероятно, лежала вблизи города этого имени в уделе Вениаминовом (Нав. 17:22, ср. Толков. Библ. II, стр. 110): упоминание этой горы в ряду гор Ефремовых и путь, по которому Авия преследовал Иеровоама, показывает, что она была на границе Ефремова и Вениаминова колен (теперь Сумра, Onomast. 861), а войско Израильское было расположено к востоку от него. (см. у проф. Гуляева, Историч. книги, стр. 524). «Завет соли», LXX: διαθήκη αλός, Vulg. pactum salis, т.е. вечный (как слав. – русск.) встречается в Библии два раза: здесь и в Чис. 18:19 (ср. Лев. 2:3), где идет речь о вечном завете Иеговы с священством народа Божия (ср. Толков. Библ. I, стр. 549). В обоих случаях значение образного выражения можно объяснить из свойства соли которая предохраняет жизненные припасы от порчи. Арабы и теперь, заключая договоры между собою, подтверждают их вкушением хлеба и соли (см. у проф. Гуляева, цит. м.). Таким образом «соль» служила подходящим символом Завета Иеговы с народом израильским (при чем общее выражение этот завет находил в жертве: отсюда обязательное употребление соли при всякой жертве (Лев. 2:13); в частности этот завет выражался в богоучрежденном священстве Чис. 18:19, и в теократической царской власти 2 Пар. 13:5. – Ровоам называется (ст. 7) «молодым и слабым сердцем» не в силу действительной маловозрастности его (при вступлении на царство ему было уже 41 год, 3 Цар. 14:21; 2 Пар. 12:13), а по неопытности в государственном управлении. См. Толков. Библ. II, стр. 424.

Об изгнании священников Иеговы (ст. 9) из Израильского царства см. 2 Пар. 11:15, ср. 3 Цар. 12:31. Относительно поставления новых священников Авия укоряет израильтян не за незаконность способа поставления священников, - способ посвящения, здесь указанный, не отличается от указанного в Исх. 29 и Лев. 8 гл. посвящения священников рода Ааронова, - а за то, что в десятиколенном царстве посвящение совершалось не во имя Иеговы, и посвящались лица, не принадлежащие к избранному роду Аарона и вообще не из колена Левиина (3 Цар. 12:31. сн. дал. ст. 10). В противоположность израильскому отступлению от Иеговы, Иудейское царство остается ему верным в целом чистом культе и всех его подробностях: богоучрежденное священство, правильно совершающее свои обязанности, нормальное и непрерывное совершение богослужения по уставу Моисея, по закону Иеговы (ср. ст. 11-12[1] с Исх. 27:21. Лев. 8:35; 24:4,6. Чис. 10:9; 14:41; Втор. 20:4).

13-18. Благоприятный для иудеев исход войны был всецело последствием преданности их Иегове и непоколебимой надежды их на Него. В картине победы по словам проф. Олесницкого (Цит. соч., стр. 424), «есть нечто напоминающее древнейшую летопись книги Иисуса Навина (ст. 15): действительно, трубный звук священников (ст. 14; сн. Чис. 10:9) и победные клики войска Иудейского близко напоминают обстановку падения Иерихона (Нав. 6:3 и дал.).

19. О положении Вефиля (Быт. 28:19 и др.) см. Толков. Библ. I, стр. 366 и т. II, стр. 45 и 427. Взятие Иудеями Вефиля, средоточия Иеровоамова культа тельцов (3 Цар. 12:29), было явным свидетельством для обеих враждующих сторон богопротивности этого культа, - Иешана (ср. 1 Цар. 7:12) – город Иудина колена; теперь, по предположению К. Ганно, - Айн-Синья, верстах в 5 к северу от Бейтина – древнего Вефиля. Ефрон или Ефраим (Ин. 11:54. Onamast. 459 и 183) – город Вениаминова колена к северо-востоку от Вефиля (по Евсевию, в 5 милях от Вефиля и в 20 – от Иерусалима); теперь ет-Тайнбе. Вместе с городами заняты были и пригороды (с евр. «дочери») каждого (ср. Нав. 15:45).

22-23. Царствовал Авия неполных 3 года (Толков. Библ. II, стр. 438). О хронологических датах мира и войны царя Асы с Ваасою (ст. 23; 15:19; 16:1) см. замеч. к 3 Цар. 15:16-22. Толков. Библ. II, стр. 439-440. События царствования Асы, рассказанные в 3 кн. Цар. (15:9-24) в нескольких стихах, во 2 Пар. обнимают целые три главы (14-16), вследствие добавлений фактически-документального характера.

 


[1] «На основании 2 Пар. 13:11, где говорится о возжении одного светильника, нельзя выводить заключения, что в богослужебном употреблении был только один из десяти светильников; упоминание об одном светильнике здесь сделано в отношении к закону Моисея, который, для периода скинии, предписывал употребление одного светильника, не запрещая однако же и умножения светильников с дальнейшим развитием торжественности богослужения» (проф. А. А. Олесницкий. Ветхозаветный храм. стр. 318).

 

НазадОглавлениеВперед