НазадОглавлениеВперед

ГЛАВА 15

1-7. Иудеи преследуют и поражают врагов. – 8-10. Первосвященник и старейшины Иерусалимские приходят «видеть Иудифь и приветствовать ее» благословениями. – 11-14. Торжества народные по случаю победы.

1-2. «Ни один из них не остался в глазах ближняго». Каждый видел в другом усугубление своего страха, и в одиночном бегстве думал найти вернейшее спасение, облегчая для Иудеев довершение поражения по отдельным маленьким частям. Такой смысл могут представлять приведенные слова. Можно понимать их и так, что бегство было всеобщее, без всяких исключений и одинаково у всех поспешное и беспорядочное.

3. «Расположившиеся лагерем в нагорной стране около Ветилуи», - т.е. Идумеи и Аммонятяне, срав. 7:18.

4. «Озия послал в Ветомасфем, Виваю, Ховаю и Холу» - см. выше, к 4:4,6.

8. Первосвященник и старейшины Иерусалимские «пришли посмотреть, какое благо сотворил Господь для Израиля», т. е. пришли на месте разузнать дело, особенно «видеть Иудифь и приветствовать ее» - греч.: λαλη̃σαι μετ αυτη̃ς ειρήνην - букв.: «поговорить с нею мир» (мирное, дружеское) = дружески, ласково побеседовать с нею, а также: «произнести над нею благословение».

10. Имя «Господа Вседержителя» в позднейших еврейских книгах обычно составляет замену собственного имени: Иегова, из благоговения не произносившегося и не употреблявшегося послепленными Евреями.

11. «Народ расхищал лагерь в продолжение тридцати дней». Некоторые критики считали до невероятности преувеличенным это сообщение. Однако, невозможного здесь ничего нет. Надо не забывать, сколько стран и городов прошел по пути к Ветилуе Олоферн, унося все лучшее из них с собою, как военную добычу. Этой-то добычи и могло достать для разграбления не столь многочисленным Ветилуйцам на целый месяц, тем более, что она была несомненно раскидана на весьма обширном пространстве и могла быть находима лишь своего рода поисками, не сразу.

«Постели» - τάς κλίνας – ложи, софы, на которых возлежали за обедом и которые были украшением столовой комнаты и вообще шатра Олоферна.

12. «Обвитые виноградными листьями жезлы (θύρσους)» это могли быть и просто сучки виноградных лоз, для держания в руках во время хороводов. Такие «жезлы» (Фирсы) употреблялись и при торжествах языческих, как, например, на празднествах Вакха, причем «жезлы» здесь употреблялись из плюща или виноградной лозы, обвитой сверху плющем.

13. «Масличные венки» - как знаки мира и радости.

«Мужи Израильские» участвуют в торжествах «вооруженные» в знак того, что совершается праздник победы.

 

НазадОглавлениеВперед