Слово митрополита Владимира в день Святого Духа

image_print
Слово митрополита Омского и Таврического Владимира на начало Великого поста

 

 Слово митрополита Омского и Таврического Владимира в день Святого Духа.

 

Огненный Дух, когда прият будет, откроет вам всякия тайны, отгонит от вас людей и зверей, и будет у вас небесная радость день и ночь.

Преподобный Антоний Великий

 

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

 Возлюбленные о Господе братья и сестры!

Как сладостнейший, ни с чем не сравнимый дар обещал Спаситель ученикам сошествие Духа Утешителя. Казалось бы, при вести о скором расставании с Сыном Человеческим у апостолов были все причины для горя: Иисус Христос уходил от них в Царствие Небесного Отца, оставляя их одних сиротствовать среди злобы падшего мира. Но вот – Сын Божий говорит апостолам: «Лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам» (Ин. 16, 7). Что же это за Таинственный Гость, чей приход должен был утешить верных в тяжкой разлуке, Утешитель, Который явился для людей даже «лучшим», чем земное общение с Иисусом Сладчайшим?

Сошествие Святого Духа есть тайна вселения Господа в сердце человека. Небесный Отец изначально предназначал людей к тому, чтобы они «сделались причастниками Божественного естества» (2 Пет. 1, 4). Прародительское грехопадение отторгло род человеческий от этого блаженнейшего общения, и что могло быть плачевней такой утраты? Ведь все мыслимые и немыслимые блага заключались для человека в единении с Господом Жизнодавцем, ибо в Нем – Высшее Добро и Высшая Истина, Высшая Красота и Всесовершенная Любовь; только в Нем вечная жизнь и вечное счастье; вне Его – ложь, грязь, страдания и гибель. И в зримом мире нет ничего прекрасного, ничего доброго, ничего истинного, ничего святого, что не было бы создано Всевышним, так какова же должна быть совершенная, чистая радость «хождения в Свете Его»! И этого-то невыразимого блага лишил себя человек, соблазненный лукавым змием.

Любовью Божией, Искупительной Жертвой Христовой омыты были древняя неправда и нечистота рода человеческого. И вот Дух Святой, Господь Животворящий вновь снизошел к людям, чтобы восстановить «разрушенные храмы» человеческих душ, чтобы поселиться в сердцах верных.

В приобщении Духа Святого человеку даруется вся счастливейшая полнота Богообщения. Единосущен и Неразделен в Пресвятой Троице Бог Господь, так что причастник Святого Духа сродняется с Сыном Божиим и усыновляется Небесному Отцу. Где Дух Утешитель – там и свершенное Божественным Сыном Искупление, там и Всещедрая Любовь Отчая. Такой-то полноты благодатных даров и удостоились апостолы Христовы в приснопамятный день Пятидесятницы.

«Как Сын Божий явился на земле видимо, то и Духу Святому надлежало явиться видимо», – говорит святитель Григорий Богослов. В Сионскуюгорницу, где ждали обетованного Утешителя апостолы, снизошел Дух Божий с «бурным дыханием» ветра, в образе огненных языков. Так совершалось «крещение Духом Святым и огнем» (Лк. 3, 16), предвозвещенное величайшим из ветхозаветных праведников, Предтечей и Крестителем Господним Иоанном. Но какова разница между Ветхим Заветом и Новым, между грозным Синайским Богоявлением и всерадостным Сионским Боговселением! На горе Синай Миродержец дал людям Закон Справедливости, явившись им в блеске молний и грохоте грома, в устрашающем пламени – этот огонь сжигал заживо, и даже прикосновение к подошве священной горы несло смерть дерзновенному. Не таково было явление Любви Господней апостолам в Сионской горнице – здесь буря и пламя Святого Духа не страшили, не опаляли учеников Христовых, а почивали на них, исполняя небывалой духовной мощью.

