НазадОглавлениеВперед

ГЛАВА 1

(Ср. 3 Цар. 3 гл.).

1-6. Жертвоприношение Соломона в Гаваоне. – 7-12. Ночное богоявление Соломону и дарование ему премудрости. – 13-17. Богатство Соломона.

1-6 и 7-13. Рассказывают о тех же фактах, о которых повествует и 3 Цар. 3:4-15, и передают их существенно сходно с 3 Цар. Отличия – частные, обозначающие или особый стиль свящ. Писателя Паралипоменон, или же его своеобразную точку зрения на одни и те же факты, или, наконец, восполняющие повествование 3 Цар. новыми чертами. Так, в рассматриваемом месте 2 Пар. ст. 2 указано, что Соломона в его паломническом путешествии в Гаваон сопровождали главы и начальники народа (чего не сказано в 3 Цар. 3:4, ср. однако там же ст. 15), что, без сомнения, действительно имело место в данное время, как и после при перенесении ковчега в храм и освящении последнего (3 Цар. 8:1, 2 Пар. 5:2). Затем, если в 3 Цар. 3:4 сказано обще: «там (в Гаваоне) был главный жертвенник (собственно: «высота», евр. бама)», то в ст. 3-5 рассматриваемой главы 2 Паралипоменон со всею определенностью сказано, что 1) в Гаваоне пребывала скиния Моисеева (ст. 3, ср. Исх. 40:18); что 2) пред этою скиниею собрания там стоял сделанный при Моисее же художником Веселиилом жертвенник (ст. 5, ср. Исх. 27:1 след. 38:1 дал.), на котором Соломон и совершил 1.000 всесожжений (ст. 6), и что 3) ковчег Божий или ковчег завета из Кириафиарима (ср. 1 Цар. 7:1) был перенесен Давидом в построенную им скинию в Иерусалиме. О последнем рассказывается во 2 Цар. 7 гл., особ. ст. 17 (см. Толков. Билб. т. II Спб. 1905, стр. 315-316), а также в 1 Пар. 15 и 16 гл. Действительность существования до времен Соломона скинии Моисеевой с ее священными принадлежностями подтверждается свидетельством 3 Цар. 8:4 (см. Толков. Библ., т. II, стр. 400). О положении Гаваона см. Толков. Библ., т. II, стр. 56-57 и 375-376. О положении Карифиарима (Нав. 9:17; Иер. 24:20) иначе Ваала Иудина (2 Цар. 6:2; Нав. 15:9,60) см. Толков. Библ., т. II, стр. 58 и 312; по Евсевию и бл. Иерониму (Onomast. 598, ср. 192), город этот лежал на 9 милиарии по дороге из Элии (Иерусалима) в Диасполь (Лидду); теперь мусульманская деревня Крьет-эл-инеб.

Что касается точки зрения, то свящ. писатель 2 Пар. не упоминает о не вполне согласном с законом служении Соломона и народа Богу на высотах, как сказано в 3 Цар. 3:2 (Толков. Библ. II, 375): различались высоты, издревле посвященные Богу, от позднее произвольно избираемых (см. там же, стр. 439). К числу последних, преступных с точки зрения закона, не мог относиться жертвенник при скинии Моисеевой: вот причина, почему свящ. писатель 2 Пар. не упоминает здесь о служении на «высотах».

Наконец, в одном слововыражении отличается 2 Пар. от 3 Цар. в рассказе о ночном богоявлении Соломону: дарованная Богом Соломону чрезвычайная мудрость в 3 Цар. (3:9,12) обозначается конкретно: «сердце мудрое и разумное» евр. лев хакам венабон, а во 2 Пар. (1:9,12) абстрактно: «мудрость и знание» евр. гахокма вегамадда. Абстрактное представление может указывать на сравнительно позднее происхождение кн. Паралипоменон (мадда принадлежит позднейшему гебраизму, встречается в Дан. 1:4,17).

13. 2 Паралипоменон путешествие Соломона в Гаваон полагает в начале его царствования, что вероятно и было (возможно, что события, описанные в 3 Цар. II, имели место после этого путешествия. Слав. «от «вышняго Гаваона» (ср. ст. 3), как у LXX (υψηλή) и в Вульг. (excelsus), - неточная передача евр. «бама», высота.

14-17. ср. 3 Цар. 10:26-29; 4,26. Ср. Толков. Библ. II, стр. 382 и 416. В масоретском евр. тексте к 1 гл. отнесен в качестве 18-го стиха и 1-й стих 2 гл. С гл. 2 по 7 включительно идет речь о построении храма и его освящении.

 

НазадОглавлениеВперед