НазадОглавлениеВперед

ГЛАВА 11

(Ср. 3 Цар. 12:21-24).

1-4. Предотвращение, по слову пророка, братоубийственной войны между двумя еврейскими царствами. – 5-12. Укрепление Ровоамом городов иудейских и устройство общественных хлебных магазинов. – 13-17. Переселение священников и левитов в Иуде из царства Израильского. – 18-23. Семья Ровоама.

1-4. Сн. 3 Цар. 12:21-24. Толков. Библ. II, стр. 428.

5-12. Города, обращенные Ровоамом в крепости или вообще укрепленные им в большинстве издавна существовали и только были обстроены. Таков – Вифлеем (Быт. 35:16,19; 48:7; Руфь 1:1); о положении его см. Толков. Библ. II, стр. 99 и 212. Ефам (LXX Αιτάν, Vulg. Etam) лежал, как и Вифлеем, в колене Иудином (Нав. 15:59), верстах в 12-ти от Иерусалима; по причине прекрасного местоположения, садов и обилия водою был, по свидетельству И. Флавия (Древн. 8:3,7), любимою летнею резиденциею Соломона (развалины водопроводов, бывших здесь, существуют и доныне); теперь – Айн–Аттан, между Вифлеемом и Уртасом (Onomast. 487). Фекоя – в Иудином колене (Нав. 15:59), к северу от Хеврона, теперь Хирбет-Текуя (Onomast. 417); ср. Толков. Библ. II, стр. 99 и 329. Бефцур (LXX βαιθσουρά) – в Иудином колене, в горах Иудиных (Нав. 15:58. Неем. 3:16); особенно известен стал во времена Маккавеев, как сильная крепость, бывшая тогда местом нескольких сильных сражений (1 Мак. 4:29,61; 6:7,26); по И. Флавию (Древн. 13:5,6), был наиболее укрепленным оплотом в земле Иудейской; теперь Бет-Сур по дороге из Иерусалима в Хеврон, на расстоянии верст 20-ти от первого (ср. Onomast. 234, лежит на земле, у подошвы которого протекает обильный источник Айн-ед-Дирье, где, по преданию, Ап. Филипп крестил евнуха Кандакии. Сохо (LXX Σοχώθ) – имя двух городов в Иудином колене (Нав. 15:35,48; 1 Цар. 17:1; 3 Цар. 4:10 и др. Onomast. 881), к юго-западу от Иерусалима, см. Толков. Библ. II, стр. 96 и 98. Одоллам (евр. адуллам) упоминается уже в Быт. 38:1,12,20; взятый И. Навином (Нав. 12:15) достался в жребий Иудин, ср. 2 Мак. 12:38, в 5-ти верстах к сев.-вост. от Сохо (Onomast. 24. Ср. Толков. Библ. II, стр. 76). Гефь (евр. гат) – к западу от Сохо, верстах в 5-ти; до царствования Давида был одним из пяти главнейших филистимских городов (1 Цар. 6:17; 17:4), Давид покорил его (2 Цар. 8:1. Ср. Толков. Библ. II, стр. 240 и 317. Сн. Onomast. 301). Мареша (LXX слав. Марисан) к югу верст 5 от Гефа (Нав. 15:44. Толков. Библ. II, стр. 97), родина пророка Михея (Мих. 1:1), место сражения Асы с Зараем Ефиоплянином, 2 Пар. 14:9); во времена Маккавеев и последующие нередко переходил из рук в руки (И. Флав. Иуд. Древн. XII,8:6; XIII,9:1; XIII,15:4; XIV,4:4; XIV,5:3), пока окончательно был разрушен Парфянами при Ироде (Иуд. Древн. XV, 13:9. Иуд. Война I, 13:9). Ср. Onomast. 673. Зиф (Нав. 15:55) – в 1 ¾ часа пути к югу от Хеврона (Onomast. 464); в пустынных окрестностях Зифа скрывался Давид от преследования Саула (1 Цар. 23:14; сл. 26:2. Толков. Библ. II, стр. 98 и 282). Адораим к востоку от Зифа (1 Мак. 13:20. Onomast. 165), теперь Дерат. О положении Лахиса (4 Цар. 14:19) см. Толков. Библ. II, стр. 522. О положении Азека (Нав. 10:10; 15:35. Onomast. 34) см. там же, стр. 62-63. О положении Цоры (LXX Σαραά сл. Сала, Нав. 15:33;19:41). Onomast. 830) – там же, стр. 96; это самый северо-западный город из числа укрепленных Ровоамом. Об Аиалоне (Нав. 10:12; 19:42) см. Толков. Библ. II, стр. 63 и 117. Как и Цора, Аиалон первоначально принадлежал к уделу Данова колена, но позже оба города могли перейти к Иудину колену; этот переход мог стоять в связи с переселением священников и левитов из Израильского царства в Иудейское (ст. 13-14 рассматриваемой главы; см. у проф. Гуляева, Исторические книги, стр. 519). Хеврон, ранее Кириаф-Арба (Быт. 13:18; 23:2; Чис. 13:23; Нав. 10:36; 12:10; 14:13; 15:13; Суд. 1:10 и др.), - один из древнейших городов мира (по Чис. 13:23, построен 7-ю годами прежде Цоана Египетского); при разделении Ханаана достался Халеву (Нав. 14:13), после около 7 лет был столицею Давида (2 Цар. 2:1; сл. 5:5). В евангельское время, по преданию, был местом жительства свв. Захарии и Елисаветы. О положении Хеврона (Onomast. 113) см. Толков. Библ. I, стр. 92 и 536, т. II, стр. 88. Кроме крепостей во всех этих городах Ровоамом заведены были общественные магазины съестных припасов (ст. 11-12).