Духом Святым апостолы были преображены для подвига, освящены для стяжания ими лучезарных небесных венцов. Чем были они до сошествия Утешителя? Телесными глазами видели ученики воплотившегося Сына Божия, телесными ушами слышали Его Учение, тянулись к Нему сердцем и умом, но еще не было в них ни настоящего мужества, ни неколебимой веры, ни совершенной любви. Божественный Учитель из внешнего мира словно бы издали касался их душ а в них продолжали гнездиться слабость, сомнения, недоумение. Но вот «в огне и бурном дыхании» снизошел на апостолов Дух Утешитель – это Сам Всемогущий Бог вошел в их сердца! И воистину, по слову Спасителя, «для них было лучше» стать живыми храмами Божества, переродиться в силе и славе, чем по-прежнему робким, неуверенным стадом брести за Божественным Пастырем.

«Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой, и будете Мне свидетелями даже до края земли» (Деян. 1, 8), – сказал Христос ученикам перед Своим Вознесением. И как неузнаваемо переменились апостолы, будучи облагодатствованы Духом Господним! Простые, некнижные люди, они заговорили на чужеземных языках, огненным словом Истины низвергая мудрования книжников и философов, обращая к Христу тысячи и тысячи людей, весь мир просвещая Благовествованием вечной жизни. Прежде пугавшиеся даже прислужников и рабов фарисейских, Духоносные апостолы противостали надменному иудейскому синедриону, бестрепетно исповедовали свою веру перед лицом земных владык, смело и радостно принимали мучения и саму смерть за Христа Спасителя. И во всех словах и делах, на всех путях живущий в апостолах Дух Божий вдохновлял их, руководил ими. Присутствие Утешителя было настолько осязательно, что апостолы, например, могли сказать: «Идем в Ахайю, и Дух Божий не идет с нами; пошли в Македонию, и Дух Божий идет с нами». И каковы плоды их Благовестия? «Рыбачьи сети» апостолов повсюду на просторах необъятной Римской империи извлекали народы из пучины язычества и влекли их к бессмертному Горнему Свету. Это вселенское чудо стало возможным для учеников Христовых, ибо «Утешитель, Дух Святый научил их всему» (Ин. 14, 26) и «Любовь Божия излилась в сердца их Духом Святым» (Рим. 5, 5).

Среди благодатных дарований Духа Утешителя был дар, драгоценнейший и для окружающих их верующих, и для грядущих поколений христиан, – неотъемлемая власть сводить благодать Святого Духа на других людей. Зримое Божественное явление «в огненных языках и дыхании бурном» со дня Пятидесятницы больше не повторялось, зато сами апостолы стали таинственно сообщать дары Духа Божия, возлагая руки на головы христиан. Первоначально через возложение рук апостолы передавали «начаток Духа», призывающую благодать Господню всем уверовавшим. Это таинство необходимо следовало за водным крещением – без него приобщение к Церкви Христовой не имело спасительной полноты. Затем, когда число обратившихся ко Господу стало стремительно умножаться и Благая весть распространилась «до края земли», Богодухновенные апостолы уже не могли успевать ко всем и всюду, и потому установили таинство миропомазания – начали освящать благоуханное миро, и уже руками пастырей христианских общин через помазание стала преподаваться новопросвещенным эта апостольская святыня, сообщавшая им «призывающую благодать» Духа. С тех пор власть от Всевышнего для освящения мира имеют только законные преемники апостолов Христовых (в Русской Православной Церкви мироварение и освящение мира совершает святейший Патриарх).

Рукоположение Духоносные апостолы сохранили лишь для освящения избранных, предназначенных для высшего служения; им сообщались и высшие дары Духа. Рукополагая предназначенных к возглавлению небольших христианских общин, апостолы сводили на них благодать пастырскую – способность быть проводниками Духа при совершении Богослужений и таинств. Полноту же апостольской власти, включающую право благодатного возложения рук на посвящаемых в пастыри, святые Благовестники рукоположением низводили только на особо избранных – епископов, которым вверялось руководство христианами обширных краев или целых стран. От апостолов Христовых – к епископам первоначальной Церкви, от них – к их избранникам, и так через века и до наших дней протянулась непрерывная благодатная нить рукоположений, наделяющая архипастырей и пастырей Церкви властью от Духа Святого, без которой немыслимо освящение верующих. Так Домостроительством Божиим утверждалась неразрывная в веках духовная связь поколений рода христианского, вселенское единство усыновляемых Господу последователей Спасителя. Эта великая общность, рожденная в огненно-благодатный день Пятидесятницы, есть Церковь Христова – Единая, Святая, Соборная и Апостольская.

