НазадОглавлениеВперед

ГЛАВА 4

1-12. Речь второго телохранителя о силе царя. – 13-32. Речь третьего телохранителя Зоровавеля о женщинах и 34-41 об истине. – 42-46. Решение царя и просьба Зоровавеля об иудеях. – 47-57. Милость Дария к иудеям. – 58-60. Благодарственная молитва Зоровавеля. – 61-63. Радость иудеев по случаю дарования свободы.

1-12. Речь второго телохранителя более пространна, чем речь первого. Смысл ее тот, что сильнее всего царь, так как ему повинуются все люди.

12-32. Речь третьего телохранителя наиболее длинна. Она распадается на две половины. В первой доказывается, что женщины сильнее, чем вино и чем царь, так как они родили царя, вскормили возделывающих виноградники, приготовляют одежды и все нужное для украшения, заставляют мужчин все забывать ради них. Во второй половине речи восхваляется сила истины.

13. Замечание писателя о третьем телохранителе это был Зоровавель в Сир., Др.-Лат. и рукоп. 108. 121 передается с прибавлением ο του̃ Σαλαθιήλ εκ φυλη̃ς ίου̃δα

21. И с женою оставляет душу (αφίησι τήν ψυχήν), т. е. остается при жене до смерти (Ср. Быт. 35:18).

24. Льва встречает и во тьме скитается. Ср. Притч. 22:13; 26:13; Сир. 4:30; 1 Петр. 5:8. В Древ.-Лат.: leonem contemnit льва презирает. Мысль та, что человек ради возлюбленной пренебрегает всякими страхами.

29. Дочь славного Вартака. Имя читается в рукописях различно и, по видимому, должно считаться испорченным. У И. Флавия оно читается: Ραβεζάκου του̃ Θεμασίου. Имя Апами (Апамин) очень часто встречается в памятниках, как имя сирских принцесс.

33. Тогда царь и вельможи взглянули друг на друга, - очевидно, выражая удивление сказанному Зоровавелем.

35-40. Зоровавель прославляет истину, представляя ее могущественнее всего, а не Бога. Возможно, что он имеет в виду при этом слушателей-язычников. Кроме того, в речи Зоровавеля отражается влияние эпохи, в которую жил автор книги. Идея Бога в позднейшей иудейской теологии расчленена была на частные понятия; (σοφία, λόγος, πνευ̃μα θεου̃, αλήθεια); эти понятия были ипостазированы и стали на место древних означать представление о Божестве.

41-42. Признанный победителем Зоровавель получает позволение просить, чего он хочет, и обращается с ходатайством за иудеев.

45. Ты обещался построить храм, который сожгли идумеи. Об участии идумеев в разграблении Иерусалима говорится у пр. Авдия и в кн. Иез. 26:5.

49. Не приходите к дверям их, т. е. не вмешивайтесь во внутреннюю жизнь их.

52. Упоминание о «семнадцати предписанных всесожжениях не ясно. В Сир., Древн.-Лат. и Вульг. оно опущен. Ср. Исх. 29:38; Чис. 28:3.

56. Предписал давать жалованье и продовольствие, - κλήρους καί οψώνια, поместья и содержание.

58. И когда вышел юноша, - вышел, очевидно, из царского дворца. Устремил лицо свое на небо против Иерусалима. Ср. Дан. 6:10. Молиться, обратив лицо к Иерусалиму, было общим обычаем.

 

НазадОглавлениеВперед