НазадОглавлениеВперед

ГЛАВА 18

1. Война Давида с филистимлянами. – 2. С моавитянами. – 3-8. С Адраазаром, царем Сувским, и сирийцами. – 9-11. Посольство от Фоя, царя Имафа. – 12-13. Поражение Идумеян Авессою. – 14-17. Первые соновники Давида.

Подобно другим, восемнадцатая глава представляет повторение с небольшими особенностями 8 гл. 2 кн. Царств.

1. Вместо непонятного выражения 2 Цар. 8:1: «и взял из рук филистимлян узду народов», кн. Паралипоменон употребляет объясняющие его слова: «Геф и зависящие от него города». Геф был один из пяти главных филистинских городов и по своему положению, как находившийся на границе израильской и филистимской земли, мог быть действительно в руках той или другой стороны уздою на противников.

2. Автор по неизвестным соображениям опускает замечание 2 Цар. 8:2 о жестокой расправе Давида с моавитянами. Едва ли им руководило желание выставить Давида в благоприятном свете, тогда он должен был бы замолчать и аналогичную расправу с аммонитянами (20:3). В этой, кажется, войне с моавитянами Ванея, сын Иодая, поразил двух сыновей Арийла моавитского (11:22).

4. В кн. Царств означается только 1.700 всадников, а о колесницах совсем не говорится, хотя дальнейшие слова и предполагают их истребление.

8. Во 2 кн. Цар. 8:8 эти города называются Бетах и Берот. От чего произошло разногласие, сказать нельзя. Ни те, ни другие названия в других местах Св. Писания не встречаются. Замечания об употреблении Соломоном захваченной Давидом меди в кн. Царств нет.

12. Вторая книга Царств (8:13) приписывает эту победу самому Давиду, замечая, что она была одержана над: «арамянами». Но война с идумеянами самого Давида, в которой принимал участие между прочим Иоав, закончилась, по свидетельству 3 Цар. 11:15-16, истреблением всего мужского пола. Между тем и 2 кн. Царств и 1 Паралипоменон говорят только об избиении части Эдомлян. Поэтому чтение последней должно быть признано более правильным. Усвоение победы над идумеянами Давиду объясняется, может быть, тем, что Авесса  действовал от его имени, в силу чего дело военачальника приписывается его повелителю-царю. Что касается различия в именах: арамяне и Идумеи, то оно объясняется сходством их еврейского начертания.

 

НазадОглавлениеВперед