Так в Сионской горнице было основано незримое, но до скончания времен нерушимое Царство Святого Духа на земле. Дух Господень опочил на Церкви Христовой – Матери всех христиан, Которой, по обетованию Главы Ее – Господа Иисуса, не страшны все силы ада. Могущество и Святость Церкви – в Ее Соборности: не на одном каком-то человеке, могущем пасть, а на духовной слитности всех верных основывается она. Вот так же не на одного апостола, а на всех собравшихся в Сионской горнице, в едином молитвенном порыве устремленных в Горняя, снизошла некогда полнота благодати, «огненные языки» Духа Утешителя. И так же решения свои, касающиеся основ церковной жизни, запечатлел Собор Апостольский властными словами: «Изволяся нам и Духу Святому» (Деян. 15, 28). Теми же словами по праву запечатлевают свои деяния Соборы Святой Церкви Православной.

Вся история Церкви пронизана «бурным дыханием» Духа Утешителя. «Огненные языки» Богодухновенности почили на Евангельских повествованиях, творениях святых отцов и учителей Церкви, деяниях Вселенских Соборов, утверждавших нерушимые основы Православия. Изобильные волны благодати переполняли сердца идущих на подвиг исповедников и мучеников Христовых, отрекшихся от мирской суеты преподобных пустынножителей и иноков, благоверных правителей, великих святителей и добрых пастырей христианских общин.

По слову Господа нашего Иисуса Христа, Дух Истины принес на землю не только утешение верным, но и обличение всяческой лжи и лукавства:

«Утешитель, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде: О грехе, что не веруют в Меня; О правде, что Я иду к Отцу Моему; О суде же, что князь мира сего осужден» (Ин. 16, 8–11).

И так, облеченная бронею Божественной благодати, Святая Церковь превозмогла все козни «князя мира сего» – диавола и предавшихся ему «сынов погибели»: выстояла среди свирепых древнеримских и новейших российских гонений, низложила соблазны лукавых ересей и безбожных учений, в веках и поныне предстает в чистоте и святости Учения Христова и заветов апостольских, возводит в Небесное Царствие верных сынов и дочерей Своих.

По слову преподобного Макария Великого, Дух Божий «когда хочет – бывает неизреченным упокоением; когда хочет – бывает огнем, пожирающим всякую нечистоту греха; когда хочет – бывает радованием и миром, чтобы душа на самом опыте насладилась благостью и сладостью Его». Многообразны благодатные дарования и проявления Святого Духа. И так же различны степени Боговселения в сердце человека – от слабой искры до всерадостного пламени святости. В Священном Писании говорится не только о «богатстве Славы крепко утвержденных Духом» (Еф. 3, 16), но и о некоем «начатке Духа» (Рим. 3, 23).

В Сионской горнице апостолы получили «благодать возблагодать», всю полноту даров Духа Божия. Но к этому «огненному крещению» вел Спаситель учеников Своих долгим и трудным путем: через длительное научение, искушение Крестной смерти Сына человеческого, испытание веры и любви, покаяние и молитву. Еще до Вознесения Своего Воскресший Христос «дунул и сказал им: примите Духа Святаго» (Ин. 20, 22), – это даровался «начаток Духа», сеялось в сердцах учеников семя всепобеждающего благодатного огня. И после этого еще приуготовлялись апостолы к грядущему преображению своему братским соборным бдением в Сионской горнице, «все единодушно пребывая в молитве и молении» (Деян. 1, 14), – и лишь по прошествии дней приосенила их союз «благодать возблагодать» Духа Утешителя.

