НазадОглавлениеВперед

Вторая книга Паралипоменон

Вторая книга Паралипоменон, ………, Παραλειπομένων, в первоначальном тексте Еврейской Библии составляла одно целое с I Паралипоменон, равно как и в церковном исчислении канонических книг Ветхого Завета, обе книги принимаются за одну. Только LXX, давшие этим книгам особое новое название, разделили первоначально единую священную книгу на две, и это разделение вошло и в печатные издания Еврейской Библии по почину Бомбергского ее издания (1517 года). Основание разделения могло заключаться в самом содержании обеих книг, из которых 1 Пар. После родословных таблиц (гл. 1-9) заключает в себе цельную, законченную историю царствования Давида, (гл. 10-29) а 2 Пар. – царствования Соломона (1-9 гл.) и последующих царей иудейских[1] до самого вавилонского плена (гл. 10-36). Очевидно, содержание 2 Пар. в общем покрывается или совпадает с рамками содержания 3 и 4 книг Царств. Характер повествования кн. Пар. достаточно определяется еврейским названием дибре гайямим – слова или дела дней, т.е. прошлого, и латинским бл. Иеронима: Chronicon, хроника: это – анналы, летописи, составленные на основании исторических записей пророков (см. 2 Пар. 9:29; 12:15; 13:22 и др.), частью общих с теми записями, которые служили для составления 3-4 Цар. (см. Толков. Библ. Т. 2 стр. 359), частью – исключительно бывших лишь у священного писателя. Пар., напр. «сказание книги о царях», мидраш сефер гамелахим (2 Пар. 24:27); «молитва (тефилла) Манассии» (ibid. 33:18-19). С этим в связи стоит большая документальность или статистическая точность изложения кн. Пар. сравнительно с 3 и 4 книгами Царств.

Что касается цели книг Паралипоменон, то, основываясь на неточном названии этих книг у LXX-ти (Παραλειπόμενα - «опущенные» или «забытые»), цель эту нередко видели в том, чтобы представить дополнение к другим историческим книгам Ветхого Завета, в частности – относительно 2 Пар. – к 3 и 4 кн. Царств, или же дать сокращенное изложение их содержания. В действительности, однако, в кн. Пар. нередко повторяются повествования, довольно подробно описанные и прежде, иногда же совсем опускаются и важные исторические известия. Скорее, держась еврейского названия книг Паралипоменон, следует видеть в них анналы или летописи преимущественно религиозного, теократического, богослужебного характера: идея теократии и культа Иеговы – господствующая идея книг Паралипоменон, отсюда особенная подробность повествования о царях благочестивых, и подобная же подробность в описании различных учреждений в общественном богослужении, в замечаниях о священном Левином колене и отдельных родах его. Религиозно-теократическая идея, господствующая в кн. Паралипоменон, дала основание блаж. Иерониму сказать: «Книга Паралипоменон, т.е. επιτομή (сокращение) древних документов, такова, что, если кто, не зная ее, захочет присвоить себе знание писаний, тот смеется сам над собою. В каждом почти имени и в каждом соединении слов затрагиваются пропущенные в книгах Царств истории, и излагаются бесчисленные евангельские вопросы». («Письмо к Павлину. Об изучении свящ. Писания». Творения блаженного Иеронима Стридонского в русском переводе ч.з. Киев, 1894, стр. 83). Важное практическое значение в жизни возвратившегося из плена иудейства могли иметь помещенные в 1 Пар. 1-9 гл., родословные еврейские таблицы, дававшие возможность точного разбора, кто происходит от священного колена и кто мирянин (1 Ездр. 2:59-63; Неем. 7:61-65). Еще более важное значение должны были иметь замечания религиозно-культового свойства в воссоздании религиозно-богослужебной жизни иудейства при построении второго Иерусалимского храма. Всего же важнее, что в кн. Паралипоменон веет тот же божетвенно-возвышенный дух, что и в других священных книгах (пр. например 2 Пар. 6:18 и Деян. 7:48 и др.).

Святоотеческие толкования на кн. Паралипоменон – блаженного Феодорита и св. Ефрема Сирина. Из западных ученых – прежних: Калмета, Клерика, Корнелия и Ляпиде, - новых: Берто (1873), Кейля (1870) и др. В русской литературе о кн. Паралипоменон см. митр. Киевск. Арсеия. Введение в свящ. Книги Ветхого Завета (Киев 1873), проф. А. А. Олесницкого. Руководственные о Свящ. Писании Ветхого и Нового Завета сведения из творений отцов и учителей Церкви (Спб. 1894); его же, Государственная летопись царей иудейских или книги забытые (Παραλειπόμενα). Труд. Киев. Дух. Акад. 1879, №№ 8 и 12; проф. прот. А. С. Царевского, Происхождение и состав первой и второй книги Паралипоменон (Киев 1878); проф. П. А. Юнгерова, Происхождение и историчность книг Паралипоменон, Правосл. Собеседн. 1905, сентябрь; Истолковательные примечания – у проф. Гуляева, Исторические книги Ветхого Завета (Киев 1866) и др.

 


[1] В кодексе Александрийск. LXX-ти имеется надписание: Παραλειπομένωνβ. των βασιλειων Ιουδα - «2 Пар. о царствованиях иудейских».

 

НазадОглавлениеВперед