НазадОглавлениеВперед

ГЛАВА 15

1-29. Перенесение ковчега завета из дома Аведдара Гефянина на Сион.

Вместо краткого описания перенесения ковчега завета во 2 Цар. 6:11-23 автор кн. Паралипоменон предлагает подробный рассказ об этом событии. В состав его входят: 1) перечисление предварительных действий – устройства скинии (1 ст.), совещания Давида с священниками и левитами (2-16 ст.) и назначения некоторых из них для перенесения ковчега (16-24); 2) описание самого акта перенесения (15:25 – 16:23) и первого торжественного богослужения пред ковчегом (16:4-43), в состав которого входило исполнение особого песнопения, составленного самим Давидом.

1. Автор не разъясняет, что это за дома, построенные Давидом. Предполагают, что они назначались для его жен (14:3). Так как скиния Моисеева находилась в Гаваоне (1 Пар. 16:39; 21:29), и по особым соображениям Давида не была перенесена им на Сион, то очевидно, что здесь была выстроена по образцу ее новая.

2. Объясняя смерть Озы (13:10) неисполнением закона о ношении скинии и ее принадлежностей левитами (ст. 13), Давид издает теперь соответствующее постановлениям Моисея распоряжение (Чис. 4:15).

3. Израильтяне, не весь народ, но его представители старейшины и тысяченачальники (ст. 25), только присутствовали при перенесении ковчега завета, но не принимали в нем непосредтвенного участия; это было делом левитов и священников, о созвании которых и идет речь ниже.

4-10. Решив перенести ковчег завета согласно с предписаниями закона Моисеева, Давид приглашает для этого дела те левитские поколения, которые по указанию Моисея обязаны были переносить скинию и ее принадлежности. Именно, поколение Кафа с его представителем Уриилом (6:24), на котором лежало приготовление к перенесению и самое перенесение принадлежностей святилища (Чис. 4:4-15); род Мерари во главе с Асаиею (6:30), обязанный переносить брусья скинии, подножия для них – шесты и т.п. (Чис. 4:31-32), и наконец, потомков Гирсона, с их главою Иоилем (6:21), переносивших покровы скинии, завесы и т.п. (Чис. 4:25-26). К ним Давид присоединяет еще левитов из трех других происшедших от Каафа поколений: Елисафана, внука Каафа (Исх. 6:18). Для  перенесения ковчега завета собираются, таким образом, четыре рода каафитов (ст.5, 8-10) и по одному роду потомков Мерари и Гирсона.

11-12. Перенесение ковчега завета, - места пребывания самого Бога (Исх. 25:22), требовало от левитов и священников чистоты, между прочим, измовения одежд (Исх. 19:10,15. 2 Пар. 30:3).

13. См. примеч. к 2 ст.

17. См. 6: 33, 39, 44.

18. Иаазииль = Азииль 20 ст., Иеиел 16:5.

19-21. Разделение вышеупомянутых лиц (17-18 ст.) на три хора сообразно с теми музыкальными инструментами, на которых они играли. Второй хор играл «на псалтирях тонким голосом», буквально с еврейского (алаламот) «по девичьи», девичьим, тонким голосом, - дискантом или альтом. Третий хор – «на цитрах, чтобы делать начало» - «ал-гашшеминит» - «на восьмой, последней и самой грубой струне, т.е. самым низким голосом.

22. «Хенания – был учителем пения» - чтение LXX. Из дальнейшего рассказа не видно, чтобы перенесение ковчега завета сопровождалось пением. Поэтому некоторые (проф. Гуляев) все данное место переводят так: «Хенания был начальником левитов в этом деле. Он начинал музыку, потому что был искусен». Другие (Цоклер) усвояют ему роль главного руководителя всею процессиею перенесения ковчега завета.

23. Так как при перенесении ковчега не было нужды в привратниках, не чувствовалось необходимости  в них и при постановке его на место, то предполагают, что термин «привратник» имеет в данном, а равно и в следующем стихе какое-нибудь особое значение. Не открывали ли двое из них шествие и двое не замыкали ли?

24. Распоряжение трубить в трубы сделано, очевидно, во исполнение предписания Чис. 10:10.

26. Выражение «помог» едва ли указывает на успех в начале процессии. Противополагая второе перенесение ковчега первому, как видно из XIII гл., неудавшемуся, автор хочет указать словом «помог» на благополучный его исход, окончание. В таком случае и жертвоприношение, о котором идет в настоящем случае речь, имело место в конце перенесения. С этой стороны повествование кн. Паралипоменон отличается от рассказа кн. Царств. По словам последней, чрез каждые шесть шагов приносился в жертву вол и телец (2 Цар. 6:13). Но если трудно предположить, чтобы при громадном стечении народа возможно было рассчитать столь небольшое количество шагов, то естественнее будет считать вероятность сообщения  на стороне кн. Паралипоменон. Отмечаемое в ней седмеричное число жертвоприношений указывает на особенную торжественность.

27. Автор опускает показание 2 Цар. 6:14, что Давид «прыгал» пред ковчегом завета, но как видно из 29 ст., этот факт ему известен. Опуская показание кн. Царств, он восполняет ее рассказ упоминанием, что Давид и все левиты были одеты в виссонную одежду, точнее в меил. Так как меил был одеждою священников (Исх. 28:31), то это замечание указывает, что вся  процессия носила церковно-богослужебный характер.

 

НазадОглавлениеВперед