Святой Дух благоволит являться сокровенным Вершителем таинств Церкви Христовой, сопровождаемых, как и во времена первохристианские, зримыми действиями и слышимыми молитвами. В установленном апостолами помазании освященным миром новопросвещенному таинственно сообщается «начаток Духа», способность и основа для духовного совершенствования. Крещение и миропомазание – эти два Богодухновенных действия освящения человека Православная Церковь соделала как бы единым таинством. За водным крещением покаяния, омывающим душу от первородной греховной порчи, непосредственно следует помазание святым миром – наложение «печати дара Духа Святого». Это запечатление невидимо телесными очами, но его зрит Всеблагий Господь, оно привлекает к себе светлых ангелов, устрашает и отгоняет злых демонов. А не имеющий на себе священной печати Духа Господня остается чужим и Божественному Сыну, и Небесному Отцу, чуждым Живоначальной единосущной Троице. Преподобный Серафим Саровский утверждает: «Крещенская благодать столь живоносна, что даже и от человека-еретика не отъемлется до самой его смерти, то есть до срока, обозначенного по Промыслу Божию для пожизненной пробы человека на земле, – на что-де он будет годен и что-де он при средствах, свыше дарованных ему на спасение, совершить сможет. И если бы мы не грешили никогда после крещения нашего, то вовеки пребыли бы святыми, благодатными, Богоносными». Если бы мы не грешили!

«Духа не угашайте» (1 Фес. 5, 19), – призывает христиан святой апостол Павел. Значит, Дух в своем сердце можно и угасить, и – увы! – как часто мы, поддаваясь лукавым соблазнам и диавольским наущениям, делаем все, чтобы потушить в себе святую искру Божию, удалить из своей гибнущей души Утешителя, обитающего в нас со дня крещения.

Не механически и не насильственно осуществляется благодатное действие Духа Святого на душу человеческую. Здесь – великая тайна Божия, тайна воссоздания падшего естества, воскрешения «ветхого Адама» к вечной жизни, восстановления поруганного грехопадением святого союза Бога и человека. Чтобы достичь счастливой полноты Богообщения, человек должен сам всеми силами своими стремиться к тому, чтобы перед Духом Утешителем настежь распахнулись двери его заскорузлого сердца. Только огненный Дух Божий властен выжечь из человеческой души всю греховную порчу, попалить опутывающие нас диавольские сети, но только сам человек, собственной борьбой против злого греха, своим порывом в Горняя способен снискать благоволение Духа Утешителя. И сам же человек, если пренебрежет милостью Господней, своевольно предастся страстям и порокам, может обречь себя в добычу силам ада. Таковому лучше бы и не принимать попранной им святыни крещения, лучше бы никогда и не касаться пресветлой ризы Господней. По строгому слову апостольскому: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог, ибо храм Божий свят; а этот храм – вы» (1 Кор. 3, 16–17).

Вставать и падать, пусть падать, но снова восставать из скверны, уповая на Милосердие Божие и не ослабевая в духовной битве с внутренним и внешним злом, – вот дело истинного воина Христова в этом исполненном соблазнов мире. И да не отчаивается в бесконечной Благости Божией даже тяжкий грешник, если он искренне желает для себя исправления и духовного возрождения. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит: «И грех-то привлекает Святого Духа к человеку. Привлекает Его грех, более не осуществляемый свершением, но зримый в себе, признаваемый, оплакиваемый. Чем более человек вглядывается в грех свой, чем более вдается в плач о себе, тем он приятнее, доступнее для Духа Святого, Который, как врач, приступает только к сознающим себя больными, напротив того, отвращается от богатящегося суетным своим самомнением. Весь вдайся в зрение греха своего, в плач о нем! Тогда, в свое время, узришь воссоздание твое непостижимым действием Святого Духа».

