НазадОглавлениеВперед

ГЛАВА 5

1-3. Возвращение из плена. – 4-44. Список возвратившихся с Зоровавелем. – 45-49. Построение жертвенника. – 50-52. Праздник кущей и восстановление жертвоприношений. 53-62. Построение храма. – 63-70. Препятствия со стороны Самарян.

1. В ст. 1-5 содержатся сведения, не имеющиеся в канонических книгах. Откуда заимствованы эти сведения автором, - неизвестно. Греческий текст стихов Фриче находит имеющим гебраистическую окраску, а Евальд и Берто высказывают предположение, что ст. 1-5 находились некогда и в 1 Езд. 2-3 слова ст. 2-го с музыкою, с тимпанами и трубами некоторые экзегеты относят к 3-му, понимая, как указание на торжественные проводы отправлявшихся со стороны оставшихся братьев.

5. Сареева = Сераии. Иоаким сын Зоровавеля. В 1 Пар. 3:9 в числе сыновей Зоровавеля не называется Иоаким. В виду 4:58, где сам Зоровавель представляется юношей, упоминание о его сыне Иоакиме также может возбуждать недоумение. Фриче и Рейс, напротив, полагают, что рассказанная в гл. 3-4 история спора относится именно к Иоакиму и только впоследствии, по ошибке, в 4:33 было вставлено замечание о третьем телохранителе – это Зоровавель, и он сделан героем рассказа.

8. Ср. 1 Езд. 2:2; Неем. 7:7. Транскрипция имен во 2 Езд. иная, нежели в параллельных местах 1 Езд. и Неем.

9. Вместо Фороса в 1 Езд. и Неем. 7:8 назван Парош. Число сынов Сафатии в 1 Езд. и Неем. определяется цифрой 372, а не 472, как во 2 Езд.

10. В 1 Езд. 2:5 и Неем. 7:10 вместо Ареса назван Арах. Число сынов его было по 1 Езд. 775, по Неем. 662 (вместо 765 2 Езд.).

11. В 1 Езд. 2:6 и Неем. 7:11 сыновей Пахаф-Моава. Число сыновей его по Неем. 7:11 было 2818.

12. Илама: по 1 Езд. 2:7; Неем. 7:12 – Елама. Зафуи: по 1 Езд. 2:9 Зафуи, по Неем. 7:13 Заффу. Вместо цифры 975 лучше со многими рукоп. читать 945, как в 1 Езд. По Неем. 7:12 число сыновей Заффу – 845. – Вместо Хорве в 1 Езд. 2:9 и Неем. 7:14 имя Закхая, число сынов которого определяется цифрой 760 (а не 705). Число сынов Ванния или Биннуя по 1 Езд. 2:10 – 642. Кн. Неемии указывает число согласно с 2 Езд.

13. Сынов Вивая или по 1 Езд. и Неем. 7:16 Бевая было по 1 Езд. 623, по Неем 628 (вместо 633 2 Езд.). Сынов Арге по 1 Езд. 2:12 было 1322, сыновей Азгада – 1222. Род Арге в кн. Неем не упомянут.

14. Число сынов Адоникама по 1 Езд. 2:13 было 666, а по Неем.7:18 – 667. Сынов Вагоя (по 1 Езд. и по Неем. 7:19 Бигвая) было по 1 Езд. 2056, по Неем. 2607.

15-17. Ст. 15-39 в Сир. тексте нет. Сынов Атира по 1 Езд. и по Неем. 7:21 было 98. Вместо имен Килана, Азинана, Аниса, Ароима, Вассая, Арсифуриса и Ветируса в 1 Езд. 2:17-20 и в Неем. 7:22-24 стоят совершенно иные имена.

17. Сынов Вефломонских: по 1 Езд. 2:21 и по Неем. 7:26 уроженцев или жителей Вифлеема.

18. Из Нетофы по 1 Езд. 2:22 было 56 человек, а по Неем. 7:26 - 65. Из Вефасмона по 1 Езд. 2:24 и Неем. 7:28 из Беф Азмавефа.

19. Кариафири-Кариафарим. Число жителей города в 1 Езд. 2:25, Неем. 7:29 не указано. Вырог или по другим рукоп. Βηρώθ = Беероф 1 Езд. 2:25; Неем. 7:29.

20. Слов первой половины ст. 20-го нет в 1 Езд. и Неем. Под Хадиасеями разумеют жителей Кедеша (Нав. 15:23), под Аммидеями жителей Хумга (Нав. 15:54). – Кирам, вероятно, - Рама; Гаввис – Гева.

21. Маккалон – Михмас. Ветолий – Вефиль. Нифис – Нево. По 1 Езд. 2:29 и Неем. 7:33 уроженцев Нево было 52 (а не 152).

22. О сынах Каламолала и Онуса в 1 Езд. и Неем. не упоминается. Сынов Иереха: вероятно, имеются в виду уроженцы Иерихона. Вместо цифры 245 лучшие рукописи читают 345, как в 1 Езд. 2:34 и Неем. 7:36.

