Роль предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» в духовно-нравственном развитии обучающихся

image_print
2022.10.10 совещание с заместителями директаров ...новы религиозных культур и светской этики (29)

10, 11 и 12 октября 2022 года в Омском государственном педагогическом университете состоялся семинар-совещание «Роль предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» в духовно-нравственном развитии обучающихся: проблемы, поиски и перспективы». Мероприятие проходило в рамках Региональных Рождественских образовательных чтениях Омской митрополии «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека».

Участниками трехдневного семинара-совещания, посвященного реализации предметной области Основ религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) и опыту сотрудничества с религиозными организациями стали представители департамента образования Администрации города Омска, заместители руководителей общеобразовательных школ города Омска по административным округам, педагоги предметной области ОРКСЭ, благочинные и духовенство Омской епархии, представители исламской культуры. Организатором мероприятия выступил Отдел религиозного образования и катехизации (ОРОиК) Омской епархии.

С приветственным словом к собравшимся обратились:

  • Свирская Елена Владимировна, руководитель сектора развития системы образования департамента образования города Омска;
  • Аллагулов Ильяс Зайнуллович, заместитель муфтия Центральной религиозной организации Духовного управления мусульман города Омска и Омской области (Омский Мухтасибат),
  • Жумажанов Аскар Шаяхметович, имам мечети «Хаир Ихсан», имам Сибирской соборной мечети Рустем Хазрат.

Возглавил работу семинара руководитель ОРОиК Омской епархии протоиерей Димитрий Олихов.

В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования в рамках обязательных для основного общего образования предусмотрено изучение истории и культуры религий, составляющих неотъемлемую часть исторического наследия народов России: православия, ислама, буддизма и иудаизма. И целью учебного курса ОРКСЭ, введенного с 2012 года распоряжением президента Российской Федерации является формирование у ребенка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи учебного курса ОРКСЭ:

  • знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
  • формирование представлений о традиционных религиях в России, их истории, современном состоянии, значении для жизни человека, общества, народа, России;
  • развитие представлений ребенка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи и общества;
  • обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  • развитие способностей ребенка к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Город Омск является городом поликонфессиональным, у нас живут представители разных национальностей, разных вероисповеданий, и для нашего города весьма актуальны те цели и задачи, которые ставит перед собой этот курс.

В своем выступлении протоиерей Димитрий Олихов отметил, что школа – есть посредник, который передает новым поколениям нравственные ценности, накопленные прежними веками. В этом деле школа и Церковь призваны к сотрудничеству. Возгревание в юных сердцах устремленности к истине, подлинного нравственного чувства, любви к ближним, к своему отечеству, его истории и культуре должно стать задачей школы не в меньшей, а может быть и в большей мере, чем преподавание знаний. Батюшка также обозначил ряд проблем существующих в преподавании данного курса:

«На сегодняшний день в школах города Омска большинство детей изучают модуль «Основы светской этики» – 72%, «Основы религиозных культур народов России» – 19%, Основы исламской культуры – 2%. К сожалению, образовательные учреждения в массовом порядке игнорируют выбор родителями или законными представителями детей модуля «Основы Православной культуры» (ОПК) – лишь 9% детей изучают его на сегодняшний день. Свободным выбор будет являться в том случае, когда на выбор родителей не будут влиять настойчивые советы администрации школы или учителя выбрать «светскую этику», потому что по светской этике есть очень хороший преподаватель или, потому что прежние два года в школе преподавались модули по «Основам светской этике» и так называемым «мировым религиозным культурам», а также чтобы не разделять детей на группы.

На выбор модуля не должны также влиять и такие факторы, как:

- недостаток помещений для группы учеников, родители которых выбрали ОПК;

- малочисленность учеников, родители которых желают, чтобы их дети изучали именно ОПК, а не светскую этику или все религии сразу;

- проблема часов для модулей ОРКСЭ;

- проблема с зарплатой учителю ОПК;

- отсутствие или недостаток учебных пособий по ОПК;

- отсутствие учителя, желающего преподавать ОПК.