Первым призывом святого апостола Петра к народу, потрясенному явлением «огненных языков» Духа, было: «Покайтесь!» (Деян. 2, 38). Покаяние – вот первый необходимейший шаг на тернистом пути от «начатков Духа» к Его возрастанию в сердце благочестивом, и далее – до всемогущей, всерадостной, всеспасительной «благодати возблагодати», полноты Одухотворения. «Человек приемлет дарование Святого Духа после долговременного борения, после опытов великого терпения, после испытаний и искушений всякими скорбями, когда ни в чем не оскорбит Духа Божия», – говорит преподобный Макарий Великий, и эти слова должны служить предостережением тем «мечтателям-мистикам», что хотят без особого труда, без подвига предочищения душ своих получить величайший дар Божий. Только тот, кто терпеливо, искренне и мужественно стремится к чистоте, благочестию и любви, не постыдится вовек – и Сам Господь увенчает его за труды.

Всемогущий Бог благосклонно взирает на верных своих, ниспосылая им благодатную помощь для преодоления неизбежных искушений и горестей. Великое содействие и утешение искателям праведности предлагает и Богоучрежденная Церковь Христова, как любвеобильная Мать, питающая Своих детей спасительными духовными благами Православная Церковь нежно заботится о каждом христианине с колыбели его до самой кончины, да и окончивших земной срок не оставляет молитвенным предстательством Своим. Само посещение православных храмов, где незримо царит Дух Утешитель, благодатно для верующих. По выразительному сравнению архиепископа Иннокентия Херсонского: «Как часто входящий в мироварницу невольно и неприметно делается благоуханным в самих одеждах своих, так часто и с надлежащим расположением посещающий храмы Божии неприметно одухотворяется и начинает дышать Небом».

Церковь – духовная родительница верных в крещении, хранительница и возвестительница слова Божия, милосердная врачевательница кающихся, исцелительница душ человеческих, светлая спутница на грозной смертной дороге. Среди сокровищ Церкви Божией – величайший и драгоценнейший дар причастия Тела и Крови Господних. Животворящие Христовы Тайны делают верных кровно родными Самому Божественному Искупителю, это истинная Пища для обитающего в сердце человека Духа Святого, без которой мертвеет духовная жизнь, невозможно совершать дело спасения. А воздух, которым благоволит дышать Дух Утешитель, – это теплая молитва христианина, зов к Отцу Небесному. Преподобный Исаак Сирин, опытнейший в духовной жизни подвижник, свидетельствует: «В часы молитвенных бдений душа ощущает бессмертную жизнь, совлекается одеяния тьмы и приемлет в себя Духа Святого».

«Духоносными» именует Церковь святых подвижников Господних, истинных носителей Духа Утешителя, еще в земной жизни уподоблявшихся чистейшим ангелам. Путь этих людей Божиих к сиянию святости был обильно полит жгучими слезами покаяния и соленым потом труда, зато увенчивались они всею мощью благодатных дарований: властью над болезнями и над самой смертью, правом повелевать стихиями – вызывать дожди и укрощать бури; и горами двигать они могли, и ходили по воде и по воздуху, и от целых народов отвращали надвигающиеся бедствия святыми своими молитвами к благосклонному Вседержителю, ибо «не мерою дает Бог Духа» (Ин. 3, 34). Что самое драгоценное – в своем сердце святые подвижники уже на земле хранили блаженство Горнего Царствия, так что вся лютость мирских скорбей и диавольских козней словно бы не касалась их, не могла поколебать эти «живые храмы» Всещедрого Божества. Истины их духовного опыта, засвидетельствованные великими чудесами и знамениями, завещанные нам в их Богодухновенных творениях, являются путеводными звездами для жизни христианской.

