НазадОглавлениеВперед

ГЛАВА 5

1-5. Удивленный известиями о приготовлениях Израильтян к сопротивлению, Олоферн справляется о них у Ахиора, вождя Аммонитян. – 6-21. Речь Ахиора об Израильтянах. – 22-24. Неблагоприятное впечатление речи на все собрание.

1. Приготовления Иудеев к сопротивлению, конечно, были смешны до ничтожества, при такой огромности войск Олоферна и таком количестве пройденных им победоносно ниспроверженных царств и народов. Нет сомнения, и для Иудеев это было ясно до очевидности. Но чем очевиднее было ничтожество их приготовлений к защите, тем идейнее и трогательнее был этот слабый порыв к кровавой борьбе за свои священные достояния, - порыв, со всею своею могучею силою заявивший себя в столь трогательном взыскании Божественной помощи.

2-4. Желая иметь, очевидно, неизвестные дотоле сведения об Израиле, его стране, военных крепостях и силах, и о причинах его упорства, Олоферн собирает «всех начальников Моава и вождей Аммона и всех правителей приморской страны» и требует от них этих сведений. Как ближайшие соседи Израиля, они более других осведомлены обо всем этом, и своею многочисленностью и разноплеменностью должны были придать этим сведениям особенную ценность, всесторонность и обстоятельность.

Многие находили невероятным, чтобы Олоферн сам ничего не слыхал и не знал об Израиле ранее. Однако, неестественного в этом ничего нет, в виду вообще тогдашней Замкнутости и малозаметности Израиля среди остального мира. Даже походы Ассирии в Самарию и Иудею мало способствовали более близкому ознакомлению с ними других восточных народов, в виду того, что сама Ассирия составляла едва лишь 1/22 часть царств западной Азии. Судя по тому, что Олоферн, как указывает его имя, был арийского, а не семитического происхождения, можно не сомневаться, что ему еще менее, чем остальным ассирийцам было известно все, что касалось Израильтян.

Обращение в речи Олоферна «сыны Ханаана!» - приложимо собственно лишь к сатрапам приморской области и не совсем подходит к другим членам собрания, каковы например, были начальники Моава и вожди Аммона. Посему, нужно думать: или Олоферн не полагал между ними и не знал никакого различия, или имел в виду именно приморцев – Хананейского происхождения, к которым он относил и Евреев.

5. Имя «Ахиор (Αχιώρ)» упоминается еще в Чис. 36:27, впрочем в измененном виде …… Настоящая форма имени - ……. – брать или друг света.

6. Ахиор выставляет на вид Олоферна прежде всего Халдейское происхождение Иудеев, по видимому – с целью расположить к ним Олоферна, который сам был подданным Ассирийской монархии.

7-8. Конец второго из этих стихов примыкает к самому началу предыдущего, распространяемого длинным вводным предложением и благодаря этому несколько спутывается и затемняется последовательность рассказываемых событий. Дело представляется так. Сначала Израильтяне жили в земле Халдеев, от которых они и происходили (6 ст.). Но потом, когда они не захотели служить богам отцов своих Халдеев (7 ст.) и начали покланяться Богу неба (Иегове), Халдеи лишили их отечества, и вот началась их скитальческая жизнь (8 ст.): прежде они поселились в Месопотамии (начало 7 стиха, к которому непосредственно и последовательно должен примыкать 9-й, конец же 8-го есть лишь повторение начала 7-го – «бежали в Месопотамию и долго там обитали»), а потом… вышли в землю Ханаанскую и т. д. (9-й и дальнейшие стихи).

9-21. Речь Ахиора замечательно точно, осмысленно и идейно до ортодоксальности представляет историю Израиля. Особенно любопытно здесь то, что Ахиор так верно разгадывает секрет несокрушимой силы и жизненности Израильского народа со всеми превратностями его судьбы и испытаниями. Этот секрет – верность Иегове и пути от Него завещанному. Ахиор отмечает на протяжении всей истории Израильтян строгое соответствие их благополучия – степени этой верности, и беспристрастно – убежденно и справедливо заключает, что и в данную минуту не сила воинская, хотя бы самая надежная, может решить дело в пользу Олоферна, а единственно лишь то, на какой степени верности Иегове народа Израильского застигнет нападение на этот народ со стороны Олоферна.

22-24. При всей своей замечательной сдержанности и разумности, речь Ахиора не понравилась собранию именно тем, что ставила успех столь громадных и испытанных в боях и победах полчищь в зависимость от какой-то мистической силы ничтожного и слабого народа. Голос его остался совершенно одиноким и вызвал совершенно обратное действие: собрание полководцев единодушно и преданно упрашивало Олоферна вести их на Израиль, как на верную добычу, а Ахиора требовало тотчас же предать смерти.

 

НазадОглавлениеВперед