НазадОглавлениеВперед

ГЛАВА 9

(3 Цар. 10:1-25; 11:41-43).

1-12. Посещение Соломона царицею Савской. – 23-28. Богатства, роскошь и слава Соломона. 29-31. Заключительные замечания о царствовании Соломона.

1-12. Повествование 2 Пар. о посещении Соломона царицею Савской почти дословно сходно с параллельным рассказом 3 Цар. 10:1-13. См. Толков. Библ. II, стр. 413-414. В евр. тексте неодинаково в обеих книгах названо устроенное Соломоном сооружение для храма и для дворца: по 2 Пар. (ст. 11) месиллот – лестницы, LXX αναβάσεις, Vulg. gradus, сл. степени, по 3 Цар. (ст. 12) – мисад, перила. Археология ветхозаветного храма решает этот вопрос в пользу терминологии 2 Пар. (Олесницкий, стр. 248).

13-20. Сн. 3 Цар. 10:14-21. Об устройстве престола или царского трона Соломона по иудейской традиции см. замечания к 3 Цар. 7:7 в Толков. Библ. II, стр. 394.

21. Сн. 3 Цар. 10:22. Во 2 Пар. здесь как и в 20:36-37 представляется, будто флот Соломона совершал плавание в Фарсис; на самом же деле он ходил в Офир, и название «Фарсисский» имел другой смысл. См. Толков. Библ. II, стр. 415.

25-28. Здесь только ст. 26 дает новую мысль (ср. 3 Цар. 4:21), стихи же 25,27-28 представляют повторение сказанного в 1 гл. 14-17 ст. 2 Пар. Сн. также 3 Цар. 10:26-27 и 4:26. Число имевшихся у Соломона стойл или колесниц в разных местах и по разным текстам неодинаково: по данному месту 2 Пар. и по 3 Цар. 4:26 – 40000 стойл (по некоторым кодд. LXX и Vulg также слав. – 40000 коней); по 2 Пар. 1:14 и 3 Цар. 10:26 -1400 колесниц. Но для 1400 колесниц не было нужды в 40000 конях; вероятно, следует читать: 4000 коней (проф. Гуляев, стр. 514; проф. Олесницкий, стр. 646; «Толковая Библ.» II, стр. 382).

29-31. Сн. 3 Цар. 11:41-43. Падение Соломона и суд Божий над ним и домом Божиим, о чем рассказывает 3-я книга Царств (11:1-40), не входят в повествования 2 Паралипоменон: летописный характер книг Паралипоменон и особая цель этих книг, по видимому, не допускали включения в повествование упомянутого материала, (подобно как политические придворные происшествия, рассказанные в I-II главах 3 Цар., не вошли в кн. Паралипоменон)[1]. Летописный и документальный характер книг Паралипоменон отмечается здесь (ст. 29) подробным указанием трудов известных пророков – историографов; Нафана, Ахии, Иеддо, тогда как в параллельном стихе 3 Цар. (11:41) названа лишь вообще «книга дел Соломоновых». «Пророк Нафан принадлежит к числу тех лиц, о которых в кн. Паралипоменон не раз упоминается, но писания которых не дошли да нас. О пр. Нафане упоминается во 2 Цар. 7:2 след.; 12:1 сл.; 3 Цар. 1:8 сл.; пс. 50:2. 1 Пар. 17:1 сл.; 29:29; 2 Пар. 9:29; 29:25. Из этих мест видно, что он имел значительное влияние как на политические, так и на церковные.» (проф. Гуляев, стр. 514-515). Ахия Силомлянин известен только по предсказаниям: о разделении еврейского царства на два (3 Цар. 11:29 сл.) и о гибели дома Иеровоама (3 Цар. 14:4 сл. 2 Пар. 10:15); кроме того, по данному месту, составлял летописи. Последнее известно и о Иеддо, упоминаемом еще во 2 Пар. 12:15; 13:22.

Главы 11-36, образующие вторую и большую часть второй книги Паралипоменон, содержат повествование о всех царях Иудейского царства с момента отделения от него Израильского и до падения первого с вавилонским пленом.

 


[1] Именно особый характер и цель повествования кн. Паралипоменон, а не произвольное тенденциозное искажение древних записей послепленным писателем, как полагает напр. I. Wellhausen, послужили причиною отмеченных разностей в повествовании 3 Цар. и 2 Пар. о царствовании Соломона. По Велльгаузену, (Prolegomena zur Geschichte Israels. 3-te A. Berlin 1886. S. S. 192-193), напротив, - во 2 Пар. «древний образ (царствования Соломона) так затушеван, что уничтожены все темные и неприятные черты и взамен того вставлены новые и блестящие краски не в духе оригинала, но во вкусе времени: священники и левиты, огонь с неба, исполнение всей правды закона и много музыки, кроме того всякие легендарные анахронизмы и преувеличения. Материал «предания является преломленным о чуждую среду, - дух послепленного Иудейства».

 

НазадОглавлениеВперед