Формированию миролюбивого сознания обучали педагогов на семинаре

image_print
баранцева_1

29 марта 2018г. заведующий сектором по работе с дошкольными образовательными организациями ОРОИК Омской епархии, зам. председателя ОРО ООО “Российский комитет защиты мира, Светлана Петровна Баранцева провела семинар с молодыми педагогами образовательных организаций города Омска.

Выступить в качестве преподавателя Светлану Петровну пригласили специалисты Омской областной организации профсоюза работников народного образования и науки.

Светлана Петровна рассказала не только о результатах мониторинга межнациональных и межконфессиональных отношений, проведенного среди обучающихся 20 общеобразовательных школ, но и о формировании значимых личностных качеств у обучающихся: миролюбии, милосердии, ответственности, гражданственности, патриотизме, трудолюбии. Также Светлана Петровна дала разъяснения понятий «обучение», «воспитание», «развитие», «духовно-нравственная культура», « православная культура», познакомила с понятием «благочинный» и чем он занимается. Многое из озвученного для молодых педагогов было неизвестным.

Огромное разнообразие этнического состава населения делает нашу страну уникальной. В России, по данным Росстата, проживают представители более 180 этнических групп. Как правило, каждая группа обладает собственным языком, сохраняет определенные традиции, несет в себе самобытную мифологию, миропонимание, систему ценностей. В этом многообразии, безусловно, заключается богатство России. Каждый язык, каждый миф, каждая традиция делает нашу общую российскую культуру шире и многограннее.

В то же время очевидно, что полиэтничность, при осуществлении неосторожной политики, может стать ахиллесовой пятой Российского государства. Поэтому в сфере регулирования российских межэтнических отношений необходим взвешенный, тщательно продуманный подход, проработанная стратегия. Задача такой стратегии – сделать наше общество устойчивым, исключить возможность его раскола по причине межэтнической розни.

Культурная самобытность и культурное разнообразие народов, населяющих Омское Прииртышье, создают необходимость взаимодействия множества субкультур, диалога, обмена мнениями и опытом, постижения ценностей и традиций других. Следует отметить, что диалог и взаимодействие различных культур, возможность контакта и взаимодействия представителей многочисленных национально-культурных и религиозных общественных объединений с органами исполнительной власти – актуальное и реализуемое на практике направление.

Как известно, школа является мощным каналом социализации личности. Причём, таким каналом, который характеризуется системностью и плановостью работы, осуществляемой педагогами-профессионалами.

Именно школа призвана стать центром воспитания миролюбивого сознания как важного фактора устойчивости общества. При этом, в своей работе школа выходит не только на учащихся, но и на их родителей, очень часто дедушек и бабушек школьников, т.е. на большинство населения России.

Традиционно воспитание рассматривается как процесс формирования у учащихся гражданских, нравственных, психологических и физических качеств, обучение стереотипам поведения, в соответствии с предъявляемыми обществом обычаями и требованиями.

В узком смысле – это деятельность, связанная с формированием социально значимых качеств личности, активной жизненной позиции.

В широком – это целенаправленное создание условий для всестороннего развития личности школьника, реализации индивидуальности учащихся.

  • Развитие – это объективный процесс и результат внутреннего, последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека.
  • Духовное развитие – это осмысление человеком своего предназначения в жизни, появление ответственности перед настоящими и будущими поколениями, понимание сложной природы мироздания и стремление к постоянному нравственному самосовершенствованию.

Работа по формированию миролюбия в образовательном учреждении должна быть связана не только с обучением детей конкретным навыкам миролюбивого поведения, но и с формированием у них определённых личностных качеств. Речь идёт о чувстве собственного достоинства и умении уважать достоинство других; осознании того, что каждый человек многообразен в своих проявлениях и не похож на других; позитивном отношении к самому себе и представителям других народов и иных культур.

В отечественной педагогике и в педагогической практике идеи миролюбия реализуются в педагогике сотрудничества, педагогике переживания, диалоговой педагогике, педагогике успеха и др. Целью педагогики миролюбия является воспитание подрастающего поколения на ненасильственной основе в духе милосердия, миролюбия, сотрудничества, уважения прав и свобод других людей.

Кроме того, на семинаре был проведен мониторинг и среди участников семинара – молодых педагогов образовательных организаций города, результаты которого будут обработаны и представлены в рамках круглого стола, который пройдет с молодыми педагогами 19 апреля в Доме Союзов.

Отзывы о семинаре молодых педагогов были очень хорошие. Они отметили и практическую значимость и прекрасную подачу материала, с примерами и с разъяснениями.

 

Светлана Ефремова