НазадОглавлениеВперед

ГЛАВА 17

1-2. Намерение Давида построить храм. – 3-15. Откровение ему чрез пророка Нафана. – 16-27. Молитва Давида.

Семнадцатая глава представляет, за немногими исключениями, дословное повторение содержания 7 гл. 2 кн. Царств.

1. Автор Паралипоменон опускает выражение 1 ст. 7 гл. 2 кн. Царств: «когда  Иегова успокоил его (Давида) со всех сторон, от всех врагов», в целях устранения противоречия данных слов с дальнейшим повествованием, так как самые кровавые войны Давида с окрестными народами падали на последующее время.

4. Во 2 Цар. 5:5 слова Господа имеют форму вопроса, даже сомнения: «ты ли построишь Мне дом?» Здесь они заменяются выражением характера положительного: «не ты построишь Мне дом для обитания».

6. Титул «судья» заменяется во 2 Цар. 7:7 титулом «вождь», «предводитель». Судьи – верховные правители одного или нескольких колен в период от смерти И. Навина до воцарения Саула. Вождь-начальник, предводитель каждого колена порознь, во все время сохранения раздельности колен.

10. Во 2 Цар. 7:11 глагол «возвещаю» стоит во втором лице и прямо относится  к Иегове: «Иегова возвестил».

11. В буквальном переводе с еврейского: «так как исполнились дни твои, чтобы идти тебе к предкам своим», стих производит впечатление того, что откровение сообщено Давиду незадолго до его смерти. В кн. Царств – 7:12 – иное выражение: «когда же исполнятся дни твои и ты ляжешь с отцами своими». Правильное чтение несомненно на стороне кн. Царств, так как откровение чрез Нафана было сообщено Давиду в начале, но не в конце его правления.

13. Автор опускает составляющие вторую половину ст. 14 VII гл. 2 кн. Царств слова: «если он согрешит, Я накажу его жезлом мужей и ранами сынов человеческих», может быть, для того, чтобы оттенить непрекращающуюся милость Иеговы к дому Давида и тем выставить последний в одном благоприятном свете, или же в целях указать на прямое отношение обетования о потомке Давида к одному Мессии: «который был прежде тебя», т.е. Саул. Он прямо и назван во 2 Цар. 7:15.

14. Чтение кн. Паралипоменон сильнее оттеняет мессианский характер обетования, чем уклоняющееся от него чтение 2 кн. Царств. Потомок Давида будет «вечен в доме Моем и в царстве Моем», т.е. в теократии, существование которой не кончилось временами В. Завета.

17. Фраза: «и взираешь на меня, как на человека великого, Господи Боже», заменяет неясное выражение 2 Цар. 7:19: «это по-человечески, Господи Боже».

18. 2 книга Царств, проводящая в параллельном данному стиху месте – 7:20 мысль, что Давид не знает как отблагодарить Господа, дает чтение более понятное, чем кн. Паралипоменон, указывающая, что Давид не знает, чего ему следует желать для своей славы.

 

НазадОглавлениеВперед