Богоносные отцы Церкви указывают главную, единственно насущную цель отпущенного нам земного срока – стяжание Святого Духа в сердца наши. Особенно явственно и подробно разработано это учение преподобным аввою Макарием Великим, древле совершавшим свой подвиг в пустынях Египта. Благодатную росу его заветов освежил в умах русского народа преподобный старец Серафим, подвижник пустыни Саровской. Святые отцы учат, что пост, молитва, все добрые дела наши вовсе не самоцель, а лишь потребные средства к тому, чтобы умолить Духа Святого вселиться в наши сердца – лишь этого единственно истинного блага надо добиваться, лишь о нем неустанно просить Всевышнего. Без этого все «естественное добро» наше (так часто смешанное с тайным злом тщеславия), вся наша ревностность в благочестии останутся безблагодатными – и души наши, так и не одухотворившись, погибнут навеки. Только тот, кто скапливает сокровища Духа в собственном сердце, кто сам спасается для вечности, способен благотворить ближним своим, нести свет бренному миру, иначе все его «добрые» дела оборачиваются злом или, в лучшем случае, пустотой. «Радость моя, молю тебя, дай душе своей свободу питаться от сладчайшей беседы с Господом. Стяжи Дух мирен, и тысячи спасутся вокруг тебя!» – говорит преподобный Серафим Саровский, сам просвещавший, окрылявший и поныне продолжающий спасать для Царствия Небесного множество душ человеческих.

Но что только не называем мы «духовностью» в нынешнее смутное время, когда почти совершенно утрачены понятия о Божественной Истине. На расхожем современном языке «духовной жизнью» уважительно именуются и занятия наукой и искусством, и чтение книг и газет, и посещение театров и кино, и сидение у телевизора – вне зависимости от содержания узнанного, прочитанного, увиденного все это зовется «духовностью». Но в большинстве случаев подобные способы времяпрепровождения не имеют ничего общего с истинной жизнью совершенствующегося духа. Часто занятия эти пусты, а подчас и развращающи. Можно ли назвать «одухотворенным» режиссера скабрезного фильма или автора богоборческой «философской» теории? Да, это тоже «духовность» своего рода – рожденная не Святым Духом Божиим, а смрадными духами злобы.

Отрава «черной духовности» разливается по отступническому миру и в более тонких, изощренных видах, – от лукавых ересей до прикрытого льстивой оболочкой сатанизма. Таковы ядовитые токи «мистических мечтаний», когда к сладости духовной жизни начинают порываться те, кто отвергает соль труда и покаяния, необходимо предшествующую дарам Духа Божия. «Борьба долгая и болезненная приводит к чистоте сердечной, ради которой труженик удостаивается и яснейшего постижения Истин Божиих, и сладостнейшего ощущения в таких чертах, которые определены в Священном Писании. Это последнее явление уже в конце долгих трудов, как венец наградный. Мистики же за эту верхнюю точку совершенства прямо и хватаются, и ее-то живописуют, как она рисуется в их воображении, всегда в ложных красках».

Среди подобных душепагубных мистических ересей и движение, кощунственно именующее себя Святой Пятидесятницей. Кто такие эти пятидесятники, появившиеся только в нынешнем веке в США, а сейчас активно сеющие соблазн и в нашем Отечестве? Их основоположник, некий Чарльз Пэрхэм, начал в ходе экзальтированных «молитвенных собраний» возлагать руки на их участников, после чего те в экстазе заговорили якобы на иностранных языках. Это явление Пэрхэм истолковал как «дар языков», которого удостоились апостолы в день Пятидесятницы. Практика Пэрхэма получила массовое распространение, процедуру словоговорения под воздействием наложения рук кощунники-пятидесятники назвали «крещением духом». Но какого именно «духа» принимают в себя эти заблудшие, что движет их зачарованными устами?

Дар языков – одно из проявлений благодати огненного Духа, приосенившего апостолов Христовых в Сионской горнице. Это уже не «начаток Духа», но Его полнота, и восприятие подобной благодати означает святость. Так неужели же любой прохожий, случайно заглянувший на собрание пятидесятников и согласившийся, чтобы на него возложил руки кто-нибудь вроде Пэрхэма, тут же становится святым? Ведь и лучших из лучших сынов своего времени, избранных апостолов Спаситель три года просвещал и испытывал, прежде чем они удостоились сошествия Духа Утешителя.