13-17. Краткое сообщение 3 Цар. 12:31 о том, что Иеровоам ставил священников из народа, а не из колена Левина, здесь (ст. 13-15) распространено теми чертами, что Иеровоам отставил от священства тех членов Левиина колена, которые не признали законным введенного им культа, и эти, верные прежнему, истинному культу Иеговы, священники и левиты переселились – частью добровольно, частью по принуждению в пределы царства Иудейского. Нет никакого основания видеть (как делают Калмет и многие новые толкователи) этих священников и левитов в обличаемых пр. Иезекиилем и лишаемых им права священнодействия левитах, изменивших Иегове (Иез. 44:10-14), - нельзя потому, что в рассматриваемом месте 2 Пар. говорится напротив о священниках и левитах верных Иегове, именно из верности Ему и по нежеланию служить богопротивному культу удалившихся в Иудею. Культ тельцов здесь (ст. 15) назван кроме собственного имени еще именем сеирим, LXX μάταια, Vulg. daemonia. Русск. синод. перевод передает еврейское название буквально: козлы, но о служении козлам в культе Иеровоама ничего не известно; и гораздо естественнее понимать сеирим в смысле идолов или же злых духов (ср. Ис. 13:21; 34:14). См. у проф. Ф. Г. Елеонского. История израильского народа в Египте от поселения в земле Гесем до Египетских казней. Спб. 1884, стр. 136-140; у А. Глаголева Ветхозаветное библейское учение об ангелах, Киев 1900, стр. 591-595.

О том, что и простые благочестивые израильтяне, по разделении царств, продолжали посещать Иерусалим и храм Соломонов (ст. 16-17), говорится и в 3 Цар. 12:27-28, при чем, по последнему месту, это обстоятельство и послужило поводом для Иеровоама учредить особый культ в Вефиле и Дане. «Три года» (ст. 17) продолжалась верность Ровоама и народа его Иегове, а затем (ср. 3 Цар. 14:22-24) и в Иудее началось идолослужение (ср. 2 Пар. 12:1), сн. Толков. Библ. II, стр. 436.

18-23. Восполняется сравнительно с 3 Цар. царская родословная Ровоама (ср. Толков. Библ. II, стр. 437). О неодинаковом написании имени третьей жены Ровоама, матери Авии, и ее отца, в ст. 20; 3 Цар. 15:2 и 2 Пар. 13:2 см. Толков. Библ. II, стр. 438. Из 28 сыновей своих (ст. 21) Ровоам удержал при себе лишь предназначенного к престолонаследию Авию, прочих же, во избежание братоубийственной распри, разослал по разным городам, обеспечив каждого содержанием и поручив государственную службу.

 

НазадОглавлениеВперед