Модуль «Основы православной культуры» не нарушает принципа светскости, так как имеет культурологический характер. Принцип светскости не предполагает атеистический характер образования, но говорит лишь о том, что ни одна религия не может быть господствующей в образовательном процессе – модуль ОПК вполне соответствует этому условию. Его цель познакомить учеников с многовековой культурой родной страны. Кроме того, модуль ОПК выполняет воспитательную функцию, которая была возложена на ОРКСЭ, а модуль «Светская этика» не справляются с этой задачей».

Батюшка рассказал о совместной деятельности Омской епархии с образовательными учреждениями, о курсах повышения квалификации для педагогов, преподающих предметную область ОРКСЭ, о мероприятиях, в которых могут принять участие дети и педагоги.

Затем педагогами был представлен практический опыт работы четырех модулей предметной области ОРКСЭ.

С докладами, которые сопровождались мультимедийными презентациями, выступили учителя модуля «Основы Православной культуры»:

  • Литвякова Ирина Эдуардовна, г. Омск, «Гимназия № 146»;
  • Курьякова Наталья Викторовна, г. Омск, «Средняя общеобразовательная школа №83»;
  • Суркова Галина Владимировна, г. Омск, «Гимназия №12;
  • Шведенко Елена Ивановна, г. Омск, «Средняя общеобразовательная школа №41»;
  • Некрасова Елена Леонидовна, г. Омск, «Средняя общеобразовательная школа №7».

Модуль «Основы Исламской культуры» представили:

  • Догадова Любовь Владимировна, г. Омск «Средняя общеобразовательная школа №55 имени Л.Я Кичигиной и В.И. Кичигина»,
  • Амиржанова Кумус Казбековна, г. Омск, «Средняя общеобразовательная школа №100».

Модуль «Основы религиозных культур народов России»:

  • Рябова Олеся Николаевна, г. Омск, учитель «Средней общеобразовательной школы №48»;
  • Исаева Полина Игоревна, г. Омск, «Средняя общеобразовательная школа №101».

Модуль «Основы светской этики»:

  • Майер Елена Николаевна, г. Омск, учитель «Средней общеобразовательной школы №61»,
  • Мусайбекова Ляйлягуль Бахытжановна, г. Омск, «Средняя общеобразовательная школа №107»;
  • Носкова Наталья Ивановна, г. Омск, «Гимназия №43»,
  • Киселева Татьяна Александровна, г. Омск, «Средняя общеобразовательная  школа №53».

Доклады вызвали живой интерес у присутствующих слушателей, педагоги показали свой высокий уровень профессионализма в формировании у обучающихся базовых национальных ценностей и возможности их сохранения в условиях вызовов современности; обменялись опытом взаимодействия образовательных организаций с Омской епархией и родителями обучающихся по вопросам формирования традиционных семейных ценностей. Педагоги отметили, что детям очень нравятся занятия предметной области ОРКСЭ, они отмечают положительный эффект в воспитании детей. Предмет напрямую связан с жизнью, и у обучающихся не возникает вопроса о необходимости его изучения. Вне всякого сомнения, полученные знания находят применение в повседневной деятельности и дальнейшей жизни.

Участники семинара выразили уверенность, что духовно-нравственное воспитание и образование в целом (воспитание и обучение) в современном образовательном пространстве должно основываться на духовных, исторических и культурных традициях русского и других народов России и быть направлено на приобщение подрастающего поколения при получении образования всех уровней к традиционным российским духовным и нравственным ценностям.

В завершении протоиерей Димитрий Олихов выразил педагогам глубокую признательность за профессиональное мастерство, душевную щедрость в деле духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания и обучения школьников. Пожелал творческих успехов в нелегком благородном служении и вручил благодарственные письма учителям модуля «Основы Православной культуры» предметной области «Основы религиозных культур и светской этики».

Видеозапись семинара-совещания можно посмотреть по ссылке: https://www.youtube.com/playlist?list=PLYavH1YVlIx7mpzVBGbDcP_DUUliO_1J-

Семинар-совещание «Роль предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» в духовно-нравственном развитии обучающихся: проблемы, поиски и перспективы» реализован на средства гранта, предоставленного Правительством Омской области при софинансировании Фонда президентских грантов.

Похитайло Тамара Викторовна, заведующий сектором по работе с общеобразовательными организациями ОРОиК Омской епархии