23. Санас – Сенаа 1 Езд. 2:35 и Неем. 7:38. Вместо цифры 3301 большинство рукоп. читает 3330. По 1 Езд. уроженцев Сенаи было 3630, а по Неем. 3930. О городе, имевшем стольких представителей, однако ничего неизвестно.

24. Иедду: по 1 Езд. 2:36 и Неем. 7:39 Иедаии. Число их по  Езд. и Неем. было 973. Еммируф – вероятно, Иммер (1 Езд. 2:37; Неем. 7:40).

25. Фассур = Пашкур. Сыновей Пашкура по 1 Езд. 2:38 и Неем. 7:41 было 1247. Харми =Харим (1 Езд. 2:39; Неем. 7:42).

26. Ванны и Судия: в 1 Езд. 2:40 вместо этих слов стоит – «из сыновей Годавии» (Неем. 7:43: Годевы).

27. Многие рукописи вместо цифры 140 читают 148, как в Неем. 7:44. По 1 Езд. 2:41 сыновей Асафа было 128.

28. Число привратников указывается согласно с 1 Езд. 2:42, но имена представителей их приводятся в измененном виде. По Неем. 7:45 число было 138. Товис = Шовай 1 Езд.

29-32. Имена нефинеев, сравнительно с 1 Езд. 2:43 и д., Неем. 7:46 и д., приводятся в иной транскрипции или совсем другие.

33-34. Сыновья рабов Соломона, т.е. потомков древних ханаанских родов, обращенных на служение храму. Имена их, приводимые во 2 Езд., опять отличаются от названных в 1 Езд. 2:55-57; Неем. 7: 57-59.

36. Фермелеф = Тель-Мелих 1 Езд. 2:59. Фелерс – вероятно = Телль-харша 1 Езд. Вместо слов начальник их Хараафалан и Аалар в 1 Езд. 2:59 и Неем. 7:61 стоит название местности.

37. В 1 Езд. 2:60 вместо Далана читается Далайи, вместо НекодонаНекоды. В ст. 37 не упоминается о названных в 1 Езд. 2:60 сыновьях Товии.

38. И из священников были исправлявшие священнослужение (οι εμποιούμενοι ιερωσύνης). Фриче переводит: «домогавшиеся священства». Вместо слов сыны Овдия, сыны Аквоса в 1 Езд. 2:61 читается: «сыновья Хабайи (Неем. 7:63: Ховаии), сыновья Гакоца». Иадду в 1 Езд. и Неем. не назван.

40. И сказал им Неемия и Атфария. В 1 Езд. 2:63; Неем. 7:65: «и Тиршафа сказал им». Вместо персидского титула наместника, который в данном месте относится к Зоровавелю, во 2 Езд. названы, очевидно, ошибочно, имена Неемии и Атфарии.

41. Всех же израильтян от двенадцати лет: начиная с 12 лет еврейский мальчик становился «сыном закона» (ср. Лк. 2:42). Общая сумма возвратившихся указывается согласно с 1 Езд. 2:64 и Неем. 7:66. Но если сосчитать отдельные цифры, то получится сумма 33.934, - больше чем в 1 Езд. (29.818) и в Неем. (31.101). Разногласие это объяснить очень трудно. Число певцов по 1 Езд. 2:65 было 200.

42. Коней у возвратившихся было по 1 Езд. 2:66 и Неем. 7:68 – 736. Та же цифра и в некоторых рукописях 2 Езд. Подъяремного скота по 1 Езд. было 6.720 (вместо 5.525). Различие в цифрах, нередко наблюдаемое в библейских текстах, объясняется тем, что здесь наиболее легко могли появляться ошибки переписчиков.

43. Когда пришли они ко храму Бога (εις τό ιερόν του̃ Θεου̃), - собственно, к месту, где был некогда храм. Слова по силе своей лучше относить к ст. 44.

44. В 1 Езд. 2:69 и Неем. 7:70-72 сумма пожертвований указывается другая.

46. По-видимому. в основе ст. 46-го лежит Неем. 7:1. Собрание народа происходило на открытом месте при первых воротах на восток. О первых воротах упоминается у Зах. 14:10. Их отождествляют с древними воротами на восточной стороне города (Неем. 3:6), с угольными воротами (2 Пар. 26:9), или с нынешними Дамасскими. Но возможно, что речь идет не о воротах стены, а о воротах храма.

49. И собрались к ним от иных народов, бывших в той земле. Слова представляют, по-видимому, неправильную передачу замечания писателя 1 Езд.: «они были в страхе от иноземных народов». И устроили жертвенник – речь идет об иудеях.

61-63. Неясное описание дня торжества. В ст. 62 сообщается, что народные вопли заглушали звуки труб, но в то же время говорится, что звук труб был слышен так далеко, что привлек внимание соседей.

63. Враги колена Иудина и Вениаминова – самаряне.

66. От дней Асвакафиса, царя ассирийского. По 1 Езд. 4:2 «от дней Асардана», т. е. Ассаргадона.

69-70. Освящение событий иное, чем в 1 Езд. Указание ст. 70-го на то, что постройка храма остановилась на два года, ошибочно, так как по 1 Езд. 4:24 постройка остановилась до второго года Дария, т. е. приблизительно на 15 лет.

 

НазадОглавлениеВперед