Господь никогда не являет чуда ради чуда. Его знамения ничего общего не имеют с магическими фокусами, подобными пэрхэмовским. Необходимость в даре языков отпала после всемирного распространения Благовествования, потому эта способность была изъята из числа даров Духа Святого. А наставник пятидесятнической школы мгновенного обучения иностранным языкам очень похож на духа, от коего предостерегает святой апостол Иоанн Богослов: «дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь уже есть в мире» (Ин. 4, 3).

Звукосочетания, которые произносят несчастные «крещаемые духом» пятидесятники, обычно и не принадлежат ни к одному из языков народов мира – эти «откровения» еще требуют толкования. Удивительное ничтожество являют пятидесятнические «тексты» в сравнении с неизреченными глубинами Священного Писания и творений святых отцов Церкви. Во многих случаях льстивый дух просто хвалит, поощряет и превозносит говорящего «языком» – это уже явный, хорошо известный православному духовному опыту признак прелести диавольской». Святитель Игнатий (Брянчанинов) предупреждает: «Если в тебе кроется ожидание благодати – остерегись! Такое ожидание свидетельствует о скрытном удостоении себя, в котором гордость. К гордости удобно прилепляется прелесть, то есть уклонение от Духа Истины ко лжи духов отверженных. От ложных понятий являются ощущения, порождающие самообольщение. К действию самообольщения присоединяется обольстительное действие демонов. А произвольно подчинившийся демонам поступает под насильственное влияние их». Вот таким образом на собраниях пятидесятников злые духи понуждают говорить «языками» обольщенных и порабощенных ими людей. Все это очевидно для каждого достаточно просвещенного христианина, тем не менее душепагубными опытами «крещения духом языков» начали заниматься уже не одни пятидесятники, но и многие другие протестантские секты, а также часть римо-католиков, причем с кардинальского одобрения. Такую власть имеет над заблудшими душами антихристово позорище ложных чудес и фальшивых знамений!

Но что же русский народ, обладающий бесценным духовным богатством Святой Православной Церкви, – единственной сохранившей в чистоте Учение Христово и заветы апостольские? Неужели мы поверим всем этим чарльзам пэрхэмам, эллен уайт и билли грэмам с их актерскими ужимками и магическими фокусами, – и не поверим преподобному старцу-подвижнику Серафиму Саровскому, даже от святых мощей которого излились тысячи чудесных исцелений, происшедших на глазах всего народа? Распрямлялись изуродованные кости, прозревали слепые от рождения дети, исчезали злокачественные опухоли гортани и мозга – вот истинные чудеса Благости Божией, явленные и в нынешнем веке по молитвам преподобного Серафима Саровского. Так неужели же русские люди прельстятся блеском и треском чужеземных ересей и позабудут заветы Духоносного старца Серафима, среди которых звучит и призыв хранить верность Святому Православию: «У Бога взыскуется правая вера в Него и Сына Его Единородного. Господь равно слушает и монаха, и мирянина, простого христианина, лишь бы оба были православные и оба любили Бога из глубины душ своих».

 

Дорогие во Христе братья и сестры!

И «бурным огненным дыханием», зовущим к ревностному служению Богу и ближним, и нежными «голубиными крыльями», обещающими мирную радость нашим душам, касается нас Святой Дух Господень, Утешитель Божественный. Тем, кто всем сердцем раскроется навстречу этим благодатным прикосновениям, не убоявшись ни тяжести покаянного труда, ни житейских скорбей, уготована несравненная награда от Господа. Внявшие апостольскому призыву «В усердии не ослабевайте, духом пламенейте, Господу служите» (Рим. 12, 11), непременно сподобятся плодов Духа Утешителя, которые есть «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5, 22–23).

Да попалит же огненный Дух-Утешитель суетность, нечистоту, маловерие и в нашей с вами жизни. Как учит нас преподобный Макарий Великий, будем же и мы «умолять Бога, чтобы дал нам «криле голубине» Святого Духа, да отлучится от нас греховный ветер, в нас живущий». Аминь.